Письмо: вчера, сегодня, завтра

Разделы: Русский язык


Цель урока:

1. Расширение и совершенствование знаний об эпистолярном жанре литературы.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием “эпистолярный жанр”и “письмо”.
  2. Закрепить навыки написания письма.
  3. Сформировать навыки делового этикета, культуры общения.
  4. Осуществлять нравственно-эстетическое воспитание учащихся.
  5. Развивать логическое, ассоциативное мышление учащихся.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер с выходом в интернет к образовательным ресурсам), экран.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, сообщение целей и задач урока.

2. Актуализация темы. Слайд №1 и№2.

Учитель.

Что мы с вами видим на экране? Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом.

Каждый из нас ждет от родных, друзей и любимых и электронное послание, и традиционный почтовый конверт с вложенным в него белым листком бумаги. На работе мы тоже получаем письма. Но они называются деловыми и оформляются по определенным правилам. Прошлое, настоящее и будущее – рядом в нашей жизни.

Слайд №3 (цитаты)

“ Какое в них (письмах) богатство чувств и мыслей!” (Юрий Бондарев)

“В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы” (Г. К. Лихтенберг )

“Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования…” (Сазонов, Бельский. Полный письмовник.)

“Уникальность писем в том, что они позволяют человеку непредвзято заглянуть в себя… Работа над письмом – это и работа над собой” (Шалва Амонашвили)

Учитель. Обратите внимание на слова великих людей о письме. Сегодня они станут эпиграфом к нашему уроку о письме как эпистолярном жанре литературы.

3. Новая тема.

В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, т.е. написать письмо. Письма относятся к эпистолярному жанру литературы. Обратимся к ресурсам сети интернет (http://slovari.yandex.ru) и прочитаем, что же такое эпистолярная литература.

Слайд №4. Эпистолярная литература (от греческого epistole – послание, письмо); переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающий её от записок и дневника.

Учитель. У вас было опережающее задание –найти в литературных произведениях образцы писем. Давайте познакомимся с образцами эпистолярной литературы (Учащиеся зачитывают).

Слайд №5. И.А. Бунин “Чистый понедельник”

“В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг... Пусть бог даст сил не отвечать мне – бесполезно длить и увеличивать нашу муку...”

Слайд №6. А.И. Куприн “Гранатовый браслет”

“Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. .Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Пусть я был смешон в. Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю:. “Да святится имя Твое”…Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку,— о, как я ее целовал,— ею Вы запретили мне писать Вам. ..

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.”

Слайд №7. И.А. Гончаров “Обломов”

“Прошу покорно передать доверенность другому лицу (писал сосед), а у меня накопилось столько дела, что, по совести сказать, не могу как следует присматривать за вашим имением. Всего лучше вам самим приехать сюда, и еще лучше поселиться в имении. Имение хорошее, но сильно запущено. Прежде всего надо аккуратнее распределить барщину и оброк; без хозяина этого сделать нельзя: мужики избалованы, старосты нового не слушают, а старый плутоват, за ним надо смотреть. Количества дохода определить нельзя. При нынешнем беспорядке едва ли вы получите больше трех тысяч, и то при себе… В заключение повторю просьбу пожаловать как можно скорее: месяца в три можно привести в известность, чего надеяться на будущий год. Поспешайте…”.

Слайд №8. Ф.М. Достоевский “Бедные люди”

Июня 1.Любезнейший Макар Алексеевич!

Мне так хочется сделать вам что-нибудь угодное и приятное за все ваши хлопоты и старания обо мне, за всю вашу любовь ко мне, что я решилась наконец на скуку порыться в моем комоде и отыскать мою тетрадь, которую теперь и посылаю вам. Я начала ее еще в счастливое время жизни моей… Мне кажется, что я уже вдвое постарела с тех пор, как написала в этих записках последнюю строчку. Все это писано в разные сроки. Прощайте, Макар Алексеевич! Мне ужасно скучно теперь, и меня часто мучит бессонница. Прескучное выздоровление! В. Д.

Учитель. Обратите внимание, какие разные по содержанию и эмоциональному наполнению эти письма: от бесконечного отчаяния и безграничной любви до сухих рассуждений об экономических проблемах.

