Урок музыки в 1-м классе с применением здоровьесберегающих технологий

Разделы: Музыка


Цель: закрепить полученные детьми на прошлых уроках знания о музыкальных жанрах.

Задачи:

  1. Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности музыкальных жанров (симфония, концерт, опера, балет).
  2. Формирование слушательской музыкальной культуры учащихся.
  3. Воспитание любви и интереса к разным музыкальным жанрам.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Основная часть:
    1. Здоровьесберегающие технологии.
    2. Анализ музыкальных произведений.
    3. Музыкальная гимнастика.
    4. Применение знаний на новом музыкальном материале.
    5. Вокально-хоровая работа.
  4. Итог урока. (Рефлексия)

Методы и приемы:

  1. Словесно-индуктивный (беседа).
  2. Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения).
  3. Наглядно-слуховой.
  4. Создание эффекта удивления и ситуации успеха.

Музыкальный материал:

  1. П.И. Чайковский. Фрагмент симфонии № 4.
  2. П.И. Чайковский. “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро”.
  3. Д.Верди. “Песенка Герцога” из оперы “Риголетто”.
  4. А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром “Весна”.
  5. В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром.
  6. Д.Б. Кабалевский. “Улица хмурится”.
  7. Г.Струве “У моей России”.

Оборудование урока:

  1. Фортепиано.
  2. Музыкальный центр, диски.
  3. Хрестоматия.
  4. Компьютер, проектор, экран.
  5. Презентация PowerPoint.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика Прогнозируемый результат
Организационный момент

Приветствие учителем учеников и гостей, учениками гостей урока

Психологический настрой:

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.

– Тема сегодняшнего урока является для вас пока тайной. Ваша задача в течение урока разгадать ее. Для этого предстоит пройти путь по известному и загадочному маршруту.

Настраиваются на восприятие. Создание рабочего настроя.
Актуализация знаний

Вступительная беседа:
– Вспомним некоторые известные вам произведения.
Проблемная ситуация: определение темы урока.

Слушание и определение жанров.

Слайд 1

Самостоятельное определение жанров
Основная часть

Здоровьесберегающие технологии

Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: “Хомяк” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
“Кружок” (рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой);
“Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
“Самовар” (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секуны и выпустить через губы, произнося: “Пых!”);
“Толстячки-худышки” (ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3–5 секунд);
“Пароход” (слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук “ы”: “ы-ы-ы”);
“Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”);
“Чистим зубы” (Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних и нижних зубов, имитируя чистящее движение. Так же “чистим” нижние и верхние зубы с внутренней стороны).

Дыхательная гимнастика (укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат; можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока).
Упражнения:
№ 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
№ 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.
№ 3. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке учителя с мягкой атакой звука спеть один звук в пределах зоны примарного звучания и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 с, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.

Логоритмическая гимнастика (форма активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения).

Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата по методике В.Ф.Базарного (осуществляет вхождение ребенка в телесную вертикаль).
Использование режима динамических поз:

  1. Исполнение песни стоя.
  2. Исполнение песни с гимнастической палкой за спиной стоя или сидя.

Гимнастика для глаз по методике В.А.Ковалева (снимает зрительное утомление и укрепляет зрение).

Тренажер: “Видеоазимут” (Может лежать на парте или в виде большого панно на стене. Пробежать взором рисунок прямоугольника по часовой стрелке. Головой двигать нельзя – работать только глазами. “Рисовать” без остановок несколько раз. Затем все делается в обратную сторону. Закончив “рисовать” глазами прямоугольники, делать следящие движения глазами по диагонали одной и затем по другой. Перейти на просмотр вертикали и горизонтали. Выполнять непрерывно с максимальной скоростью, фиксировать угловые точки-ориентиры небольшой задержкой внимания на них).

Рис. 1

Аналогично можно использовать тренажеры показанные на рисунке:

Рис. 2

Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.
Анализ музыкальных произведений

Прослушивание и анализ музыкального произведений: П.И.Чайковский “Симфония № 4”, П.И. Чайковского “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро”.
Определение музыкального жанра.
Приложение 1

Слушают, определяют состав исполнителей, характер произведений, делают выводы.

Слайд 2
Слайд 3
Приложение

Правильное определение музыкальных жанров
Музыкальная гимнастика

Ритмотерапия.

Выполняют музыкально-ритмические упражнения.

Слайд 4

Снятие умственной перегрузки и утомления.
Применение знаний на новом музыкальном материале

Знакомство с произведением Д.Верди “Песенка Герцога” из оперы “Риголетто”.
Слушание скрипичного концерта А.Вивальди “Весна”, фортепианного концерта В.А. Моцарта.

Слушают и определяют жанры, делают сравнительный анализ.

Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7

Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в музыкальных жанрах.
Вокально-хоровая работа

Фонопедический метод развитие голоса по системе С.В. Емельянова.
Исполнение попевки Д.Б. Кабалевского “Улица хмурится”.
Исполнение песни Г. Струве “У моей России”.

Исполняют заданные произведения под руководством учителя.

Слайд 8
Слайд 9

Владение вокально-хоровыми навыками.
Рефлексия

–Какие произведения звучали на уроке?
– Сумели ли вы определить тему нашего урока, разгадать тайну?

Кроссворд:

  1. Музыкальный спектакль, сюжет которого выражается языком танца.
  2. Музыкальное произведение для инструмента-солиста и симфонического оркестра.
  3. Музыкальный спектакль, основанный на вокальном искусстве.
Отвечают на вопросы.

Слайд 10

Закрепление пройденного материала, определение темы урока.