Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
- формирование нравственного долга детей перед родителями;
- определение роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
- развитие способностей коммуникативного общения;
- развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.
Оборудование:
- cемейные фотографии учащихся с родителями;
- фломастеры,
- бумага,
- авторучки,
- карточки с заданиями.
На доске:
- тема занятия: "Семья - это то, что с тобою всегда"
- эпиграф: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома". (Л.Н.Толстой)
в центральной части доски на изображении солнца слова: "Хорошие дети, дому венец, плохие дети - дому конец".
Ход классного часа
1. Орг. часть. Приветствие учащихся.
2. Форма общения - круг. В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг - это гарантия вашей защищенности.
Правила, которые при этом надо выполнять!
- В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
- Говорит один, все слушают не перебивая.
- Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
3. Фокусирование внимания на начало занятия: с помощью описания погоды постарайтесь выразить сейчас свое настроение и самочувствие.
Начнем с меня.
У меня сейчас переменная облачность. Тихая безветренная погода. Затишье перед бурей.
Кто следующий?
Остальные - улыбнитесь, если у вас в душе хорошая погода.
4. Введение в тему.
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Сейчас я прошу вас разбиться на команды по желанию - "семьи". Теперь выберите главу семьи.
У каждого человека есть свой дом. Слова "Отчий дом", "семья" входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар.
5. Задания командам.
Задание № 1
Л.Н.Толстой сказал: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
Командам дается время на подготовку, глава семьи выбирает, кто будет отвечать.
Задание № 2
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворятся, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Как распределяются обязанности в вашей семье?
Мама Папа Дети 1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вывод: "Счастье не птица - само не прилетит"
Задание № 3
Закончи пословицы:
- Дом вести - не :.(бородой трясти).
- Дом построить - не :.(не шапку на голову надеть).
Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, тёть и т. д.), с ними мы связаны незримыми нитями. И тот род силён, который предков помнит и чтит.
- Знаете ли вы откуда вы родом?
- Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите?
- В честь кого вас назвали?
(Изображение и составление родословного дерева)
Задание № 4
Вспомните случай, когда вы помогли кому - то из близких и этим доставили ему и себе радость.
Всегда ли в доме "хорошая" погода?
Может ли быть семья идеальной?
Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они неотемлемая часть человеческих отношений. Это нормальное явление. В словаре дается следующее определение конфликта. "Это столкновение противоположных сторон, мнений, сил".
Задание № 5
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
(Ребята обсуждают проблему в команде- "семье", затем высказывают свои мнения).
Классный руководитель читает легенду.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: "Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?"
В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам предлагается отгадать это слово. (ТЕРПЕНИЕ).
Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.
Вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумывались ли вы над этим вопросом?
Задание № 6
Мудрые советы Вам как будущим родителям.
Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям?
Что вы не будете делать?
Какая будет у вас семья?
С - счастливая, славная, спортивная, современная и т.д.
Е - единая, единственная и т. д.
Мь - милая, многодетная, мечтательная, музыкальная:
Я - яркая, ясная:
6. Заключение.
Мы сегодня с вами выяснили, что "погода в доме" зависит во многом и от вас самих.
Разгоним тучи над нашим домом!
Одна из заповедей Христа гласит: "Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо".
В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно. Долг же требует осмысления и душевной работы. Не случайно 2008 год объявлен ГОДОМ СЕМЬИ!
7. Р е ф л е к с и я.
Добрые дети - дому венец, худые дети - дому конец.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Видите, ребята, как много зависит от вас?
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать что вы их очень любите!
Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и паденье, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нём!