Посмотрим толковый словарь (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля http://vidahl.agava.ru) и определим, что такое ПИСЬМО

Слайд №9 Письмо. 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2.Умение писать. 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4.Манера художественного изображения.

Учитель. Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории.

В античности уже сочинялись письма. Известны письма Эпикура и Цицерона. Известны письма Плиния младшего. Познакомьтесь с некоторыми из них.

Слайд №10. Письма Плиния младшего (90-е гг. н.э.)

11 Плиний Гемину привет.

(1) Я получил твое письмо, очень приятное, особенно потому, что ты просишь написать тебе что-нибудь, что ты сможешь вставить в свои книги. Тема найдется — или та самая, на которую указываешь ты, а может быть и другая, лучшая: в той ведь есть некоторые неприятные стороны — осмотрись кругом, и они бросятся тебе в глаза.

(2) Я не думал, что в Лутдуне есть книгопродавцы, и с тем большим удовольствием узнал из твоих писем, что мои книжки распродаются; я в восторге от того, что одобрение, которое они снискали в Риме, остается за ними и в чужих краях. Я начинаю считать достаточно отделанными те произведения, оценка которых столь одинакова у людей, живущих в столь разных областях. Будь здоров.

12 Плиний Юниору привет.

(1) Некто бранил своего сына за то, что тот немного переплатил за лошадей и собак. Когда юноша ушел, я говорю ему: “Послушай, разве ты никогда не делал того, за что тебя мог бы поругать отец? Делал ведь! И разве иногда ты не делаешь того, в чем твой сын, если бы вдруг он стал отцом, а ты сыном, не мог бы укорить тебя с такой же суровостью? Разве все люди не подвержены каким-нибудь ошибкам? Разве один не потакает себе в одном, а другой в другом?” (2) Мы так любим друг друга, что я не мог не написать тебе, находясь под впечатлением этой неумеренной строгости: не обходись никогда со своим сыном слишком жестоко и строго. Подумай о том, что он мальчик, что и ты был когда-то таким, и, пользуясь своим положением отца, помни, что ты человек и отец человека. Будь здоров.

Учитель. Обратите внимание на нравоучительную интонацию и нравственные проблемы, которые затрагивались уже в столь древней переписке. Естественная для писем дидактическая тенденция становится основной функцией в посланиях апостолов и “отцов церкви” (Киприана, Августина и др.). В средние века в Европе межмонастырская переписка была средством публичной богословской полемики. Образцом русской средневековой публицистики служит переписка Ивана Грозного с князем Курбским

Прочитайте фрагменты из переписки Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, который, опасаясь гнева царя за поражение русских войск под Невелем, бежал в Польско-Литовское государство. Чьи доводы в споре: Андрея Курбского (I) или Ивана Грозного (II) — кажутся вам более убедительными?

Слайд №11, 12.

I. Не думай, царь, не представляй мысленно, что мы, убитые, заточенные и изгнанные тобою без вины, уже погибли. Не радуйся этому, мнимой силой хвалясь: убитые тобою, стоя у престола Господня, просят отмщения; заточенные же и несправедливо изгнанные в другие края, взываем мы к Богу день и ночь. Послание это, слезами омытое, велю положить с собою в гроб, идя на суд с тобою Бога моего Иисуса Христа. Аминь. Писано в Вольмере, граде государя моего, короля Августа Сигизмунда, который помогает мне, кроме Бога; милостью его государевой, надеюсь, буду обласкан и утешен в моих скорбях.

II. Ты пишешь, что ждешь воздаяния от Бога, — поистине, время справедливо воздает всякие дела — добрые и злые, но только следует каждому человеку рассудить: кто какого воздаяния заслуживает за свои дела?.. А если ты свое писание хочешь с собою в гроб положить, значит, ты уже окончательно отпал от христианства. Господь повелел не противиться злу, ты же и перед смертью не хочешь простить врагам, как делают по обычаю даже невежды, поэтому над тобой не должно будет совершать и последнего отпевания. Город Владимир [Вольмар, Валмиеру], находящийся в нашей вотчине, Ливонской земле, ты называешь городом нашего недруга, короля Сигизмунда. Этим ты доводишь свою собачью измену до конца.

