Урок русского языка с использованием ИКТ "Эффективные формы организации деятельности учащихся на уроке"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Состав слова”.

Цель урока: научить детей разбирать слова с по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, развивать орфографическую зоркость, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, слайды, тесты, экран, учебник.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учите русский годы кряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда
И та награда – в нём самом!

2.Установка.

Я хороший, я всё знаю, я всё умею, я буду стараться, и у меня всё получится!

3.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

(Показ слайда №1)

1. Минута чистописания.

– Урок как всегда начнём с чистописания. Посмотрите, что мы будем писать на первой строке? ЛЛЛ

– Что мы будем писать на следующей строке? (лес). Запишите.

2. Запись числа, темы урока.

(Прочитайте, орфографически правильно, число, тему урока и запишите).

3. Актуализация опорных знаний.

– Сегодня у нас в гостях хозяюшка– Осень со своими друзьями.

(Показ слайда №2)

– А теперь составим слова, запишем, выделим приставку. (Занёс, перенёс, понёс, внёс, снёс, принёс)

– Солнышко обрадовалось, что мы разогнали тучки и благодарит вас своим теплом и улыбкой.

(Показ слайда №3)

– Скажите, что такое приставка? Для чего она служит? Как пишется со словами?

Запись предложения под диктовку. (Найдите главные члены предложения.)

– Найдите слово с приставкой, выделите ее.

4. Формирование новых знаний.

4.1. Работа над корнем.

(Показ слайда №4)

– Запишите слово гриб и подберите однокоренные слова, выделите корень.

img2.gif (1943 bytes)

– Кто составил 5, 4, 3 слова?

– Назовите корень. Что такое корень?

Самопроверка:

(Показ слайда №5)

img5a.gif (8290 bytes)

4.2. Работа над суффиксом.

(Показ слайда №6)

Вывод:

1) Из каких частей может состоять слово?

2) Что общего между приставкой и суффиксом? В чем различие?

3) Какая часть слова есть во всех словах?

4) Для чего служит окончание?

Музыкальная физминутка.

(Показ слайда №7)

(Показ слайда №8)

– Для чего служит окончание?

4.3. Разбор слов по составу.

– Уходя из осеннего леса, давайте соберем на память осенний букет. Разберем слова, записанные на листочках, по составу.

(Показ слайда № 9)

(Показ слайда № 10)

(Показ слайда № 11)

Ответ: клад, лад, вода, яд, вал, лава, як, код, док, лов, вал и др.

5. Словарная работа.

– Осень щедро дарит нам урожай овощей.

(Показ слайда № 12)

м … рковь
к … пуста
к … ртофель
… гурец

– На кругах-сигналах покажите букву, которую вы вставите.

Сценка “Спор овощей”

(У детей шапочки с изображением овощей)

Учитель. Сколько разных овощей

Спорят: кто кого важней?

Морковь.

Вы ответьте мне по чести,
В вашей не нуждаюсь лести.
Главный овощ я – морковка!
В ротик прыгаю я ловко
Содержу я витамин,
Очень нужный каротин.

Чеснок.

Не хвались ты каротином,
Я от гриппа и ангины
От простуды, разной хвори,
Съешь меня, не будет боли.

Свекла.

Чесноку не верьте, дети:
Самый горький он на свете.
Я – свеколка, просто диво.
Так румяна и красива:
Будешь свеколкой питаться
Кровь вся будет очишаться.

Морковь (презрительно).

Очищается вся кровь!
Главный овощ я – морковь!
Вот и огурец – пострел
К нам нежданно подоспел.

Огурец.

Что? Огурчик вам не нужен?
Без него ну что за ужин?
И в рассольник и в салат,
Огуречку каждый рад!

Капуста.

Я – капуста, всех толщей!
Без меня не будет щей.
Борщ, салат и винегрет
Любят кушать на обед.
И при том учтите, дети!
Главный овощ я в диете.

Помидор.

Вы кончайте глупый спор,
Всех главнее – помидор!
Раскрасавец хоть куда,
Я не овощ, а звезда!

(Слышится стук в дверь)

Овощи.

Кто-то, кажется, стучит?

(Входит Айболит)

Овощи.

Это доктор Айболит!

Айболит.

Ну конечно, это я!
О чем спорите, друзья?

Овощи.

Кто из нас из овощей
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?

Айболит (расхаживая).

Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить.
Все без исключения
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее.

Итог урока:

– Чему учились на уроке?

– Расскажите алгоритм разбора слова по составу (ТЕСТ)

(Показ слайда № 13)

Приложение