Цели:
- образовательная – формирование представления о типах графических изображений;
- развивающая – развитие исследовательских умений, использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала;
- воспитательная – формирование чувства толерантности, взаимовыручки.
Тип урока: формирование новых понятий и убеждений.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование: Учебник Н.Д. Угринович “Информатика. 7 класс”. – М., БИНОМ,2006г.; презентация (Приложение 1); рабочие листы (Приложение 2); компьютеры; проектор; экран.
Методы: исследовательские, словесные, наглядные, компьютерные технологии.
Ход урока
I. Инициация
Взаимоприветствие.
II. Сообщение темы и целей урока
На доске расположены картина, детский рисунок, рекламный плакат, схема компьютера, карточка, на которой записано число 2008.
Учитель: Ребята, что вы видите на доске? (Картина, рисунок, реклама, число.)
– Какой объект является лишним? (Число.)
– Почему? (Картина, рисунок, реклама – это графическая информация.)
– Ребята, каким общим словом можно объединить все эти объекты? (Графика.)
– Подсказкой вам может послужить ребус, разгадав который вы узнаете тему нашего урока.
Ребус.
– Назовите осадки, но не дождь и не снег. (Град.)
– Посмотрите внимательно, что за оружие показано на рисунке? Чем украшают верхнюю часть ворот? Это одна карточных мастей. (Пика.)
– Какое слово зашифровано в ребусе? (Графика.)
– А кто знает, что такое графика? (Графика – искусство изображения предметов.)
– Итак, сегодня будем говорить о графике и ее типах. Одним из первых умений, которое приобретает человек в своей жизни, порой ещё даже не научившись говорить, является умение рисовать. Мы рисуем на бумаге, на асфальте, на холсте, на доске. Но в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер. Мир компьютерной графики необъятен. Это и несколько миллионов цветов в палитре, это и возможность “оживить” картинку, это и различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще. Где, как не на компьютере можно дополнить понравившуюся картину великого художника своими персонажами, да ещё и заставить их двигаться? И всё это можно сделать, не имея специального образования. Но только нужно хорошо уяснить, что такое графика, какие типы графики бывают, где они применяются. На все эти вопросы мы будем искать сегодня ответы.
III. Информаационно-поисковый этап
– Посмотрите на экран и скажите, можно ли разделить эти объекты на группы? Разделите их. (Дети делят объекты на группы, изображенные на карточках – образцах.)
– Правильность вашего выбора вы сами проверите в конце урока. А для этого, мы с вами сейчас проведем исследование по изучению типов компьютерной графики. Существует два типа графических изображений на компьютере: растровое и векторное.
– В процессе исследования вы должны заполнить таблицу.
На экране появляется слайд презентации с таблицей (она не заполнена), а у учеников образец таблицы на столах.
Растровое изображение | Векторное изображение | |
Как создается изображение? | ||
Как изменяется в процессе масштабирования? | ||
Принцип окрашивания? |
– Рассмотрим изображение.
– Ели мы увеличим его, то получим изображение, состоящее из точек.
– Что можно сказать о точках? Какие свойства имеют точки? (Каждая точка имеет свое место и цвет.)
– Кто знает, как называется изображение состоящее из точек? (Изображение, образованное точками разных цветов и оттенков, называется растром.)
– Данное определение имеется у вас на рабочих листах.
– Компьютерные изображения, состоящие из точек называют растровыми, а вид компьютерной графики – растровая графика.
– Как называются точки, из которых образуется растровое изображение? (Пиксель.)
IV. Физкультминутка
– Ребята, чтобы дальше продолжить исследование, нужно хорошо запомнить то, что только изучили. А помогут нам в этом упражнения для глаз.
Упражнение 1. Представьте себе, что плывут по голубому небу белые облака. А теперь закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы так, чтобы увидеть пиксели, из которых образовано изображение этих облаков. Раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль через окно.
Упражнение 2. Не поворачивая головы (голова держится прямо), нарисуйте зеленый воздушный шар движением глаз по часовой стрелке и отпустите этот шар в голубое небо. Затем посмотреть вдаль.