Учитель. В XVII-XVIII вв. форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению. Известны очерково-документальные “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина, письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину. В XX веке сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы (“Опавшие листья” В. Розанова, “Неизвестный друг” И.А. Бунина и др.). Как вы думаете, какие разновидности писем существуют? Да, есть письма личные, а есть служебные, официальные, деловые. Мы уже прочитали несколько личных писем. Познакомьтесь с фрагментами деловых писем.

Слайд №13, 14. Служебное письмо — это обобщенное наименование различных по содержанию документов, являющихся средством общения между учреждениями, официальными лицами.

I. Уважаемый г. Игнатьев! Мне представилась возможность поблагодарить Вас за согласие помочь нам в проведении ежегодной кампании по сбору средств в пользу организации “Мир вашему дому”. Думаю, что Вы получите удовлетворение от того, что Ваши усилия пойдут на пользу вышеназванной организации. Надеюсь вскоре увидеть Вас на одном из наших собраний.

II. Уважаемый г. Павлов! Мы будем рады обслужить Вас и Ваших гостей во время ужина в нашем ресторане “Харбин” 30.12.09 г. Мы приложим все усилия, чтобы кухня и сервис оказались сверх Ваших ожиданий. Благодарим за возможность обслуживать Вас.

Учитель. Представьте, что вы деловое или личное письмо. Вас интересует его содержание. Но. Вы увидите и другое: красоту и четкость почерка, порядок в расположении абзацев, аккуратность оформления, качество бумаги и многие другие “мелочи” внешнего оформления письма.. Или, наоборот, в глаза бросится обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие формул вежливости, даты, подписи, некрасивое расположение текста (с очень большими полями или вообще без полей), отсутствие абзацев и т.д.

Вывод: аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Форма письма должна помочь, или, по крайней мере, не помешать произвести благоприятное впечатление на адресата. Во многих странах искусство оформления писем доведено почти до совершенства. Давайте познакомимся с некоторыми правилами.

Слайд №15. Правила оформления письма.

  1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля.
  2. Письмо может быть написано от руки или напечатано. Помните, что напечатанные письма утрачивают личностный характер.
  3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
  4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.
  5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.

Слайд №16. Оформление конверта.

Учитель. В прежние времена, когда конвертов не было, бумагу, на которой было написано письмо, складывали и перевязывали шелковой нитью. Концы нити скрепляли печатью из воска.

Процедура отправки письма упростилась, когда появились конверты. Прежде в нашей стране была особая форма написания адреса на конверте. Сначала указывался город, где проживал адресат (или сначала название республики, а затем город), потом улица, но мер дома и квартиры. На последней строчке указывались фамилия, имя и отчество. Теперь по общепринятому в мире образцу фамилия и инициалы адресата указываются на первой строчке, и лишь затем следует адрес.

Слайд №17 Композиция (построение) письма.

1.Обращение. 2.Текст письма. 3.Заключительные формулы вежливости. 4.Подпись отправителя. 5.Дата. Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).

Текст письма начинается с красной строки и с прописной (заглавной) буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.

Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

Дату не следует обозначать цифрами (20.08.2009). Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать: 10 октября 2009г.

Слайд №18 Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Возможны два варианта.

1. Вы пишете другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае можно закончить письмо так:

- Искренне твой (ваш).
- Преданный тебе (вам).
- Твой (Ваш).
- Твой искренний друг.
- Любящий тебя.
- Твой любящий сын.
- Целую.

2.. Недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам обычно пишут:

- Искренне ваш.
- С почтением.
- С уважением.

Слайд №19 В деловых письмах разных видов употребляются закрепленные речевые клише — стереотипные формулы:

Просим сделать...
Мы рады (что делать?)...
(Кто?) с сожалением должен сообщить...
Нам приятно (что делать?)...
Сообщаем (извещаем, информируем, уведомляем), что...
Мы вынуждены сообщить...
Мы официально заявляем Вам...
Мы обращаемся к Вам с просьбой...
Мы будем (весьма) признательны (благодарны), если...
С благодарностью подтверждаем...
Мы получили Ваше...
Соглашаясь с Вашим предложением, сообщаем...
В связи с Вашей просьбой направляем Вам...
Напоминаем Вам, что...
Поздравляем...
Одобряем Вашу инициативу...
Ставим Вас в известность...
Гарантируем...
Просим принять участие...
Мы предлагаем Вам...

