Путешествие по Китаю

Разделы: Начальная школа


Цели: Обобщить знания учащихся по Китаю (местонахождение, столица, население, природа, достопримечательности). Расширение кругозора, интереса, умение работать с дополнительной литературой. Воспитание дружелюбного отношения к соседней стране.

Оборудование: Выставка книг, рисунков, изделий из Китая, фотографий, поделок. Высказывания китайского философа Конфуция. Телевизор, мультимедийный аппарат, компьютер, политическая карта мира.

1. Организационный момент (Дети сидят буквой П).

Сегодня у нас необычный урок - путешествия. Посмотрите на карту  и назовите страну, которая имеет с нашей страной самую продолжительную границу.

2. Звучит мелодия на китайском языке и ученик на фоне читает стихотворение:

Вы спросите:
«Почему я нашёл себе дом среди этих холмов?»
Усмехнусь я в ответ
Поймёте ли вы
Что ради спокойствия души
здесь на холмах цветёт персик
и течёт река, и здесь царит тишина.
И счастлив я.

Учитель: Слово «Китай» происходит от названия народности «кидань» некогда населявшей государство Ляо. Древняя империя чаще всего называлась Срединным государством, хотя и имела и другие поэтические имена: Поднебесная, Срединный цветок. Реже Небесная империя. Китай находится в Центральной восточной Азии.

Работа по карте:

Население Китая 1 млд. 313 млн. человек.

Ежедневно в Китае рождается 50 тыс. человек.

Столица Китая - Пекин. Крупные города: Шанхай, Далянь, Харбин.

Природа Китая разнообразна от резко-континентального до тропического. Поэтому позволяет снимать до 2 урожаев в год.

Замечательное растение бамбук. В пищу после переработки употребляют листья, а из ствола делают прекрасную красивую мебель. Высота его достигает 30 метров.

Природа позволяет выращивать различные фрукты: апельсины, мандарины, яблоки, персики, виноград, арбузы и разные пряности.

Сообщение учащегося (Фотография панды): Бамбуковый медведь имеет укороченное тело и невысокие, стопоходящие конечности. Подошвы покрыты длинными чёрными волосами, когти сильные, недлинные, слабоизогнутые. Голова большой панды массивная, уши крупные, округлые, стоячие, глаза небольшие. Мех высокий, густой и мягкий. Обитает большая панда в Китае. За год взрослый зверь потребляет до 4,5 тонн растений. Панда является знаком всемирного фонда охраны животных.

Достопримечательности Китая.

Сообщение учащегося (Фотография Китайской стены): Её строительство было начато по приказу императора Цинь Шихуанди после объединения Китая для прикрытия северо-западных границ империи от нападения кочевых народов. Впоследствии стена неоднократно достраивалась и ремонтировалась. На всём протяжении сооружены казематы для охраны и сторожевые башни, а у главных горных проходов - крепости. Длина 3тыс. км, высота достигает 10 метров, ширина 10 метров. Её строили 2 млн. человек.

Сообщение учащегося (Поделка, фотография Пагоды: В городах и близ монастырей строились величественные буддийские башни-пагоды, отличающиеся геометрической строгостью и ясностью членения. Пагоды имели нечётное (счастливое) число этажей - 3, 5, 7. Внешний облик пагоды удивительно прост, в ней почти не использовалось декоративное убранство. 7 этажная пагода Даяньта (или Диких гусей), расположенная на фоне обширной горной гряды, торжественно возвышается (64 метра) над окрестностями города Сиань - бывшей столицы китайского государства.

Сообщение учащегося: Образование в Китае имеет 3 уровня. В начальной и средней школе дети обучаются 6 лет. 3 года учатся в высшей школе. Самым престижным считается  быть студентом иностранного языка. У каждого образованного человека есть кисть для письма, твёрдая тушь, бумага и тушечница для растирания туши. Впервые качественную бумагу изобрели в Китае.В 4-9 веках изобрели порох, бумажные деньги, шёлк, фарфор, книги.

Сообщение учащегося: Китай-родина чайных церемоний. В маленькие чашечки наливают чай и ведут с гостем неторопливую беседу. Чай лечит головную боль, помогает поднять настроение, чай наполняет человека силой. Особенно полезен зелёный чай.

Сообщение учащегося (Рисунок дракона): Китайские владыки использовали давнюю веру во всемогущество дракона, используя его изображение в качестве символики. Легендарный змей с 4 лапами и 5 когтями красовался на гербе правителей маньчжурской династии Цин. Все вещи помечались этим знаком. Дракон считался символом власти.

-Что получает наша страна из Китая? (Игрушки, фрукты, технику.)

Учитель: Как вы понимаете высказывания китайского философа Конфуция: «Не делай людям того, чего себе не желаешь»

Высказывания учащихся.

Итог урока:

Во время путешествия мы познакомились с достопримечательностями этой страны, поучились писать иероглифы, узнали некоторые китайские слова, научились на карте находить это государство, которое имеет с нашей страной общую границу.

У автора есть видео урока.