Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Развивать умение распознавать и проверять слова с одной и двумя безударными гласными в корне и применять на практике правила правописания безударных гласных;
  2. Совершенствовать умение выполнять различные виды грамматических разборов;
  3. Развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  4. Воспитывать внимание, аккуратность, уважение к мнению товарищей и своему личному.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Психологический настрой:

– С каким настроением вы пришли на урок?

– Хочется ли вам работать?

– Надеюсь, что ваши знания и помощь друзей помогут решить трудные, но интересные задачи. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу.

Итак, будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

2. Актуализация знаний:

– Тема нашего урока…., а впрочем, выполнив задание, вы сами сможете ее назвать.

Слайд 2 (Приложение). Сравните две таблицы и прочитайте в каждом случае слова, которые определят тему нашего урока.

Индивидуальная работа по карточкам.

л е ц е е
к п о ш л
з с и о е
е и н а т
з м д р о
л е й о з
н о о о л
о т й о  
к д о е р
м р у е б
в а н о й
я а й ж н
6 8 10 14 12,
7 9 2 13 17
3 19, 11 4 1
5 18 15 16 20
1 7 4 11 9,
2 5 6 12 3
14 8, 10 13 15
19 17 16 18  
2 4 7 9 11
13 16, 1 3 6
10 12 18 20, 8
5 14 19 17 15

– Какие слова у вас получились? (Колос, пшеница, зеленеет, зерно, золотой, молодой, деревня, урожай, комбайн. )

– Сравните. На какие две группы можно их разделить? (Слайд 3)

– Сформулируйте тему урока. (Слайд 4) (Правописание слов с одной и двумя безударными гласными в корне.)

На уроке мы будем развивать умения проверять слова с безударными гласными в корне, вспомним различные виды грамматических разборов и продолжим исследование предложения и текста. Данные слова будут нами использованы на уроке.

– Назовите слова второй группы. Что это за слова? (Слайд 5) (Деревня, комбайн, пшеница, урожай.)

Сделайте вывод – почему написание подчеркнутых гласных надо запомнить? Запишите, выделите орфограмму.

3. Работа по теме урока:

– Что вы можете сказать об оставшихся словах? Колос, зерно, золотой, молодой, зеленеет. (Слайд 6) Как вы думаете, какое задание можно предложить на уроке с данными словами? Что необходимо помнить, чтобы правильно выполнить задание? Чтобы видеть орфограмму, нужно ее услышать. (Слайд 7)

– Запишите, подбирая проверочные слова. Самостоятельная работа, с последующей проверкой. (Слайд 7. Приложение)

Вывод:

  • Как проверить безударную гласную в корне?
  • Какие гласные чаще всего бывают опасными в безударном положении?
  • Какие способы проверки мы использовали в работе?

– Среди данных слов найдите: слово имя прилагательное, образованное при помощи суффикса и имя существительное, образованное с помощью приставки (Слайд 8)

Разберите данные слова по составу 1 вариант – молоденький, 2 – позолота.

Обобщение: Что такое суффикс, окончание?

Чем похожи приставка и суффикс, чем отличаются? (Слайд 8)

– Обратимся вновь к словам: деревня, комбайн, колос, урожай, пшеница. (Слайд 9)

Какая общая тема их объединяет?

Рос сперва на воле в поле. (Слайд 10)
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб.)

– Верно. И среди тысячи слов, существующих в русском языке, слово хлеб можно смело поставить на первое место. Почему?

И на Руси с давних пор повелось встречать гостей хлебом-солью. (Слайд 11)

Хлеб-соль – угощение, предназначенное гостям.

Хлеб-соль делить – дружить. Не зря про хлеб существует много пословиц и поговорок. Какие вы знаете, помните? Каждая пословица, а их великое множество – выстрадана людьми на бесхлебье.

Я предлагаю обратиться к следующим пословицам: (Слайд 12)

– Дороже и злата и соболя
Он всем и всему голова.
– Даже глыба золота
Не заменит крошки хлеба.

Прочитайте, скажите, может быть, я зря среди многих пословиц выбрала именно эти? Есть ли в них изучаемая орфограмма?

Запишите первую пословицу, выделите орфограммы, устно подбирайте проверочные слова.

– Были ли трудности в выполнении задания? Какие? Как мы можем проверить работу?

Поменяйтесь тетрадками, проверьте правильность определения орфограмм, безошибочность написания, аккуратность.

– Вот ведь удивительно, что и в декабрьскую стужу, и под звон мартовской капели или в дни осенней распутицы мы берем в руки кусок хлеба, и нам становится теплее, а еда вкуснее. И заменить нам его ничто не может. (Слайд 13)

Давайте выполним звукобуквенный анализ слова хлеб. Какая орфограмма встретилась в слове? Как проверить?

(Учащиеся выполняют разбор слова, один ученик работает у доски).

– Составьте предложение, используя слова нашего урока. (Лучшее предложение записывается в тетрадь с выделением орфограмм). Подчеркните подлежащее и сказуемое.

4. Физкультминутка. (Слайд 14)

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем, мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
И на месте мы походим.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

5. Работа над текстом.

– Давайте вспомним, что такое текст?

Перед вами картина И.И.Шишкина. (Слайд 15) Постарайтесь составить небольшой рассказ, используя слова, с которыми мы работаем. (Самостоятельная работа учащихся)

Я вам предлагаю сравнить свои рассказы с отрывком из сочинения ученика 4-го класса.

Золотая рожь

Знойный летний полдень. Широко раскинулось необъятное поле золотой ржи. Тяжелые колоски гнутся к земле. А там, вдали, молодые зеленые деревца, которые защищают их от ветра. (Слайд 16)

– Какова основная мысль текста? Тяжелые колоски гнутся к земле. Запишите предложение, выделите орфограммы, подчеркните главные члены предложения.

– Выпишите слова – имена существительные и прилагательные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, устно подберите проверочные слова.

(Взаимопроверка).

6. Итог урока

Мы трудились не напрасно
И запомним навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … труда. (Слайд 17)

– О чем мы говорили на уроке? Какие орфографические правила вспомнили?

Что нового узнали? Сможете ли вы знания, полученные на уроке, использовать в жизни?

7. Рефлексия.

– Трудная работа завершена. (Слайд 18)

Положите руки на парту, расслабьтесь. Перед нами русская изба и выбеленная печь. Раньше в такой печи пекли очень вкусные, золотистые караваи. Представьте, что мы оказались в этом доме, подошли к печке, из нее тянет жаром. Нам хорошо, тепло разливается по всему телу. Вам хорошо и спокойно. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете. Вы одна команда. Небольшое дополнительное задание: Выразите свое отношение к уроку одним предложением ярким, образным.

8. Домашнее задание

Попробуйте применить знания, полученные на уроке, выполнив упражнение 299.
Презентация