Заикание известно человечеству, так давно, как существует человеческая речь. На протяжении веков считалось, что заикание зависит от неправильности в строении органов периферического речевого аппарата. С середины XIX столетия причины заикания стали искать в центральной нервной системе, т.к. стало известно, что у заикающихся нет никаких периферических нарушений в органах речи. В конце XIX–XX века ряд зарубежных и отечественных авторов, которые изучали заикание, высказывали мнение о том, что заикание зависит от психических причин. Заиканием называется такое расстройство речи, когда плавное ее течение прерывается задержками, повторением отдельных звуков и слогов. Такие задержки возникают в следствии мышц речевого аппарата эти судороги могут быть: 1) клоническими – сокращение речевых мускулов ведет к повторению звуков и слогов; 2) тоническими – судороги характеризуются сильным и более длительным сокращением, которое приводит к задержке речи. Речевые судороги появляются только в группе мускулов речевого аппарата и только перед началом или во время речи. Клонические судороги продолжаются от доли секунды до 1 секунды, тонические судороги длятся от нескольких секунд и в тяжелых случаях до пол минуты. Речевые судороги могут возникать в любом отделе речевого аппарата: 1) дыхательном; 2) вокальном (голосовом); 3) артикуляторном.
При судорогах мышц в области дыхательного отдела речевого аппарата наблюдаются задержки или прерывистость речи, наступающая всего в начале произносимого слова. Прерывистость речи у этих больных объясняются тем, что происходят судорожные вдыхания, обрывающие речь такие вдыхания вызываются сокращением диафрагмы и напоминают икоту, от этого по-видимому называют заиканием. Судороги мышц в голосовом отделе речевого аппарата весьма редки. Голосовая щель судорожно и полностью закрывается вследствие сокращения мышц смыкающих голосовые связки. Эти судороги обрывают речь. И тогда нет даже звука, получается длительная пауза. Судороги речевых мышц артикуляционного отдела речи наблюдаются в мускулах губ и языка. В ранних периодах заикания преобладают судороги мышц дыхательного отдела аппарата речи. При выраженном заикании и дальнейшем его развитии преобладают судороги артикуляторного отдела (судороги губ и языка). Все судороги речевых мышц нарушают ритм и плавность речи. Встречаются судороги вторичные (сопутствующие). Они наблюдаются в мышцах лица, вызывая различные гримасы, подергивание рук и ног, в мышцах туловища, шеи и головы.
Причины заикания. Заикание чаще возникает в 2–3-летнем возрасте, а так же у детей 4–5 лет, когда у ребенка наполняется речевой словарь (от простых предложений к сложным фразам). Причины заикания бывают первичные и повторные. К первичным относятся острые явления (испуг). Заикание может быть у ребенка после ушиба головы, коклюша ( приступы судорожного кашля). Заикание резко возникает в школьном возрасте и реже у подростков и юношей, обычно заикание возникает в раннем детском возрасте. Среди больных всех возрастов, страдающих заиканием, преобладает мужской пол. Возможно, что этот факт стоит в связи с тем , что моторная функция у девочек лучше выражена, чем у мальчиков.
Методика логопедической работы по устранению заикания ведется по плану проводятся логопедические занятия в течении 9–10 месяцев. На систематически построенных занятиях осуществляется:
- Развитие у детей свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи.
- Устранение недостатков звукопроизношения.
- Устранение общего недоразвития речи ( если заикание осложнено такой речевой аномалией).
- Коррекция отклонений во внеречевых процессах, так или иначе связанных с речевым актом (развитие внимание, памяти).
Необходимо научить детей пользоваться свободно, без заикания ситуационной речью, затем и контекстной речью (в отсутствие объекта о котором ведется разговор). Основной смысл занятий по устранению заикания состоит в строго систематическом развитии связной самостоятельной речи. Для этого детей прежде всего нужно научить отвечать лишь на вопросы логопеда, а самим спрашивать и высказываться тогда, когда об этом попросит взрослый. Помимо специальных занятий по устранению заикания, логопед может и должен использовать для устранения дефекта, такие моменты распорядка дня, как подготовка к занятиям, сборы на прогулку и т.д. В этих ситуациях логопед специальными вопросами провоцирует детей на произнесение доступных им фраз, с опорой на конкретные объекты или действия.
Во время занятия необходимо следить за соблюдением одного важного требования: ответы детей не должны повторять ответы их товарищей. А при появлении усталости у детей необходимо, чтобы предупредить появление запинок в речи, обусловленных переутомлением, переключить детей с одного вида работы на другой. Еще одним важным требованием, предъявляемым к речи детей, является ее нормальный темп, а не растянутый и монотонный. При работе с заикающимися детьми следует учитывать, что многие из них легко ранимы, впечатлительны, излишне обидчивы и занятия с ними нужно проводить, все время поощряя подбадривая.
При проведении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. У многих заикающихся детей наблюдается недостатки звукопроизношения. Работа в этом направлении должна проводиться с первых дней. Постановку звуков их автоматизацию и введение в речь следует проводить в подгрупповых занятиях.
В течение 1-го месяца работу по устранению заикания необходимо сочетать с режимом молчания. Это общепринятое название разумеется условно, поскольку полного молчания от эмоционально подвижных, легко возбудимых детей, какими в большинстве случаев являются заикающиеся добиться невозможно.
