Цель: на основе способностей, знаний, желания детей (как отдельный кирпичик) и их творческой работы в группах (как отдельный пласт единого целого), создать одно из чудес света – Египетскую пирамиду. Через знания и умения детей составить общую характеристику Древнего Египта.
Оборудование: карта “Древний Египет”, картины по истории Древнего мира, изображение египетской пирамиды, заготовки для пирамиды (с заданиями), атлас по истории Древнего мира.
План урока:
- Постановка задач классу.
- Работа детей в группах по индивидуальным заданиям для каждой группы.
- Демонстрация проделанной работы с необходимыми пояснениями.
- Соединение работ каждой группы в единое целое.
- Подведение итогов проделанной работы.
- Сопоставление значимости и масштабности проделанных работ.
Вступление
- Мы с вами изучили историю Древнего Египта. И вы знаете, что одним из Чудес света считались в древности египетские пирамиды.
- И мы сегодня с вами будем создавать такое “Чудо света” своими руками.
- А для этого мы будем работать по группам. Каждая группа получит свое задание и создаст свою пирамиду.
- Но помните, что каждый из вас – это кирпичик своей пирамиды, поэтому, вы должны работать дружно, все вместе.
Ход урока
1. Класс делится на 4 группы, которые составляются по желанию детей с рекомендациями учителя (по психологической совместимости детей); количество человек в группах должно быть равное. В начале урока ставится задача классу: учитель говорит о том, что каждый ребенок является частичкой (в данном случае “кирпичиком”) большого целого, участвуя в коллективной работе, созидает это единое целое (в данном случае – одно из чудес света – Египетскую пирамиду). А для этого необходимо будет в каждой группе выполнить определенное задание по созданию грани пирамиды. (Учитель может и не сообщать детям конечный результат работы, – чтобы это было для них неожиданностью). По окончании работы дети должны продемонстрировать конечный результат и сделать необходимые пояснения.
2. Карточки с заданиями и заготовки граней пирамиды раздаются группам с учетом способностей и интересов детей.
Пояснения к заданиям по группам
1. Пирамида-лестница
Заполнить этажи пирамиды, соответствующие социальному положению определенных слоев населения Египта: фараон, вельможи, чиновники, воины, земледельцы, ремесленники, рабы. По возможности изобразить их и дать соответствующие пояснения.
2. Пирамида-рисунок
Изобразить на грани природу Египта, занятия населения, фрагменты жизни фараона. Дать соответствующие пояснения своим рисункам.
3. Пирамида-карта
По заранее намеченным контурам (на грани пирамиды) ученики должны воспроизвести в цвете и с надписями карту Древнего Египта, используя атлас по истории Древнего мира.
4. Пирамида религиозных верований
На грани пирамиды изобразить и подписать богов Древнего Египта. При демонстрации проделанной работы дать пояснения, богами чего они являются, и их характеристики.
1-я группа. Пирамида-лестница
Дети демонстрируют свою грань пирамиды с пояснениями, в каком порядке они расположили определенные слои населения.
Задание:
- Подпишите ступеньки, которые соответствуют положению в обществе:
- Рабы, фараон, земледельцы, воины, ремесленники, вельможи, чиновники.
- Изобразите их на данной ступени.
- Расскажите о них (кто есть кто?).
2-я группа пирамида-рисунок
Учащиеся представляют свою работу с фрагментами из жизни Древнего Египта и с комментариями к своим рисункам.
Задание:
- Нарисуйте в своей пирамиде природу Египта.
- Нарисуйте в своей пирамиде занятия населения.
- Нарисуйте фрагменты жизни фараона.
- Объясните свои рисунки.
3-я группа. Пирамида-карта
Ребята демонстрируют свою работу (нарисованную ими карту Древнего Египта), сравнивая ее с настоящей картой Древнего Египта, поясняя то, что они изобразили.
Задание:
I. В своей пирамиде, заполните карту Древнего Египта по заданиям:
- Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-ый порог.
- Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте.
- надпишите название морей, омывающих Египет.
- Найдите две столицы Египетского царства и надпишите их названия.
- Обозначьте значком район пирамид.
- Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море.
- Начертите направления завоевательных походов египетских фараонов.
- Обведите границы Египетского царства около 1500 г. до н.э.
II. Поясните то, что вы изобразили.
4-я группа. Пирамида религиозных верований
Изобразив и подписав имена богов Древнего Египта на грани пирамиды, дети рассказывают мифы об этих богах и их значимости в жизни египтян.
Задание:
- Подпишите и изобразите богов Древнего Египта.
- Расскажите об этих богах.
- По окончании работы дети представляют свои “грани” с соответствующими пояснениями.
- По ходу завершения выступления группы учитель соединяет грани пирамиды в единое целое, получая в результате одно из Чудес света – Египетскую пирамиду, но сотворенную руками детей в настоящее время.
- Создав “своеобразную” Египетскую пирамиду из работ детей, учитель подводит их к итогам проделанной работы. Благодаря участию каждого из детей и совместной работе в группах, создали одно из Чудес света – Египетскую пирамиду. А благодаря знаниям и умениям детей составили общую характеристику Древнего Египта.
Учитель: Из отдельных пирамидок каждой группы собирается одна большая пирамида.
А теперь, ребята, посмотрите, что мы создали.
Из ваших маленьких кирпичиков мы получили “Чудо света” и общую картину Египта.
Для усиления значимости и масштабности проделанной работы в конце урока дается кадр с изображением Египетской пирамиды (крупным планом), в свете которой наглядно появляется Пирамида. Созданная руками детей. И наглядно подтверждается тема урока: “Чудо света” – своими руками.
Критерии оценки:
- Уровень знаний детей.
- Проявление умений и навыков.
- Умение работать в группе.
- Достижение конечного результата.