Задачи:
- образовательные – обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше; об экологических факторах, определяющих их распространение в Пензенской области.
- развивающие – развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др.
- воспитательные – формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.
Оборудование:
- Самодельныетаблицы:
а) требования к знаниям и умениям;
б) позвоночные животные Пензенской области;
в) опорный конспект “Отряд бесхвостые. Семейство жабы”.
- Механическая игрушка “земноводное”.
- Звукозапись:
а) голоса земноводных;
б) рассказ: интервью кандидата биологических наук, доцента кафедры зоологии и экологии Пензенского Государственного Педагогического Университета им. В.Г.Белинского Ермакова О.А.
- Динамическая модель водоема “Биотические связи земноводных”.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Учитель: Известно, что земноводные заселили огромные пространства суши, кроме Крайнего Севера, Заполярья, высокогорья. Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда: хвостатые, бесхвостые, безногие. Представители хвостатых и бесхвостых земноводных встречаются и на территории Пензенской области. Всего насчитывают 11 видов. С ними мы и будем знакомиться. Вы должны знать 2–3 представителей земноводных из каждого отряда, отличать их друг от друга. Уметь объяснять особенности их образа жизни и роль в природе. Более подробно требования к знаниям и умениям обозначены на таблице: “Требования к знаниям и умениям учащихся”. Содержание таблицы “Требования к знаниям и умениям учащихся”:
Называть: экологические факторы, определяющие распространение земноводных Пензенской области, редкие виды земноводных.
Характеризовать: многообразие земноводных, их образ жизни в соответствии со средой обитания, причины исчезновения земноводных.
Обосновывать: место и роль в природе и жизни человека.
Сравнивать: признаки приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.
Распознавать: признаки отличия жаб и лягушек.
II. Изучение нового материала
1.1 Позвоночные животные Пензенской области (рассказ учителя).
В Пензенской области насчитывают 11 видов земноводных, в том числе 9 видов принадлежат к отряду бесхвостые, 2 вида к отряду хвостатые.
Эти сведения представлены и в таблице.
Позвоночные животные Пензенской области | |||
Класс | Отряд | Семейство | Количество видов |
Земноводные | Хвостатые | Саламандровые | 2 |
Бесхвостые | Круглоязычные | 1 | |
Чесночницы | 1 | ||
Жабы | 2 | ||
Лягушки | 5 |
В дальнейшем вы можете ее использовать при подготовке устного ответа.
2.2. Хвостатые земноводные Пензенского края. Их 2 вида: тритон обыкновенный, тритон гребенчатый. Рассмотрим биологические особенности тритона обыкновенного. (Сообщение ученика) по плану. Текст сообщения. “Биологические особенности тритона обыкновенного”.
Обыкновенный тритон повсеместно распространенный вид животного Пензенской области. Тритон обыкновенный встречается в небольших прудках, в кюветах по обочинам дорог. По форме тела тритон напоминает ящерицу. Небольшое животное, длина туловища 5–6 см. Тритон обыкновенный более приспособлен к жизни в воде, чем лягушка и жаба. Кожа у тритона голая, гладкая, мелкозернистая и не может защитить тело от высыхания. Окраска верха светлая, брюхо желтоватое с темными пятнами. На голове продольные полосы. Весной в период наибольшей активности у тритона от затылка до хвоста появляется плавниковый гребень – этот орган усиливает процесс кожного дыхания. Основным видом пищи тритона обыкновенного в водоеме являются различные водные беспозвоночные: ракообразные, моллюски, личинки комаров. К моменту выхода на сушу тритон теряет гребень, становясь сухопутным животным с преобладанием легочного дыхания. Суточная ритмика активности тритона определяется погодными условиями: в первую очередь температурой и влажностью. Днем тритон скрывается в лесной подстилке, под корягами, корой упавших деревьев. Активен ночью, питается мелкими наземными беспозвоночными. Тритон периодически линяет, сбрасывая свою кожицу, которую тут же съедает. Частая линька указывает на интенсивность роста и обмена веществ у животного. Весной, в период размножения, у самцов вырастает сумчатый гребень. У самок гребня нет. У тритона проявляется забота о потомстве на стадии икрометания, поэтому число откладываемых яиц невелика: 69–170 икринок. На 14–20 день после откладки яиц из них выходят личинки, напоминающие головастиков лягушки. В нашей области при понижении t до 8–12° и при ночных t в 3–5° С земноводные перемещаются к местам зимовок, в сентябре и начале октября скрываются в зимние убежища. Зимует тритон на суше в ямах, гнилых пнях. Кроме тритона обыкновенного в Пензенской области встречается гребенчатый тритон. Этим земноводным требуются специальные меры охраны.
План сообщения “Биологические особенности тритона обыкновенного”.
- Среда обитания тритона обыкновенного.
