I. Коротко о нашей школе
МОУ СОШ № 15 находится в станице Роговской Тимашевского района Краснодарского края. В посёлке это единственная школа. На территории посёлка расположены 2 школы, 3 детских сада, музей, библиотека, Дом культуры, музыкальная школа. В воспитательной работе все педагоги нашей школы максимально используют воспитательные возможности окружающих школу учреждений. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 станицы Роговской – многопрофильное учебное заведение, дающее высокий уровень образования.
Школа – лауреат Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений (2006), внедряющих инновационные образовательные программы, учреждённого Министерством образования Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта “Образование”.
Коллектив школы в течение более чем 10 лет работает в инновационном режиме. Школа являлась федеральной экспериментальной площадкой (ФЭП), на сегодняшний день является муниципальной экспериментальной площадкой (МЭП).
Мне хотелось бы представить на фестиваль воспитательную программу, которую я разработала и реализовала в 11б классе МОУ СОШ №15.
Цель: создание в классе единого воспитательного пространства, где главным критерием является развитие личности учащегося через включенность в различного рода деятельность и степень активности в этой деятельности, согласно личным устремлениям учащегося и педагогических задач.
Задачи:
- от воспитания любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;
- развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;
- стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, эстетическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Принципы построения системы воспитания в 11 “б” классе
Принцип гуманизации ориентирует воспитательный процесс на формирование учащегося, способного к целесообразной деятельности, с установкой на нравственные и правовые нормы.
Принцип интеграции отражает взаимодействие учебной и воспитательной деятельности.
Принцип непрерывности вытекает из идеи преемственности содержания, форм и методов воспитания на всех ступенях образования.
Принцип системности обеспечивает системную организацию воспитания на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств воспитания, а также организацию различных видов деятельности.
Принцип адаптивности предусматривает предоставление учащимся по возможности широкого выбора направлений деятельности.
Принцип деятельностного подхода нацеливает на включенность учащихся в основные виды деятельности: трудовую, творческую, спортивную.
Условия реализации программы:
- Деятельность внутри класса.
- Общешкольная деятельность.
- Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
- Участие в районных мероприятиях.
Система воспитательной работы строится на следующих уровнях:
- Работа с классным коллективом;
- Работа с активом класса;
- Индивидуальная работа с учащимися и их родителями.
II. Концепция воспитательной системы “Гражданин своего Отечества”
В качестве положительных направлений в воспитательной работе коллектива 11б класса в течение многих лет следует отнести использование коллективной творческой деятельности, стремление создать разнообразную развивающую среду для учащихся, достаточно высокую теоретическую и методическую подготовку педагога в планировании, организации и анализе воспитательной работы, тесный контакт педагога с родительской общественностью, учреждениями дополнительного образования. Учащиеся школы ежегодно добиваются призовых мест в спортивных соревнованиях, театрализованных конкурсах и смотрах.
Главная проблема в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного коллектива заключается в недостаточной направленности воспитания по формированию гражданственности у каждого школьника, освоение и реализацию им своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. И как результат: правонарушения, неумение самоопределяться, конфликты в семье и школе, безответственное отношение к учёбе, поведению, делам. Важно воспитать деятельного гражданина, а не стороннего наблюдателя. Гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Основные направления работы.
1. Формирование гражданского отношения к своей семье
Содержание: Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки.
Формы реализации:
- Совместные спортивные мероприятия (учителя, дети, родители).
- Совместные вечера художественного плана (дети, родители, учителя).
- Концерты “От всей души” (для родителей), “Мамочка милая, мама моя”, “ Поклон нижайший до земли”.
- Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви, семьи.
Предполагаемый результат деятельности:
Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей:
- настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
- настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово;
- настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
2. Формирование гражданского отношения к школе.
Содержание: Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Участие в жизни школы, забота о школе, участие в школьном самоуправлении.
Формы реализации:
- Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы.
- Игры на развитие логики, памяти, внимания: “Что? Где? Когда?”, “Это Родина моя” и др.
- Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с людьми науки, искусства, рабочими, служащими различных специальностей.
- Анкетирование “Ваши профессиональные намерения”.
- Выставки, ярмарки.
Предполагаемый результат.
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей.
3. Формирование гражданского отношения к Отечеству
Содержание: осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота. Необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.
Формы реализации.
- Акции: “Моё Отечество”, “Посылка-солдату”.
- Вечера: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы”, “Родина в стихах кубанских поэтов”, “ Ай, да Краснодарский край”, “ Я люблю тебя Россия”, “Я- гражданин России”, “Памятники истории Кубани”.
- Спортивные праздники: “Салют, Победа!, “Когда поют солдаты”.
- Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.
- Экскурсии в города-герои: Новороссийск, Туапсе.
- Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии: “Афганскими тропами”, Звёздочка на погонах”, “Славься Отечество”.
- Уроки мужества, гражданственности и патриотизма.
Предполагаемый результат деятельности
Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной и своим краем изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.