Цель: закрепить полученные детьми на прошлых уроках знания о музыкальных жанрах.
Задачи:
- Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности музыкальных жанров (симфония, концерт, опера, балет).
- Формирование слушательской музыкальной культуры учащихся.
- Воспитание любви и интереса к разным музыкальным жанрам.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Основная часть:
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Анализ музыкальных произведений.
3. Музыкальная гимнастика.
4. Применение знаний на новом музыкальном материале.
5. Вокально-хоровая работа. - Итог урока. (Рефлексия)
Методы и приемы:
- Словесно-индуктивный (беседа).
- Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения).
- Наглядно-слуховой.
- Создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский. Фрагмент симфонии № 4.
- П.И. Чайковский. “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро”.
- Д.Верди. “Песенка Герцога” из оперы “Риголетто”.
- А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром “Весна”.
- В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром.
- Д.Б. Кабалевский. “Улица хмурится”.
- Г.Струве “У моей России”.
Оборудование урока:
- Фортепиано.
- Музыкальный центр, диски.
- Хрестоматия.
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентация PowerPoint.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Прогнозируемый результат |
Организационный
момент Приветствие учителем учеников и гостей, учениками гостей урока Психологический настрой:Прозвенел звонок
для нас, – Тема сегодняшнего урока является для вас пока тайной. Ваша задача в течение урока разгадать ее. Для этого предстоит пройти путь по известному и загадочному маршруту. |
Настраиваются на восприятие. | Создание рабочего настроя. |
Актуализация знаний Вступительная беседа: |
Слушание и определение жанров. | Самостоятельное определение жанров |
Основная часть Здоровьесберегающие технологии Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика (укрепляет дыхательные мышцы, способствует
ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат; можно
использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока). Логоритмическая гимнастика (форма активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения). Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата по методике
В.Ф.Базарного (осуществляет вхождение ребенка в телесную вертикаль).
Гимнастика для глаз по методике В.А.Ковалева (снимает зрительное утомление и укрепляет зрение). Тренажер: “Видеоазимут” (Может лежать на парте или в виде большого панно на стене. Пробежать взором рисунок прямоугольника по часовой стрелке. Головой двигать нельзя – работать только глазами. “Рисовать” без остановок несколько раз. Затем все делается в обратную сторону. Закончив “рисовать” глазами прямоугольники, делать следящие движения глазами по диагонали одной и затем по другой. Перейти на просмотр вертикали и горизонтали. Выполнять непрерывно с максимальной скоростью, фиксировать угловые точки-ориентиры небольшой задержкой внимания на них).
Рис. 1 Аналогично можно использовать тренажеры показанные на рисунке:
Рис. 2 |
Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к
пению и снятию эмоционального и физического напряжения.
|
Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз. |
Анализ музыкальных
произведений Прослушивание и анализ
музыкального произведений: П.И.Чайковский “Симфония № 4”, П.И.
Чайковского “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро”. |
Слушают, определяют состав
исполнителей, характер произведений, делают выводы. Слайд 2 |
Правильное определение музыкальных жанров |
Музыкальная
гимнастика Ритмотерапия. |
Выполняют
музыкально-ритмические упражнения. Слайд 4 |
Снятие умственной перегрузки и утомления. |
Применение знаний
на новом музыкальном материале Знакомство с произведением Д.Верди “Песенка Герцога” из оперы “Риголетто”.
|
Слушают и определяют жанры,
делают сравнительный анализ. Слайд 5 |
Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в музыкальных жанрах. |
Вокально-хоровая
работа Фонопедический метод развитие
голоса по системе С.В. Емельянова. |
Исполняют заданные
произведения под руководством учителя. Слайд 8 |
Владение вокально-хоровыми навыками. |
Рефлексия –Какие произведения звучали на
уроке? Кроссворд:
|
Отвечают на вопросы. Слайд 10 |
Закрепление пройденного материала, определение темы урока. |