Учитель. Деловое письмо должно быть убедительным. Убедительность складывается из доказательности, точности и бесспорности приводимых фактов, учета интересов адресата и психологии восприятия им письма.

Сравните два варианта служебного письма, написанного вице-президентом крупной страховой компании для распространения среди сотрудников. Почему автор решил изменить текст письма? (“Мышь” — устройство управления компьютером.)

Слайд №20

1. Мне стало известно, что прошлой ночью из стола Петровой М.И. была украдена “мышь”. Очевидно, что совершивший это имел ключ и доступ на этаж, а следовательно, является одним из наших сотрудников. Я еще раз хотел бы напомнить всем, что столы на ночь необходимо запирать и не хранить там ценные вещи. Уличенные в воровстве будут немедленно уволены.

2. Сегодня утром стало известно, что из стола Петровой М-И. пропала “мышь”. Это —. часть ценного оборудования, которое мы не хотим терять. Начато расследование этого происшествия. Если кто-нибудь располагает информацией о случившемся, прошу связаться со мной. До выяснения картины случившегося хочу напомнить, что столы и двери офиса необходимо оставлять закрытыми. Прошу соблюдать правила внутреннего распорядка и обеспечивать безопасное хранение документов и оборудования после окончания рабочего дня.

Учитель. Слайд №21. В заключение –несколько полезных советов:

  1. Часто говорят, что не хватает времени на письма. Взяв в руки ручку и написав письмо, вы почувствуете радость от духовного контакта с другим человеком.
  2. Правила хорошего тона требуют, чтобы на каждое полученное письмо был дан ответ. Приписок в письмах лучше избегать, однако, если вы забыли написать о чем-то сразу, поставьте post skrptum, после чего допишите все, что хотели. Не забудьте после приписки указать свои инициалы
  3. Если вы не смогли по каким-то причинам поблагодарить кого-то за оказанную любезность лично, следует отправить благодарственное письмо. Если вы обидели кого-то, можно написать письма -извинение.

Письма-напоминания пишут тем, кто забыл о долге или тянет с его исполнением. Такие письма обязательно запечатываются в конверт. Они должны быть выдержаны в вежливом тоне.

  1. Бестактно заглядывать в чужие письма. Тайну переписки охраняет закон, и никому не позволено читать то, что предназначено для других.

Давайте подытожим, из каких частей состоит личное письмо.

Слайд №22. Структура письма.

  1. Приветствие и обращение.
  2. Изложение того, что хочешь написать, и вопросы о том, о чем хочешь узнать.
  3. Заключение.
  4. Подпись.
  5. Дата.

Слайд №23. Основные правила искусства написания писем.

  • Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, – признак дурного тона).
  • Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются).
  • Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
  • Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).
  • Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече).
  • Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
  • Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
  • Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
  • Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
  • Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
  • Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
  • Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
  • Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
  • Письмо перед отправлением следует перечитать.
  • Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

4. Заключительный этап урока

Учитель. Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами. Однако соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

Учитель. Вы скоро закончите школу и разлетитесь по разным адресам: кто-то поедет учиться, кто-то – работать. Жизнь закружит вас. Но наступит момент, когда вам захочется поделиться со школьным другом новостями своей жизни и узнать, что интересного случилось у него. Ведь школьная дружба -самое яркое событие молодости. Напишите письмо школьному другу: из грядущего “завтра” в сегодняшнее “вчера”. Это домашнее задание. (слайд №24)

Список использованной литературы:

  1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. Редактор д.ф.н., проф. Л.К. Граудина и кд.ф.н. проф. Е.Н. Ширяев. – М: Норма, 2005. – 560с.
  2. На подступах к риторике / Авт.-сост. В.Я. Коровина; Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1996. -192с.
  3. Риторика. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Издательский дом “С-Инфо”; Издательство “Баласс”, 2002. – 272с.
  4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. -2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 256с.

Презентация