Цель: Развитие умение распознавать однокоренные слова и умение выделять корень слова.
Задачи:
1. Уточнить представления учащихся о признаках однокоренных слов.
2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.
3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.
4. Воспитывать умения работать в группах (коммуникативные умения).
Оборудование:
слова с пропущенными буквами к ним буквы;
слова из сказки;
карточки;
словарное слово.
I. Организационный момент
II. Постановка цели.
1.Запишите в тетрадях число, классная работа. Прочитайте задание из домашнего упражнения.
Детям предлагается дома выполнить такое упражнение:
* Прочитайте слова.
Глазок, зубастый, болеть, глазной, зубок, больница, глазунья, зубной глазище, больной, глазастый.
Запишите однокоренные слова группами. Выделите корень в однокоренных словах. Объясните, от какого корня образовано каждое слово.*
– Сформулируйте тему нашего урока (Корень и однокоренные слова).
2. – Что мы называем корнем слова? Какие слова называем однокоренными?
– Сегодня продолжим учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.
III. Закрепление.
1. Чистописание
Загадки в пословицах и поговорках.
– Прослушайте группу пословиц и отгадайте загадки, заданные пословицами и поговорками. (Слова – отгадки перевернуты)
А) В ступе ее не толкут.
Она и землю точит и камень долбит.
На обиженных ее не возят.
Под лежачий камень она не течет. (В.да)
Б) С него высокого далеко видать.
Сломить его секунда, а вырастить – года.
Человек без друзей, что оно без корней. (Дер.во)
В) Ее и доверие теряют только один раз.
Ее прожить – не поле перейти. (Ж.знь)
– Какие буквы нужно вставить в слова? Докажите. (Дети называют безударные гласные в корне, доказывают написание, подобрав проверочные слова).
– Какое слово оказалось лишним? (Лишнее слово жизнь, так как в нем пропущенная гласная является ударной)
– Пропишите эти гласные буквы в тетради. (Письмо гласных букв оеи еои)
2. Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растет у дороги. Опенок – это гриб. Ищи его около пней. Зимовьем называют место, где зимуют.
Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает.
3. – Прочитайте слова.
В.да, в.дяной, в.дица, в.дный.
Дер.во, дер.вцо, дер.вяшка, одер.венеть.
Ж.знь, ж.зненный, пож.зненно. ж.знелюб.
– Что объединяет эти слова? (Они являются однокоренными).
– Какую гласную букву нужно писать в каждой из строчек? Докажите, то есть вспомните, как пишется корень в однокоренных словах? (Дети отмечают, что корень в однокоренных словах пишется одинаково)
– Спишите однокоренные слова, поставьте пропущенные буквы, выделите корень. (Работа по вариантам, первая строка – 1 в, вторая – 2 в, третья – 3в)
4. – Послушайте сказку “Родственница”. Найдите два признака родственных слов.
– Вы кто такие?
– Я – гусь? Это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша родственница – гусеница.
– Права ли гусеница? Назовите два признака родственных слов. (Однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)
5. (Работа по группам). Одна группа детей выполняют самостоятельно *Карточку №1. Выписывают однокоренные слова, выделяют корень. Находят “чужака”, подбирают к нему однокоренные слова (см. приложение), другая группа все вместе по данному заданию:
– Прочитайте слова.
Лист, лиса, лисенок.
Горный, горка, городок.
Являются ли все эти слова однокоренными? Выпишите только родственные слова, выделите корень.
– Назовите оставшиеся слова. Подберите к ним однокоренные слова.
Лист – листок, листик, листочек, пролистанный, перелистать и т.д.
Городок – город, перегородка, городить, загород, городки (игра) и т.д.
– Повторим, какие слова называем однокоренными?
6. Работа по силам
Для сильных ребят. *Карточка № 2А (см. приложение)
– Спишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной буквой в корне слова, затем – с безударной. Выделите корень.
Для средних ребят *Карточка № 2Б (см. приложение)
– Прочитайте слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте корень.
Более слабые дети работают вместе с учителем, текст написан на доске
– Прочитайте текст.
Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смоляным запахом пропитан воздух.
– Найдите в тексте однокоренные слова, поставьте под ними фишки.
– Какая безударная гласная написана в этих словах? Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить или подобрать такое родственное слово, в котором этот гласный оказался бы ударным. Подберите такое слово (Учитель стирает безударную гласную в однокоренных словах).
– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах.
Проверяются работы.
7. Словарная работа.
– Как называется высокая обувь, охватывающая голени? (Сапоги, см. приложение)
– Запишите слово, поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные
– Подберите однокоренные слова (сапожник, сапожный, сапожок, сапожки).
– Объясните значение фразы: “Два сапога пара” – говорится о двух людях, вполне сходных, подходящих друг другу.
– Подумайте, что общего с данным фразеологическим оборотом и нашей темой?
IV. Итог.
– Над какой темой работали?
– Что мы называем корнем?
– Какие слова называем родственными?
Список литературы.
Программа 1 – 4 “Русский язык” Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова и обеспечивающие ее учебники, и методические пособия.
Н.И. Жинкин “Язык – речь – творчество” - М., Просвещение, 1998 г.
Н.С. Рождественский “Речевое развитие младших школьников” - М., Просвещение, 1980 г.
М.Р. Львов “Речь младших школьников и пути ее развития” - М., Просвещение, 1985 г.
Т.А. Ладыженская “Методика развития речи на уроках русского языка” - М., Просвещение, 1991 г.
В.А. Синицын “Путь к слову” - М., АО “Столетие”, 1996 г.
В.А. Шукейло “Русский язык в начальных классах” - Санкт Петербург, СМИО Пресс, 1998 г.
Г.А. Бакулина “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” - М., ВЛАДОС, 2000 г.
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова “Русский язык” - М., Просвещение, 1993 г.
В.В. Давыдов. Проблемы развивающегося обучения. – М: Просвещение, 1986 г.
И.И. Ильясов. Структура процесса обучения – М: Просвещение, 1986 г.
Н.Г. Салмина. Знак и символ в обучении. М: Просвещение, 1988 г.
Н.П. Смирнова. Развитие творческой самостоятельности учащихся в системе Л. В. Занкова через исследовательскую и проектную деятельность. Статья, 2005 г.
“Оригинальные игры с пословицами и поговорками на уроках и праздниках” / Педсовет, №4, 2004 г.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка” - М., Азбуковник, 1997 г.