Ученик пришел в школу. И главная задача учителя научить его не просто учиться, а учиться хорошо. Детей нужно вовлечь в учебный процесс, а для этого нужно создать такие условия, чтобы ребенок почувствовал успех в работе, ощутил радость познания.
Стараюсь строить свои уроки так, чтобы каждый ребенок поверил в свои возможности. Вовлекаю его в учебный процесс, разжигаю огонек познания, а затем поддерживаю этот огонек, чтобы каждый ученик на уроке смог справляться с поставленной учителем задачей, чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от своего труда.
Известно, что дети не равны в своих способностях и что способности их нужно развивать. Мне помогает в этом подвижная наглядность. С ее помощью ребенок приобретает уверенность, ему не нужно ничего заучивать, напрягая свою память, повышается работоспособность на уроке. Ребята включаются на уроке в работу активнее и с большей заинтересованностью.
Весь наглядный материал, который использую на уроке в виде рисунков, схем, таблиц, карточек, лент, наборного полотна, раздаточного материала, который нам помогает сделать вывод по ходу объяснения, стараюсь делать своими руками, приучая сразу ребят и к бережливости.
Школьники строят свой ответ, пользуясь наглядностью, читают ее, работают над ней. Ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно.
Подвижная наглядность, а также опорные схемы дают возможность по разному подойти к изучению материала, и поэтому их нужно накапливать у себя в кабинете, чтобы в нужный момент они всегда были под рукой.
Не нужно прятать от детей те буквы, которые они, вероятно, знают, поэтому с самого начала в 1 классе над доской висит (в цвете) лента букв.
Работая над новой буквой, ребята находят ее в этом ряду.
Школьники младших классов любят подвижную наглядность и я стараюсь это учитывать, готовясь к урокам.
Например: вот как знакомлю ребят с согласными звуками и буквами Т, т.
На доске, перед ребятами, картинка (рис. 1), на которой изображен кот, а ниже схема этого слова (рис. 2).
Звук, который ребятам нужно выделить, временно остается белым пятном. Прошу ребят, чтобы они несколько раз, вслух, произнесли это слово, затем я сама произношу первый слог – слияние (ко), а дети заканчивают слово, тем самым сами выделяют нужный звук. Начинаем уточнять, а что это за звук? Продолжая все вместе произносить его, дети замечают, что произносят его с преградой и приходят к выводу, что это согластый звук. Далее прошу уточнить детей, а какой же это согласный звук? Произнося его, дети приходят в выводу, что это твердый согласный звук [т], а твердый согласный звук на схеме (рис. 2) обозначаем синим цветом.
Убираю белую бумажку со схемы (рис. 3) и дети убеждаются, что этот звук выделили верно.
Такие превращения очень нравятся детям, они лучше запоминают материал, меньше устают и урок проходит результативнее.
После этого дети переходят к выделению мягкого согласного звука [т’] с помощью рисунка с изображением цифры 5 (рис. 4) и схемы к этому слову (рис. 5).
И твердый и мягкий согласные звуки на письме обозначаются одной и той же буквой Т, т. Вывешиваю рисунок (рис. 6).
Рис. 6
“Таракан живет за печкой, –
То-то теплое местечко”.
(С. Маршак)
Работаем по этому рисунку.
Слоги – слияния дети прочитывают на карточках, выполненных в цвете (рис. 7).
Это помогает детям четко отделять гласный звук от согласного, а согласные звуки делить на твердые и мягкие.
Такой подход к изучению нового материала полностью согласуется с выводами и наблюдениями учителей – практиков, способствует четкому построению структуры урока.
Структуру урока усвоения новых знаний определяют исходя из структуры и логики процесса усвоения, определяющих кротчайший путь к достижению поставленных целей. Урок данного типа предполагает следующую примерную структуру:
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
- Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
- Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Подведение итогов урока.
Эта структура помогает активно вовлечь учащихся в познавательную деятельность. Учащиеся выполняют целый ряд самостоятельных заданий с целью восприятия и осознания, осмысления, обобщения и систематизации знаний. И в этом помогает учебник.
Для закрепления целесообразно провести различные игры. Например: “Угадай букву” (рис. 8).
|
|
Дети из букв разрезной азбуки находят нужную и показывают. Беру сначала не ту букву, которая нужна (если есть), подставляю, дети пытаются прочитать, но слово не получается. Затем беру нужную, подставляю, дети все вместе прочитывают слово.
Можно показать картинку, а дети составят слово на индивидуальных линейках букв.
Игра “Путаница”
Что спрятано под полотенцем? (рис. 9)
Рис. 9
Ребята последовательно определяют буквы, записывают на экранах слово – торт. Проверяем, убираю полотенце (рис. 10). Дети видят, что задание выполнили верно.
Рис. 10
При выполнении заданий (подобных), в классе обязательно устанавливается положительный эмоциональный настрой, дух соревнования, желание быстрее и точнее выполнить задание.
Всю наглядность стараюсь делать своими руками – это значительно увеличивает интерес ребят к уроку, и – что скрывать, поднимает авторитет учителя в их глазах.
Очень важно, чтобы вся наглядность была выполнена четко, ярко, эстетично. Обучая детей на различных видах наглядности, нужно воспитывать культуру труда и эстетическое начало.
Подвижная наглядность помогает детям работать активно и с удовольствием. Учитывая то, что ребенок лучше запомнит материал, если проговорит задание вслух несколько раз, даю возможность говорить сразу всем детям, высказывать свои мысли. Это помогает им хорошо и связно говорить, логично рассуждать при выполнении грамматических заданий.
Думаю, что основные, опорные моменты метода я изложила. Можно было бы сказать еще о многом – ведь моя наглядность далеко не исчерпывается приведенными примерами. Можно было бы сказать и о том, что такая работа на уроке заставляет учителя постоянно сотрудничать с детьми, быть рядом, а не над ними.
И, разумеется, можно было бы сказать о том, что нельзя перенимать методику других учителей в чистом виде, а обязательно надо приспосабливать, переплавлять для себя – в соответствии со своим темпераментом, интересом и пр. Но думаю, что об этом нетрудно догадаться, читая спокойно и вдумчиво.