Урок алгебры в 8-м классе по теме "Квадратные уравнения. Теорема Виета"

Разделы: Математика


ТЕМА УРОКА: Квадратные уравнения. Теорема Виета.

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепление, расширение и углубление представлений учащихся о решении квадратных уравнений.

Для достижения цели урока необходимо решить следующие задачи:

а) образовательные: формирование у учащихся навыков решения квадратных уравнений по формулам, с применением теоремы Виета и обратной ей теоремы; выработка умений применять знания и навыки по данной теме при решении нестандартных заданий;

б) развивающие: развитие умения самостоятельно находить методы решения квадратных уравнений различного уровня; развитие математической речи, внимания, памяти, навыков устного решения заданий;

в) воспитательные: воспитание у учащихся трудолюбия, вычислительной культуры, творчества при решении нестандартных заданий, содержащих параметр; выработка желания обобщать полученные факты.

ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Урок-практикум.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорный плакат «Квадратные уравнения», компьютер, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Организация начала урока, приветствие, проверка списочного состава учащихся.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Объявить учащимся тему, цель и задачи урока.

Акцентировать внимание учащихся на актуальности изучаемой темы, на её значимости и месте в курсе алгебры.

Запись и комментирование домашнего задания: повторить п.20-24;  № 966 (в, г),  №946,  №795(а).  

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Фронтальная беседа с учащимися по формулам корней квадратного уравнения. Ученики записывают формулы на доске, а затем проверка осуществляется с использованием опорного плаката  «Квадратные уравнения».

2. Повторение  теоремы Виета и обратной ей теоремы, теоремы Виета для приведённого квадратного уравнения (демонстрация презентации, Приложение 1).

3. Устное решение уравнений (записи заранее приготовлены на обратной стороне доски).

Задания предлагаются в виде теста (выбрать правильный ответ):

а) x2- 8x +7=0   б) x2+ x -12=0   в) x2+ 11x +30=0
1) 1 и 7;   1) 6 и -2;   1) 5 и 6;
2) -7 и -1;   2) -3 и 4;   2) 5 и -6;
3) 7 и -1;   3) -4 и 3;   3) -5 и 6;
4) -1 и 7.   4) -6 и 2.   4) -5 и -6.

4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Решение заданий на усвоение системы знаний и их применение для выполнения практических заданий.

1. Решить задачу, выделяя 3 этапа математического моделирования.

Университет в течение двух лет увеличивал приём количества студентов на один и тот же процент. На сколько процентов увеличивался приём студентов ежегодно, если количество поступивших возросло с 2000 человек до 2880?

Текст задачи на слайде №1. (Приложение 2)

Решение задачи  на доске и в тетрадях учащихся.

1 этап: Пусть х %- процентное увеличение студентов в год. Тогда через год было принято 2000+ 0,01х ∙2000 = 2000 + 20х  студентов, а ещё через год было принято  (2000 + 20х) + (2000 + 20х)∙ 0,01х = 2000 + 20х + 20х + 0,2х2  студентов, что по условию задачи равно 2880. Составим и решим уравнение:

2 этап:

2000 + 20х + 20х + 0,2х2 = 2880,
0,2х2 + 40х + 2000 – 2880 = 0,
0,2х2+ 40х -  880 = 0,
х2 + 200х – 4400 = 0,
к = 100,  Д = 1002 + 4400 = 14400,
х1 = -100 + 120 = 20,      
х2 = -100 – 120 = -220.

3 этап: х2 = -220 не подходит, т.к. процентное увеличение не выражается отрицательным числом.

Ответ: на 20%.

2.  Три ученика одновременно работают у доски.

а) Решить уравнение тремя способами: х2 – 14х + 33 = 0.

Первый способ:  Д =(-14)2 – 4∙1∙33 = 196 – 132 = 64,  х1= 11,  х2 = 3.

Второй способ:   к = -7, Д = (-7)2 – 33 = 16,  х1 = 7 + 4 = 11,   х2 = 7 – 4 = 3.

Третий способ: По теореме Виета и обратной ей теореме:

х1 + х2 = 14,  х1∙ х2 = 33, х1 = 11,  х2 = 3.

б) Разложить трёхчлен х2 – 14х + 33 на множители.

Так как  х1 = 11, х2 = 3, то х2 – 14х + 33= (х – 11) (х – 3).

Ответ:  а) 11, 3; б) х2 – 14х + 33= (х – 11) (х – 3).

3. В это время три ученика работают самостоятельно в тетрадях по карточкам.

№1

а) Решить уравнение: х2 + 7х – 8 = 0.

б) Разложить квадратный трёхчлен х2 + 7х – 8  на множители.

Ответ: а) -8, 1; б) х2 + 7х – 8 = (х + 8)(х - 1).

№2

а) Решить уравнение: х2 - 4х  + 3 = 0.

б) Разложить квадратный трёхчлен х2 - 4х  + 3  на множители.

Ответ: а) 1, 3; б) х2 - 4х  + 3 =  (х – 1)(х – 3).

№3

а) Решить уравнение: х2  + 7х  + 12 = 0.

б) Разложить квадратный трёхчлен х2  + 7х  + 12  на множители.

Ответ: а) -3, -4; б) х2  + 7х  + 12 = (х +3)(х + 4).

Решение заданий по карточкам учитель проверяет во время самостоятельной работы учащихся с учебником.

5. УСВОЕНИЕ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ И ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ НА ОСНОВЕ  ШИРОКОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Решение заданий повышенной сложности, требующих нестандартного подхода и творческой активности учащихся.

1. Работа с учебником.

№ 795(в). Самостоятельно решить задание, содержащее параметр двумя способами. При каких значениях параметра р уравнение  х2 + 15х + р = 0 имеет корень, равный 10?  Проверить решение, используя слайд №2. (Приложение 2)

2. Тестовое задание.

Составить уравнение для решения задачи на движение.

Моторная лодка прошла 5 км по течению реки и 6 км против течения, затратив на весь путь 1 ч. Скорость течения реки равна 3 км/ч. Найти скорость лодки по течению. Используется слайд №3. (Приложение  2)

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Объявление отметок.

2. Стихотворение (А. Гуревич).

Теорема Виета

По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова:
В числителе с, в знаменателе  а.
А сумма корней тоже дроби равна:
Хоть с минусом дробь эта, что за беда,
В числителе в, в знаменателе а.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.Г. Мордкович. Алгебра-8. Ч. 1. Учебник.- М.: Мнемозина, 2007.
2. А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина,  Е.Е. Тульчинская. Алгебра-8. Ч.2. Задачник. - М.: Мнемозина, 2007.
3. А.Г. Мордкович,  Е.Е. Тульчинская. Алгебра, 7-9. Тесты. - М.: Мнемозина, 2004.
4. А.Г. Мордкович. Алгебра, 7-9. Методическое пособие для учителя.
5. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики.- М.: Просвещение , 1994.