Наряду со всеми проводимыми занятиями, большое внимание придается развитию движений у заикающихся детей. Физические упражнения способствуют развитию мышечной системы и воспитанию согласованности движений, усиливают работу легких и сердца, повышают обмен веществ, создают физические упражнения ,бодрое настроение. Лечебной физкультурой является логопедическая ритмика, она представляет систему двигательных упражнений, проводимых музыкальным сопровождением. Музыкально двигательные упражнения способствуют коррегированию общей моторики у детей, эти упражнения благотворно влияют на речь ребенка, а музыкальное сопровождение влияет на его эмоциональное состояние и поведение, таким образом, логопедическая ритмика имеет серьезное значение для перевоспитания личности заикающегося ребенка, для тренировки и коррегирования речевой моторики. На логоритмических занятиях используются игры, чтобы вызвать интересу детей и активизировать их. Большое значение в общем успехе коррекционного воздействия имеет работа логопеда с родителями заикающихся детей. Логопед должен консультировать родителей по вопросам общего и речевого режима ребенка, знакомить с требованиями речи детей, приглашать их на открытые занятия. Дома у ребенка должна быть создана спокойная, доброжелательная атмосфера, изменение волнения вредны для его нервной системы. Необходимо категорически исключить наказания, запугивания, упреки и резкие нравоучения. Не рекомендуется таким детям посещать кино, театры, цирк и другие эмоционально-зрелищные мероприятия.
Планирование работы по заиканию с учащимися начальных классов
№ | Кол– во часов | Разделы работы | Содержание и цели работы | Методы и приемы |
1-й этап |
||||
1 | 1–2 | Речевое обследование. | Сбор анамнестических данных. | |
1–12 | Охранительный режим. | Установочная беседа с родителями: организация и проведение общего и речевого охранительного режима молчания | Логопедические игры: “В библиотеке”, “Рыболов”, “В больнице”, “Пограничник”. | |
4–12 | Релаксация | Расслабление конечностей по контрасту с напряжением | Логопедические Игры: “Кулачки, Олени, Штанга, Ваза с цветами”. | |
2–10 | Речевое дыхание | Постановка диафрагмального речевого дыхания: произнесение гласных по одному и по 2 на выдохе, название предметных картинок с опорой на ударный гласный, чтение стихов на соответствующие гласные. | Дыхательные упражнения. | |
3–12 | Общение короткими фразами. | Использование минимального речевого материала в
сюжетно-ролевых играх. Выработка навыков свободного поведения выразительной интонации, четкой артикуляции звуков. Выделение ударных гласных, соблюдение пауз. Однословное название описания предметов, картинок и т.д. |
Логопедическая игра: “В стране коротких ответов”. | |
12 | Заключительное занятие | Выступление детей (коллективные, индивидуальные). Оценка первых успехов в соблюдении речевых правил. |
||
2-й этап | ||||
13–24 | Охранительный режим | Соблюдение охранительного режима Ограничение спонтанной речи. | Логопедические игры: “Молчанка”, “В кино”, “В библиотеке”, “Пограничники”, “В больнице”. Упр-я: “Волшебный сон”, “Рыболов”. | |
13–24 | Релаксация. | Расслабление мышц шеи, речевого аппарата диафрагмы. Внушение состояния покоя. | Логопедические игры: “Кулачки”, “Олени”, “Штанга”, “Ваза с цветами”. | |
13–24 | Речевое дыхание. | Упражнения на слитность и плавность произношения гласных (3– 4 звука) на четкость и длительность выдоха при произнесении согласных. Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы. Закрепление навыков плавного длительного выдоха. | Упр-я: “Жук”, “Комарик”, “Насос”. Голосовые упр-я. | |
13–24 | Активизация развернутой речи. | Обучение плавному и слитному произношению фраз состоящих из 1–3 смысловых отрезков. (Соблюдение) Составление небольших рассказов и пересказов с соблюдением речевых правил. | Логопедические игры: “В стране полных ответов”, “Овощи”, “Фрукты”, “Домашние животные”, “Дикие животные”, “Домашние птицы”, “Дикие птицы”. | |
15–24 | Воспитание свободной эмоциональной речи. | “Наши фантазии”. | ||
3-й этап | ||||
25–36 | Охранительный режим. | Соблюдение охранительного режима. | Логопедические игры: “Молчанка”, “В больнице”, “В кино”, “Рыболов”, “Волшебный сон”, “Пограничники”, “В библиотеке”. | |
25 –34 | Релаксация. | Внушение состояния покоя формул правильной речи. | ||
25 –34 | Речевое дыхание. | Повторение одного двух упражнений на гласные и согласные. Тренировка в произнесении фраз с паузой. | ||
25 –34 | Переход к спонтанной речи. Свобода речевого общения. Заключительные занятия. |
Обучение пересказам без опоры на наглядность и без
домашней подготовки. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги. Выработка навыков свободного общения в инсценировках и сюжетно ролевых играх. Рассказы, сказки, представления. |
Установки: “Покажи и расскажи”, “Сочини и
расскажи”, “Просто та к ты не гуляй глазом острым наблюдай. “На приеме у доктора Айболита”. |