Пояснительная записка
Глубокие изменения, произошедшие в конце 90х годов ХХ века в России, вызванные коренной перестройкой экономики, появлением разных форм собственности, развитием демократических тенденций и изменением нормативной базы, благотворно сказались на положении инвалидов, в том числе с умственной отсталостью.
Впервые, в 1996 году в нашей средней общеобразовательной школе было организовано адаптивное обучение по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида, с 1 по 9 класс. По настоящее время школа обеспечивает условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с отклонениями в развитии.
Советский психолог Л. С. Выготский полагал, что задачей воспитания ребёнка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
Практика показала, что дети с неглубоким нарушением интеллекта успешно проявляют себя в обучении и воспитании, легко усваивают доступную программу коррекционной школы. Обучение осуществляется без болезненного отрыва от семьи и друзей, что способствует развитию коммуникативных возможностей учащихся.
Систематическая работа по развитию и закреплению учебных и трудовых навыков приносит весомые положительные результаты.
Учащиеся принимают активное участие в районных и областных конкурсах, занимают призовые места.
Образовательный процесс строится на основе изучения личностных особенностей ребенка, его интересов, пожеланий родителей, возможностей нашей школы.
Работа по развитию психических качеств личности ведётся на всех этапах урока. Используя активные методы обучения, учитель стимулирует учащихся активировать мышление, воображение, память, внимание, речь.
Участие в кружках, спортивной и культмассовой деятельности во внеучебное время способствует получению навыков межличностного общения, адекватной самооценке учащихся.
Большинство выпускников школы продолжают обучение или включаются в трудовую деятельность на территории района и области; создают свои семьи, растят детей; занимают достойное место в обществе.
Тема урока: «Отделка поясного изделия» (7 класс)
Цель урока:
- Развивать психические качества, эстетический вкус, потребность в практической творческой деятельности;
- Формировать обобщенные технологические знания и умения по отделке швейных изделий, способности к выявлению достоинств индивидуальности, культуру труда и деловых межличностных отношений;
- Воспитывать чувство прекрасного, наблюдательность, аккуратность.
Тип урока: Урок-практикум.
Оборудование:
- Для учащихся: набор отделочных материалов (кружева, шитьё, прошва, лента), образцы настроченной отделки, инструкционные карты.
- Для учителя: модели готовых изделий с отделками, набор отделочных материалов (лоскуты тканей, коллекция кружев, шитья, фурнитура, платки, заколки), учебно-наглядное пособие Т.В. Хилько «Технология пошива одежды», плакат по технике безопасности, журналы моды, «Банк проектов».
Ход урока
На доске – девиз урока: «Давайте научимся творить как старые мастера, а потом придумаем что-то своё. С.Дали»
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы научимся выполнять отделку изделия тесьмой, кружевом, шитьём, лентой – тем видом отделки, который выберет каждая из вас для своего изделия. Вначале мы повторим изученные темы, затем ознакомимся с современными моделями из журналов моды. Кто принес журналы? А так же посмотрим идеи из «Банка проектов» у нас в кабинете. Рассмотрим готовые поясные изделия с различной отделкой, которые я приготовила для вас.
После теоретической подготовки и ее краткой записи по ходу объяснения перейдем к практической части урока, подтвердим девиз нашего урока.
Урок начнем с повторения.
II. Познавательно-информационная беседа
- Как называются ваши изделия?
- Из каких материалов изготовлены?
- В чем сходство и различие в изделиях?
- Отпишите последовательность изготовления прямой юбки, клиньевой, конической.
III. Выявление и озвучивание проблемы
Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Каким способом это можно сделать?
а) обращение к опыту детей;
б) самостоятельная работа с текстом учебника «Виды отделки изделий»;
в) вопросы:
1. От чего зависит выбор отделки?
2. Какие новые виды отделки вы узнали?
г) дополнение учителя (с демонстрацией современных моделей юбок);
д) краткая запись в тетради терминов.
Тесьма – это полоска разной ширины. Тесьма бывает плетеная и вязаная. Плетеная тесьма может быть выполнена на машинах и ручным способом. Она обладает повышенной растяжимостью во всех направлениях. Наиболее известны виды тесьмы: «вьюнчик», ажурная, отделочная.
Ленты – это тканые полоски различной ширины, вырабатываются на лентоткацких станках простым, ворсовым, узорчатым переплетением. Для лент используются хлопчатобумажная, штапельная, шерстяная, шелковая и синтетическая пряжа. По окраске ленты выпускаются одноцветные и пестротканые.
Кружево – это прозрачное, ажурное изделие, изготавливаемое плетением, вязанием, вышиванием в виде полотна, которое потом разделяют на отдельные полосы в виде ленты. Кружева бывают ручной и машинной работы. Виды ручных кружев: плетеные, вязаные и филейные.
Шитьё – это полоска тонкой, отбеленной ткани с отверстиями, заключенными в вышивку. Выполняют на специальных машинах – автоматах с программным управлением. Выпускают шитье в виде кроя и прошивок.
На демонстрационном столе разложены лоскуты тканей, коллекция кружев, фурнитура.
е)
Задание 1. Подберите лоскуты хорошо сочетающихся тканей и отрезки отделочной тесьмы к ним.
Задание 2. Удалите лишнее, не относящееся к отделке (например, платки, заколки).
IV. Планирование самостоятельной работы
- Подберите отделку для своей юбки. Объясните свой выбор.
- Зарисуйте рисунок обработки и запишите последовательность операций из инструкционных карт.
- Сформулируйте определения терминов «наметать» и «настрочить». Проверьте, записаны ли они в тетради. Если нет, запишите.
V. Вводный инструктаж
1. Повторение правил техники безопасности.
Задание 1. Посмотрите на картинки на плакате, которые я буду демонстрировать. Закончите предложение:
- Иглу нельзя… (вкалывать в одежду);
- Включая и выключая утюг, держись… (за вилку шнура);
- Ножницы передавай… (кольцами вперед).
2. Ознакомление с образцами настроченной отделки.
VI. Практическая работа
Учащиеся распределяются на группы, пары или работают индивидуально в соответствии с выбранным видом отделки. В процессе самостоятельной работы учащихся учитель проводит текущий инструктаж и следит за соблюдением правил техники безопасности.
VII. Обобщение
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Формулирование вывода: «Отделка должна отвечать современным тенденциям моды и гармонично сочетаться с изделиями по фактуре и цвету».
- Уборка рабочих мест.
- Анаграммы: СТРОЧ НЕЛАТ ВОУКРЕЖ ТЕМАСЬ ТЬЁШИ
VIII. Оценка выполненной работы и участия в обсуждении
- Качество выполнения работы;
- Степень самостоятельности;
- Творческие находки (при обсуждении)
IX. Домашнее задание
Изготовить декоративный пояс.
Литература
- Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для учителей и учащихся. М.: Школьная пресса, 2005г.
- Хилько Т.В. Технология пошива одежды. Альбом для 6-го класса. Киев: Рабянська школа, 1988г.
- Х.И. Махмутова «Конструируем, моделируем, шьем». Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994г.
- И.Г. Норенко. Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий. Конспекты занятий 6-8 кл. Волгоград: Учитель, 2007г.
- Л.М. Шипицына. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. Издательство: Речь, 2007г.
Приложения к уроку
- Инструкционная карта «Настрачивание отделочной тесьмы». (Приложение 1)
- Виды отделок юбки. (Приложение 2)
- Пояса. (Приложение 3)