Упражнение 3. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы и представьте себе маленькую девочку, у которой рыжие волосы, и она одета в зеленое платье. Широко раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль через окно.
– А теперь посмотрите на изображение девочки с рыжими волосами, одетую в зеленое платье и скажите, из каких объектов состоит данное изображение? (Изображение состоит из окружности, треугольника, линий.)
– Как создается векторное изображение? (Векторное изображение создается из объектов (точки, линии, окружности и т.д.), которые называются графическими примитивами.)
– Компьютерные изображения, состоящие из линий-векторов, называют векторными, а вид компьютерной графики – векторная графика.
– Теперь рассмотрим, что происходит с растровым изображение в процессе масштабирования.
– Если растровое изображение уменьшить, что с ним происходит? (При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется четкость мелких деталей изображения.)
– Если растровое изображение увеличить, что с ним происходит? (При его увеличении увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.)
– Как изменяется в процессе масштабирования векторное изображение? Изменяется ли изображение при уменьшении или увеличении? (Векторное изображение может быть увеличено или уменьшено без потери качества.)
– А на следующий вопрос попробуйте найти ответ самостоятельно. По какому принципу окрашивается растровое изображение? (Окрашивается каждый пиксель.)
– Как происходит окрашивание векторного графического изображения? (Окрашивается вся фигура целиком.)
в) Представление результатов исследования.
После всех выступлений таблица на экране заполняется ответами.
Растровое изображение | Векторное изображение | |
Как формируется изображение? | Из точек (пикселей) различного цвета | Из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и т.д.) |
Как изменяется в процессе масштабирования? | При уменьшении теряется четкость
мелких деталей. При увеличении появляется ступенчатый эффект. |
Не теряет качества |
Принцип окрашивания? | Окрашивается каждый пиксель | Окрашивается вся фигура целиком |
– В процессе исследования вы должны были заполнять таблицу, давайте проверим, как вы это сделали.
Открывается таблица, ученики сравнивают свои записи с записями таблицы, исправляют, если есть недочеты.
V. Закрепление результатов исследования
– Выполните задание и определите, над каким видом компьютерной графики вы работали.
Задание 1. (4 человека)
Соединить части рисунка.
Задание 2. (6 человек)
Соединить точки линиями: 1) 1-2-4, 3-4-6-5; 2) 1-2, 1-4, 2-5, 3-4, 5-6, 3-7, 6-8; 3) 1-4, 1-5, 2-3; 4) 1-2-4, 3-4-5; 5) 1-3-2-4; 6) 1-2.
– Какое слово получилось? (Удачи!)
VI. Рефлексия
– Ребята, я желаю вам удачи в познании растровой и векторной графики. А теперь скажите, кто из вас над каким типом графики работал?
(1 группа работала над растровым изображением, 2 группа – над векторным.)
– Почему вы так решили?
(1 группа в произвольной форме соединяла рисунок, изменяя размеры частей рисунка. 2 группа – строго по точкам соединяла изображения.)
– Мы с вами рассмотрели свойства обоих типов компьютерной графики Как вы думаете, где применяется растровая графика, а где – векторная? (С помощью растровой графики можно повысить качество старой фотографии; из черно-белой сделать цветную. Используется для художественного творчества. Векторная графика используется для хранения высокоточных объектов (чертежей, схем).)
– Теперь вернемся к началу урока, вы делили объекты на группы, посмотрите, правильно ли вы разделили их. Если да, то вы молодцы, если нет, то исправьте и больше не допускайте ошибок в определении типов компьютерной графики. Поставьте себе оценку.
– Добавление изображений, рисунков, картинок, фотографий улучшает нашу жизнь, наше восприятие мира. При использовании графики можно оформить любую работу, вот, например, посмотрите на свои бейджики и на мой, что вы можете о них сказать? (Детские бейджики черно-белые, а мой цветной.)
VI. Домашнее задание
– Да, действительно, мой бейджик яркий и красочный. Вы тоже теперь, зная, что такое компьютерная графика, и какой она бывает, можете оформить свои бейджики. В качестве домашнего задания я рекомендую выполнить красочное оформление бейджиков.
– Все, урок окончен, всем спасибо, до свидания!