Цели урока:
- Развивать умение распознавать и проверять слова с одной и двумя безударными гласными в корне и применять на практике правила правописания безударных гласных;
- Совершенствовать умение выполнять различные виды грамматических разборов;
- Развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- Воспитывать внимание, аккуратность, уважение к мнению товарищей и своему личному.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Психологический настрой:
– С каким настроением вы пришли на урок?
– Хочется ли вам работать?
– Надеюсь, что ваши знания и помощь друзей помогут решить трудные, но интересные задачи. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу.
Итак, будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.
2. Актуализация знаний:
– Тема нашего урока…., а впрочем, выполнив задание, вы сами сможете ее назвать.
Слайд 2 (Приложение). Сравните две таблицы и прочитайте в каждом случае слова, которые определят тему нашего урока.
Индивидуальная работа по карточкам.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
– Какие слова у вас получились? (Колос, пшеница, зеленеет, зерно, золотой, молодой, деревня, урожай, комбайн. )
– Сравните. На какие две группы можно их разделить? (Слайд 3)
– Сформулируйте тему урока. (Слайд 4) (Правописание слов с одной и двумя безударными гласными в корне.)
На уроке мы будем развивать умения проверять слова с безударными гласными в корне, вспомним различные виды грамматических разборов и продолжим исследование предложения и текста. Данные слова будут нами использованы на уроке.
– Назовите слова второй группы. Что это за слова? (Слайд 5) (Деревня, комбайн, пшеница, урожай.)
Сделайте вывод – почему написание подчеркнутых гласных надо запомнить? Запишите, выделите орфограмму.
3. Работа по теме урока:
– Что вы можете сказать об оставшихся словах? Колос, зерно, золотой, молодой, зеленеет. (Слайд 6) Как вы думаете, какое задание можно предложить на уроке с данными словами? Что необходимо помнить, чтобы правильно выполнить задание? Чтобы видеть орфограмму, нужно ее услышать. (Слайд 7)
– Запишите, подбирая проверочные слова. Самостоятельная работа, с последующей проверкой. (Слайд 7. Приложение)
Вывод:
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Какие гласные чаще всего бывают опасными в безударном положении?
- Какие способы проверки мы использовали в работе?
– Среди данных слов найдите: слово имя прилагательное, образованное при помощи суффикса и имя существительное, образованное с помощью приставки (Слайд 8)
Разберите данные слова по составу 1 вариант – молоденький, 2 – позолота.
Обобщение: Что такое суффикс, окончание?
Чем похожи приставка и суффикс, чем отличаются? (Слайд 8)
– Обратимся вновь к словам: деревня, комбайн, колос, урожай, пшеница. (Слайд 9)
Какая общая тема их объединяет?
Рос сперва на воле в поле. (Слайд 10)
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб.)
– Верно. И среди тысячи слов, существующих в русском языке, слово хлеб можно смело поставить на первое место. Почему?
И на Руси с давних пор повелось встречать гостей хлебом-солью. (Слайд 11)
Хлеб-соль – угощение, предназначенное гостям.
Хлеб-соль делить – дружить. Не зря про хлеб существует много пословиц и поговорок. Какие вы знаете, помните? Каждая пословица, а их великое множество – выстрадана людьми на бесхлебье.
Я предлагаю обратиться к следующим пословицам: (Слайд 12)
– Дороже и злата и соболя
Он всем и всему голова.
– Даже глыба золота
Не заменит крошки хлеба.
Прочитайте, скажите, может быть, я зря среди многих пословиц выбрала именно эти? Есть ли в них изучаемая орфограмма?
Запишите первую пословицу, выделите орфограммы, устно подбирайте проверочные слова.
– Были ли трудности в выполнении задания? Какие? Как мы можем проверить работу?
Поменяйтесь тетрадками, проверьте правильность определения орфограмм, безошибочность написания, аккуратность.
– Вот ведь удивительно, что и в декабрьскую стужу, и под звон мартовской капели или в дни осенней распутицы мы берем в руки кусок хлеба, и нам становится теплее, а еда вкуснее. И заменить нам его ничто не может. (Слайд 13)
Давайте выполним звукобуквенный анализ слова хлеб. Какая орфограмма встретилась в слове? Как проверить?
(Учащиеся выполняют разбор слова, один ученик работает у доски).
– Составьте предложение, используя слова нашего урока. (Лучшее предложение записывается в тетрадь с выделением орфограмм). Подчеркните подлежащее и сказуемое.
4. Физкультминутка. (Слайд 14)
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем, мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
И на месте мы походим.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
5. Работа над текстом.
– Давайте вспомним, что такое текст?
Перед вами картина И.И.Шишкина. (Слайд 15) Постарайтесь составить небольшой рассказ, используя слова, с которыми мы работаем. (Самостоятельная работа учащихся)
Я вам предлагаю сравнить свои рассказы с отрывком из сочинения ученика 4-го класса.
Золотая рожь
Знойный летний полдень. Широко раскинулось необъятное поле золотой ржи. Тяжелые колоски гнутся к земле. А там, вдали, молодые зеленые деревца, которые защищают их от ветра. (Слайд 16)
– Какова основная мысль текста? Тяжелые колоски гнутся к земле. Запишите предложение, выделите орфограммы, подчеркните главные члены предложения.
– Выпишите слова – имена существительные и прилагательные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, устно подберите проверочные слова.
(Взаимопроверка).
6. Итог урока
Мы трудились не напрасно
И запомним навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … труда. (Слайд 17)
– О чем мы говорили на уроке? Какие орфографические правила вспомнили?
Что нового узнали? Сможете ли вы знания, полученные на уроке, использовать в жизни?
7. Рефлексия.
– Трудная работа завершена. (Слайд 18)
Положите руки на парту, расслабьтесь. Перед нами русская изба и выбеленная печь. Раньше в такой печи пекли очень вкусные, золотистые караваи. Представьте, что мы оказались в этом доме, подошли к печке, из нее тянет жаром. Нам хорошо, тепло разливается по всему телу. Вам хорошо и спокойно. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете. Вы одна команда. Небольшое дополнительное задание: Выразите свое отношение к уроку одним предложением ярким, образным.
8. Домашнее задание
Попробуйте применить знания, полученные на уроке, выполнив упражнение 299.
Презентация