Изобразительные языковые элементы в русской поэзии

Разделы: МХК и ИЗО


Виды искусства и их языковые особенности определяются художественными материалами, посредством которого создается произведение. Например материал живописи - краски, ширина кистей определяют такое выразительное средство как цветовой мазок, с помощью которого строится пространство, форма предмета, создается эмоциональность образов произведения. Виды искусства обладают как специфическими выразительными средствами, т.е. языковыми элементами, так и общими. Каждому виду искусства присущи: композиция, ритм, размер, форма, тональность, динамика. А к специфическим выразительным средствам, напрямую зависящих от материалов произведения, относятся: линия, пятно, рифма, трехмерность, мелодия и т. д. Эстетическое воздействие разных искусств происходит соответственно на разные органы чувств. Музыка и литература воспринимаются слухом, пластические виды искусства - зрением. В силу целостного восприятия человеком окружающего мира, ее "полная художественная картина не может быть дана средством какого-нибудь одного искусства" (Г. И. Данилова), поэтому художники, дабы более выразительно преподнести образ, или находят идентичные языковые элементы противоположных искусств, или создают иллюзию их присутствия. Можно провести параллели между мелодией и композиционной линией рисунка, музыкальному легато соответствует нюансированный переход от одного живописного мазка к другому, низкие продолжительные звуки - темному тяжелому колориту и тому подобное. Живопись К. Чюрлениса - "Прилюдия", "Фуга", "Соната" - полна музыкальных выразительных средств, абстракцию В. Кондинского по выразительным средствам бесспорно можно считать двумерной музыкой. Литературные произведения И. Гете, Н. Гоголя отличаются тонким чувством цвето-сочетания. Микеланджело, скульптор эпохи Возрождения, писал стихи "объемами".

Русская поэзия призвана передавать эмоциональное состояние, переживание и характер лирического героя, а изобразить предмет визуально точно не способна. Но читатель невольно "видит" картинку вызванную ассоциациями стихотворных строчек. И эта иллюзорная картинка - тоже художественное произведение, она создается поэтами по законам изоискусства. (Не случайно национальная японская поэзия и живопись объединены в гармоничное единство, что позволяет искусству слова быть философско-духовной). Обогащенная наличием иллюзии языка пространственных искусств поэзия становится более доступной эстетическому восприятию.

Проследим визуальные выразительные средства кульминационного отрывка из стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро":

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

В сознании читателя рождается формат вытянутый секстиной - шестью строчками отрывка и четырехстопным ямбом в вертикальный прямоугольник, образы в котором расположены вдоль вертикальных и горизонтальных линий. Лес "чернеть" может только на дальнем плане. В изо-композиции образ леса представляет собой горизонталь, разделяющую пространство по законам построения перспективы на "голубые небеса" и "великолепные ковры" с "блестящем на солнце снегом" примерно пополам. "Речка подо льдом" повторяет горизонталь леса и находится чуть ниже. Другие варианты ее изображения недопустимы, ибо в противном случае нарушится восприятие "великолепных ковров". Через все пространство формата проходит вертикаль треугольной ели - зимняя ель "зеленеет" на первом плане, по мере удаления от зрителя ее цвет приобретает все более темные оттенки, и почти соединяет верхнее и нижнее основание формата. Композиционные линии графического зимнего леса напоминают композицию архитектуры классицизма, где горизонтали преобладают над вертикалями и венчаются треугольной формой. Классицизм отражает идеи эпохи Просвещения и утверждает торжество познания окружающего мира. Визуальные выразительные средства шестистишия и их символика (вертикаль, треугольник - символы духовного мира, горизонталь - материального) подчеркивают духовную возвышенность и торжественность восхищения поэта природой.

Основой стиха в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Тучи" служит ритм вальса (фр. valse, нем. Walzer, от walzen - прокатывать), представленный дактилем - трехсложным стихотворным размером:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники.
С милого севера в сторону южную:

И легко вырисовывается цепочка круглых форм посредством волнистых и спиралевидных линий, вызывающих ощущение динамики. Но движение огранивается квадратом, образованным четырехстопным дактилем и катреном (четверостишием). Квадрат, четверка и горизонталь, вдоль которой "вальсируют" тучки "с милого севера в сторону южную" являются статичными изобразительными элементами, символизирующими мир материи, и свидетельствуют о приземленной, примитивной сущности "тучек" и их бессмысленном механическом движении - им "чужды страсти и чужды страдания". Символика тройки, трехсложного размера, связана с душевными переживаниями лирического героя, но не "тучек".

Интересен с точки зрения живописи отрывок из стихотворения А. А. Фета:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И сжимаясь трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись шатается ельник.
Я и думать забыл про холодную ночь, -
До костей и до сердца прогрело,
Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
Будто искры в дыму, улетело.

Живопись отрывка представляется контрастной сочной тектоникой. Сложный пятистопно-трехстопный размер стихотворения заставляет "пламенеть" "раскрасневшийся шатающийся ельник", верхушки которого изящными зигзагами-язычками "слизывают" холод "неба ночи" и превращает его в обертон костра. Лирического героя "до сердца прогрел" не тот костер, где "сжимаясь трещит можжевельник", а духовная атмосфера леса - "что смущало: умчалося прочь".

Знание изобразительных языковых элементов и умение их видеть в поэзии приближает читателя к более глубокому пониманию художественного замысла и философской идеи лирического произведения.