Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; развитие скорочтения, освоение форм драматизации.
Задачи:
- Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
- Умение анализировать характер и поступки героев;
- Умение составлять план рассказа.
- Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Совершенствовать навыки выразительного чтения;
- Воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:
- Портрет писателя Н.Н. Носова
- Выставка книг писателя
- Набор карточек с названиями его произведений
- Отрывки из произведений для чтецкой разминки
- Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных слов из рассказа
- “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
- Кассеты с записью из мультфильма о Незнайке для физкультминутки
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.
Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.
Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи “маленького человечка”. Обозначьте своё настроение.
2. Проверка домашнего задания
– Давайте проверим, все ли готовы к нашему путешествию. Посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.
– На прошлом уроке мы познакомились со шведской сказкой “Принцесса-лгунья”
- Найдите и прочитайте, за что принцесса полюбила пастуха.
- Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
- Кто из героев сказки принадлежит чудесному миру?
- Дома вы должны были нарисовать девушку-звезду, какой вы её себе представляете? (рис. на доске).
- Какая идея этой сказки?
- Какая пословица подходить больше всего к нашей сказке?
- Слово пуще стрелы разит.
- Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.
- “Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят”.
- Прочитайте пословицу медленно.
- Подумайте, о чём говориться в скороговорке
- Проговорите пословицу несколько раз: сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее.
- Произнесите пословицу несколько раз вслух в быстром темпе.
- Кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
- Произнесите пословицу с разной интонацией:, выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с ! , с ?. интонацией.
- Произнесите пословицу, выделяя на каждое слово ударение.
3. Подготовка к восприятию текста
– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.
(На доске – рисунок театра.)
Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.
Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.
(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.
Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.
Незнайка: Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?
(Свободные высказывания детей.)
На доске портрет Н. Носова.
Биографические сведения о Н.Н.Носове.
Учитель: Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям”.
Ученица: Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.
Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году.
Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.
Учитель: Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.
Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.
4. Физкультминутка
Незнайка: А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.
5. Первичное чтение
– Угадайте название рассказа Н. Носова.
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!
А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова “ Огурцы” (Звучит фонограмма.)
– Кто главный герой этого произведения?
А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение “трудных” слов.
6. Подготовка к восприятию
(стр. 115 учебника.)
а) читай целыми словами.
место – поместил – поместились.
б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся – остановился
в) Читай внимательно.
Соврал – сорвал
Совать – соврать
Нарвали – наврали
Выпрошу – выброшу.
7. Чтение и анализ рассказа Н. Носова
– Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному чтению этого текста. Читать будете по “цепочке”. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.
а) чтение учеником вслух до слов: “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.
– Предположите, что могло произойти дальше с Котькой?
(Ответы 1–2 учеников.)
– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой радостный.)
б) Выразительное чтение учащихся до слов: “Котька повернулся и медленно – медленно пошёл по улице”.
Автор; мама; Котька:
Это I часть – вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.
– Что мы узнали о двух друзьях?
– Как вы относитесь к поступку Павлика?
– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске.)
– Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.)
– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?
– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не будет сына.)
в) Чтение II части до слов: “ Котька побежал домой…”
– Это Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения. Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)
– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)
– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?
– Каким изобразил его автор?
– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)
– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)
– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)
– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)
– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой – сторожем)
г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка – логическое заключение).
– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)
– Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа? Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение дедушки.)
– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
– Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.
Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.
– От чьёго имени ведётся рассказ?
Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать этот рассказ.
Озвучим эти картины.
Автор; Мама; Котька; Сторож.
Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?
(Необходимо выразить возмущение, строгость.)
– Какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа:
- Радость
- чувство удивления
- досады
- растерянности
- плач
8. Проверка знания текста
На доске приготовлены листочки. Необходимо последовательно их распределить.
- Котька пришёл домой радостным.
- Всё равно они уже расти не будут.
- Пусть лучше у меня не будет сына…
- Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
- А ты на Павлика не смотри, сам…
- На душе у него было радостно.
(На доске запись этих предложений.)
– Молодцы! Справились!
Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:
- Стыдно сказать, а грех утаить.
- Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
- Правда дороже золота.
В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)
9. Подведение итогов
– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актёрами: выразительно читали, работали над текстом, инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.
– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?
– Какую оценку поставите?
– С каким настроением вы заканчиваете урок?
– Покажите мне его при помощи “маленького человечка”.
– На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.
10. Домашнее задание
стр. 115–119 “озвучить” иллюстрации к рассказу.
Оценка класса.