Пояснительная записка
Согласно Федеральному базисному плану общего среднего образования учебный план должен включать региональный компонент, содержащий материалы о конкретном регионе, в котором расположено учебное заведение. Учащиеся должны знать, как страну изучаемого языка, так и свою страну, и край, в котором они живут.
Содержательной основой опыта является изучение родного края, городов и станиц, родной станицы Роговской, где мы живём.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. Однако в практике использования краеведческих материалов в процессе обучения иностранным языкам учителя испытывают серьёзные затруднения, связанные с неразработанностью данной проблемы, с отсутствием практических методических материалов и системообразующего начала. Таким образом, представляется актуальной проблема научно – методического обоснования использования регионального компонента в обучении иностранному языку.
Региональный компонент отражает своеобразие природы, географии, истории и культуры родного края и является дополнением к содержанию федерального компонента по немецкому языку.
Введение материалов краеведческого характера в обучение иностранному языку расширяет воспитательный потенциал предмета, помогает его эффективному усвоению, способствует развитию у школьников интереса к родному краю.
Изучив учебный материал по данной теме, мною была составлена авторская программа и разработано календарно – тематическое планирование.
Авторская программа к элективному курсу “Кубань – мой край родной” составлена с учётом государственных стандартов среднего (полного) общего образования (2004 год) и предназначена для обучения учащихся 10 или 11 классов МОУ СОШ №15. Предлагаемый мною элективный курс “Кубань – мой край родной” преподаётся в 10 или 11 классах и рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Элективный курс относится к числу обязательных курсов по выбору учащихся, которые входят в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени и реализуется за счёт школьного компонента учебного плана. Программа курса направлена на формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и страноведческой компетентности. Одной из главных целей является дать учащимся более глубокую информацию о географии, истории, политике, экономике, культуре родного края. Программа элективного курса сочетает в себе теоретические и практические занятия, учитывает формы контроля.
Цели и основные задачи элективного
курса
“Кубань – мой край родной”
Цели:
- повышение мотивации к изучению немецкого языка;
- формирование речевой, языковой, социокультурной и учебно– познавательной компетенций;
- воспитание патриотических чувств;
- формирование активной гражданской позиции;
- расширение кругозора учащихся.
Эти цели предполагают взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами немецкого языка для подготовки к межкультурному и деловому общению. Данные цели предполагают отработку культуроведческих умений и навыков общения в различных ситуациях.
К основным принципам речевой деятельности старшеклассников относятся:
- принцип поликультурного и билингвального развития личности средствами иностранного языка;
- принцип коммуникативно-речевого и эмоционально– эстетического соразвития учащихся;
- принцип актуализации опоры на межпредметные знания и умения школьников.
Основные задачи:
- развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций;
- сохранение традиций жителей Кубани (кубанских казаков);
- приобщение учащихся к решению экологических и социально-культурных проблем края;
- активизация творческой и познавательной активности учащихся;
- приобщение учащихся к материальной и духовной культуре края;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни;
- комплексное поликультурное и билингвальное развитие школьников;
- систематическая работа по самообразованию с использованием всех доступных источников информации, в том числе справочной литературой, Интернет ресурсами, создание условий для культурного творчества при культуроведческом обогащении речевой практики.
Тематическое планирование
Тематика курса |
Теория | Практика | Проекты | Самостоятельные и контрольные работы | Всего | |
Вводный курс. История Кубани. Традиции кубанских казаков. | 1 | 1 | - | - | 2 | |
Кубань – наша Родина. | 1 | 1 | - | 1 | 3 | |
Флора и фауна Кубани. Экологические проблемы Краснодарского края. Природные памятники Кубани. | 1 | 2 | 1 | - | 4 | |
Города и станицы Краснодарского края. | 1 | 7 | 1 | 1 | 10 | |
Система образования на Кубани и в Германии | 1 | 1 | - | - | 2 | |
Кубанская молодёжь, проблемы занятости и трудоустройства | 1 | 1 | - | - | 2 | |
Социокультурные связи Кубани и Германии | 1 | 1 | 1 | - | 3 | |
Искусство Кубани. | 1 | 2 | - | - | 3 | |
Выдающиеся исторические личности. | 1 | 1 | - | - | 2 | |
Спорт на Кубани. Олимпийское движение. | 1 |
1 | - | 1 | 3 | |
Итого: | 10 |
18 | 3 | 3 | 34 |
Планируемые результаты изучения
элективного курса
“Кубань – мой край родной”
В конце обучения данного курса у школьников должны сформироваться устойчивый интерес к изучению немецкого языка, понимание необходимости изучения иностранного языка для дальнейшей жизни, патриотические чувства.
Учебный аспект
При завершении изучения немецкого языка в средней общеобразовательной школе учащиеся должны продемонстрировать следующие коммуникативно – прагматические умения:
В области аудирования:
– полностью понять услышанное;
– понять основное содержание;
– извлечь необходимую информацию из прослушанного текста.
В области чтения:
– полностью понять прочитанное;
– понять основное содержание прочитанного;
– извлечь необходимую информацию из прочитанного текста.
В области говорения:
– задавать вопросы, расспрашивать, выражать благодарность, мнение, восхищение, сомнение, убеждение;
– участвовать в диалоге без предварительной подготовки;
– общаться по заданной ситуации в рамках изученной тематики;
– рассказать о своих делах, друзьях, свободном времени, проблемах, о своей стране, стране изучаемого языка, о своей малой Родине.
В области письменной речи:
– писать простые связные тексты на знакомые и интересующие темы;
– правильно заполнять анкеты;
– писать автобиографию; заявления о приёме на работу.
Воспитательный аспект
Реализация любой учебной программы невозможна без выполнения воспитательной работы. Главной задачей данного элективного курса является воспитание уважительного отношения к своей малой Родине – Кубани, к её истории и традициям, к культуре и быту кубанских казаков. Огромное внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, доброжелательному и уважительному отношению к другому мнению, вежливости и сопереживанию.
Список использованной литературы
- Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам./ И.Л. Бим, Т.В. Маркова. – М.: Иностранные языки в школе, 1992. – №1.
- Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе./ Р.Г. Борисова. – М.: Иностранные языки в школе, 2007. – №8.
- “Lanta Tur”. Россия, Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе: Экскурсионные программы. – М., 2004.
- Орлов В.А. Технология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. Интернет журнал“Эйдос”.16 апреля, 2003.http//www.edos/ru/jornal/2003/0416.htm.
- Прадед З.В. Региональный компонент на уроках немецкого языка в 10–11 классах.– Иностранные языки в школе.– №2, 2008.
- Рекомендации Департамента образования и науки Краснодарского края № 01.12Х752 от 26.12.2005 по составлению и оформлению модифицированных программ и календарно – тематического планирования. http//www.gas.kubannet.ru.
- Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов./ Е.Н. Соловова. – М.: Иностранные языки в школе, 2004. – №4.
- Царькова В.Б. Диалог культур: путь от идеи до практики. Копелевские чтения– 1999. Россия и Германия: диалог культур.– Липецк, 2000.