Урок русского языка во 2-м классе по теме "Корень. Однокоренные слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: Развитие умение распознавать однокоренные слова и умение выделять корень слова.

Задачи:

1. Уточнить представления учащихся о признаках однокоренных слов.

2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.

3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.

4. Воспитывать умения работать в группах (коммуникативные умения).

Оборудование:

  • слова с пропущенными буквами к ним буквы;

  • слова из сказки;

  • карточки;

  • словарное слово.

I. Организационный момент

II. Постановка цели.

1.Запишите в тетрадях число, классная работа. Прочитайте задание из домашнего упражнения.

Детям предлагается дома выполнить такое упражнение:

* Прочитайте слова.

Глазок, зубастый, болеть, глазной, зубок, больница, глазунья, зубной глазище, больной, глазастый.

Запишите однокоренные слова группами. Выделите корень в однокоренных словах. Объясните, от какого корня образовано каждое слово.*

– Сформулируйте тему нашего урока (Корень и однокоренные слова).

2. – Что мы называем корнем слова? Какие слова называем однокоренными?

– Сегодня продолжим учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.

III. Закрепление.

1. Чистописание

Загадки в пословицах и поговорках.

– Прослушайте группу пословиц и отгадайте загадки, заданные пословицами и поговорками. (Слова – отгадки перевернуты)

А) В ступе ее не толкут.
Она и землю точит и камень долбит.
На обиженных ее не возят.
Под лежачий камень она не течет. (В.да)

Б) С него высокого далеко видать.
Сломить его секунда, а вырастить – года.
Человек без друзей, что оно без корней. (Дер.во)

В) Ее и доверие теряют только один раз.
Ее прожить – не поле перейти. (Ж.знь)

– Какие буквы нужно вставить в слова? Докажите. (Дети называют безударные гласные в корне, доказывают написание, подобрав проверочные слова).

– Какое слово оказалось лишним? (Лишнее слово жизнь, так как в нем пропущенная гласная является ударной)

– Пропишите эти гласные буквы в тетради. (Письмо гласных букв оеи еои)

2. Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растет у дороги. Опенок – это гриб. Ищи его около пней. Зимовьем называют место, где зимуют.

Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает.

3. – Прочитайте слова.

В.да, в.дяной, в.дица, в.дный.
Дер.во, дер.вцо, дер.вяшка, одер.венеть.
Ж.знь, ж.зненный, пож.зненно. ж.знелюб.

– Что объединяет эти слова? (Они являются однокоренными).

– Какую гласную букву нужно писать в каждой из строчек? Докажите, то есть вспомните, как пишется корень в однокоренных словах? (Дети отмечают, что корень в однокоренных словах пишется одинаково)

– Спишите однокоренные слова, поставьте пропущенные буквы, выделите корень. (Работа по вариантам, первая строка – 1 в, вторая – 2 в, третья – 3в)

4. – Послушайте сказку “Родственница”. Найдите два признака родственных слов.

– Вы кто такие?

– Я – гусь? Это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

– Права ли гусеница? Назовите два признака родственных слов. (Однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)

5. (Работа по группам). Одна группа детей выполняют самостоятельно *Карточку №1. Выписывают однокоренные слова, выделяют корень. Находят “чужака”, подбирают к нему однокоренные слова (см. приложение), другая группа все вместе по данному заданию:

Прочитайте слова.

Лист, лиса, лисенок.
Горный, горка, городок.

Являются ли все эти слова однокоренными? Выпишите только родственные слова, выделите корень.

– Назовите оставшиеся слова. Подберите к ним однокоренные слова.

Лист – листок, листик, листочек, пролистанный, перелистать и т.д.

Городок – город, перегородка, городить, загород, городки (игра) и т.д.

– Повторим, какие слова называем однокоренными?

6. Работа по силам

Для сильных ребят. *Карточка № 2А (см. приложение)

– Спишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной буквой в корне слова, затем – с безударной. Выделите корень.

Для средних ребят *Карточка № 2Б (см. приложение)

– Прочитайте слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте корень.

Более слабые дети работают вместе с учителем, текст написан на доске

– Прочитайте текст.

Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смоляным запахом пропитан воздух.

– Найдите в тексте однокоренные слова, поставьте под ними фишки.

– Какая безударная гласная написана в этих словах? Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить или подобрать такое родственное слово, в котором этот гласный оказался бы ударным. Подберите такое слово (Учитель стирает безударную гласную в однокоренных словах).

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах.

Проверяются работы.

7. Словарная работа.

– Как называется высокая обувь, охватывающая голени? (Сапоги, см. приложение)

– Запишите слово, поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные

– Подберите однокоренные слова (сапожник, сапожный, сапожок, сапожки).

– Объясните значение фразы: “Два сапога пара” – говорится о двух людях, вполне сходных, подходящих друг другу.

– Подумайте, что общего с данным фразеологическим оборотом и нашей темой?

IV. Итог.

Над какой темой работали?

– Что мы называем корнем?

– Какие слова называем родственными?

Список литературы.

  1. Программа 1 – 4 “Русский язык” Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова и обеспечивающие ее учебники, и методические пособия.

  2. Н.И. Жинкин “Язык – речь – творчество” - М., Просвещение, 1998 г.

  3. Н.С. Рождественский “Речевое развитие младших школьников” - М., Просвещение, 1980 г.

  4. М.Р. Львов “Речь младших школьников и пути ее развития” - М., Просвещение, 1985 г.

  5. Т.А. Ладыженская “Методика развития речи на уроках русского языка” - М., Просвещение, 1991 г.

  6. В.А. Синицын “Путь к слову” - М., АО “Столетие”, 1996 г.

  7. В.А. Шукейло “Русский язык в начальных классах” - Санкт Петербург, СМИО Пресс, 1998 г.

  8. Г.А. Бакулина “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” - М., ВЛАДОС, 2000 г.

  9. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова “Русский язык” - М., Просвещение, 1993 г.

  10. В.В. Давыдов. Проблемы развивающегося обучения. – М: Просвещение, 1986 г.

  11. И.И. Ильясов. Структура процесса обучения – М: Просвещение, 1986 г.

  12. Н.Г. Салмина. Знак и символ в обучении. М: Просвещение, 1988 г.

  13. Н.П. Смирнова. Развитие творческой самостоятельности учащихся в системе Л. В. Занкова через исследовательскую и проектную деятельность. Статья, 2005 г.

  14. “Оригинальные игры с пословицами и поговорками на уроках и праздниках” / Педсовет, №4, 2004 г.

  15. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка” - М., Азбуковник, 1997 г.

Приложение