- Биологические особенности тритона обыкновенного:
1) Внешнее строение:
а) форма тела;
б) размер;
в) покровы тела;
г) конечности.2) Образ жизни:
а) питание;
б) размножение;
в) забота о потомстве;
г) ритмы жизни.
3) Охрана тритонов.
На основе прослушанной информации о тритоне обыкновенном все остальные учащиеся выполняют задания по вариантам.
1-й вариант. Составить план, характеризующий биологию тритона обыкновенного
2-й вариант. Слушая рассказ, ответьте на вопрос письменно.
Вопрос: Какие факторы определяют распространение тритона обыкновенного в Пензенской области?
2.3.Самостоятельная работа с текстами: “Озерная лягушка” (Приложение 1),(<Рисунок 1>), “Съедобная лягушка” (Приложение 2),(<Рисунок 2>)
Задание. Прочитайте текст и заполните таблицу “Сравнительная характеристика земноводных”.
Таблица “Сравнительная характеристика земноводных”
План | Озерная лягушка | Съедобная лягушка |
Среда обитания | Водоемы открытых ландшафтов | Промежуточные условия, избегают водоемов и не заходят в глубь леса |
Особенности питания | Насекомые | Насекомые |
Приспособления к зимним условиям | Зимует в воде, зарывшись в ил | Зимует на суше (с прудовой) или в воде (с озерной) лягушкой |
2.4 Самостоятельная работа.
Выполните тест: “Особенности организации прудовой лягушки”. Задание. Из перечня признаков запишите те, номера, которые характеризуют особенности прудовой лягушки и включите их в свой рассказ.
Тест. “Особенности организации прудовой лягушки”
1. Земноводные – первые позвоночные животные:
а) вышедшие на сушу и полностью независимые от воды;
б) вышедшие на сушу, но не порвавшие связи с водой.
2. Жизнь земноводных связана с водоемами:
а) солеными;
б) пресными;
в) солеными и пресными.
3. Какой признак указывает на приспособленность к жизни на суше:
а) широкое туловище;
б) наличие конечностей наземного типа;
в) клиновидная голова.
4. Какой признак указывает на приспособленность лягушки к обитанию в воде:
а) короткое тело;
б) клиновидная голова;
в) перепонки на задних конечностях.
5. Кожа у лягушки:
а) голая, слизистая, лишенная ороговевших клеток;
б) имеет ороговевший слой клеток;
в) голая, слизистая, имеет ороговевший слой клеток.
6. Лягушка при помощи кожи:
а) может “пить” воду;
б) не может “пить” воду;
в) различает цвета и темноту.
7. Какую функцию выполняет слизь, которая выделяется кожными железами:
а) защищает организм от бактерий;
б) помогает добывать пищу.
8. На суше лягушка дышит:
а) легкими и кожей;
б) жабрами и кожей;
в) только кожей; г) только легкими.
9. Долго находясь под водой лягушка не погибает, потому что в воде:
а) органом дыхания является кожа;
б) лягушка расходует запас воздуха легких.
10. Лягушка питается:
а) нитчатыми водорослями;
б) водными растениями;
в) беспозвоночными.
Ответ: Наиболее логичный рассказ можно составить, используя такую последовательность: 1-б, 2-б, 3-б, 4-в, 5-а, 6-а, 7-а, 8-г, 9-а, 10-в.
III. Актуализация знаний
3.1. Перед вами движущаяся механическая игрушка “Земноводное”, наблюдая за движением игрушки, отметьте, какие особенности строения позволяют жить земноводным на суше, какие особенности строения позволяют жить в воде.
3.2. Биологические особенности семейства жабы. (Сообщение ученика по опорному конспекту.)
Беседа:
- Как по внешним признакам отличить жабу от лягушки?
- Почему человек старается привлечь на свои дачные участки жаб?
3.3. Распространение земноводных в Пензенской области. Самостоятельная работа с географической картой в Атласе Пензенской области.
Задание:. Изучите и выпишите в тетрадь названия 2–3 представителей хвостатых и бесхвостых земноводных, обитающих в Пензенской области.
3.4. Перед вами модель водоема: “Биологические связи земноводных”. На основе этой модели составьте цепь питания обитателей этого водоема (не более чем из 3–5 звеньев).
3.5. Редкие и исчезающие виды земноводных Пензенской области. Интервью-рассказ кандидата биологических наук, доцента кафедры зоологии и экологии ПГПУ им. В.Г.Белинского Ермакова О.А. Беседа на основе рассказа – интервью.
- Назовите редкие виды земноводных Пензенской области?
- Почему необходимо охранять земноводных Пензенской области?
IV. Домашнее задание
Из изученного материала вам следует знать 2–3х представителей бесхвостых и хвостатых земноводных. На выбор подготовьте сообщение “Пальма первенства земноводных”, используя дополнительную литературу.