Урок русского языка в 6-м классе по теме "Н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;
  2. Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ.
  3. Воспитывать чувство уважения и любви к историческому прошлому своей Родины.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть, садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

– Итак, начнем наш урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы с вами закончили изучать тему “ Правописание сложных имен прилагательных”. Три человека будут работать по карточкам, а остальные со мной. Посмотрите на доску и объясните написание данных имен прилагательных и существительного.

Звездно(лунная),бледно(желтым), длинная(предлинная), серо(зеленая), пол (часа), пол(лимона).

– Назовите сложное предложение из домашнего упражнения.

Старое дерево снизу почти умерло, и на каждой веточке висит длинная-предлинная серо-зеленая борода.

– Докажите, что предложение сложное, назовите грамматическую основу.

(Приложение  3. 1 и 2 слайд)

Работа по карточкам.

Карточка № 1.

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В парч…вом наряде, по Дворц…вой площади, по кольц…вой дороге, в холщ…вой рубахе, залиться румянц…м, надежный друж…к, забавная собач…нка, тонкий стебелеч…к, свинц…аяя туча.

– Запишите по 2 прилагательных с суффиксами-тельн, -оват, -чив, -лив.

Карточка № 2.

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ч…рная шаль, ч…ткие движения, пунц…вое лицо, спелый крыж…вник, тихий ш…рох, кумач…вые полотнища, ж…лтый оттенок, плюш..вый медвеж…нок.

– Составьте 2–3 предложения, в которых прилагательные выступают в роли разных членов предложения.

Карточка № 3.

– Синтаксический анализ предложения.

На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода.

– Выделите грамматическую основу, составьте схему.

III. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, почему в слове длинная пишется нн?

– Итак, тема нашего урока “н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных”. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

IV. Изучение нового материала.

– Посмотрите на слайд. У меня записано здесь два столбика прилагательных с именами существительными. Посмотрите на левый столбик.

– Н–
Курица – куриный
Песок – песчаный
Лед – ледяной
искл.
  • стеклянный
  • оловянный
  • деревянный
 –нн–
сон – сонный
революция – революционный
утро – утренний
искл. ветреный

– Назовите прилагательные. От какого слова образовалось слово куриный? Это какая часть речи? С помощью какого суффикса образовалось новое слово? Какое значение имеет этот суффикс? Сколько н пишется в данных словах? Рассмотрим следующие прилагательные. Какое значение они имеют? Сделайте вывод. Назовите исключения. Запишите их в тетрадь.

– Посмотрите на правый столбик. Назовите прилагательные. От какого слова образовалось слово сонный?.....Это какие части речи? С помощью какого суффикса образовалось слово……Сколько н пишется в этих словах? Сделайте вывод. Назовите исключения.

– Проговорите правила, обращаясь к буклетам, которые лежат у вас на партах.

Сколько н пишется в прилагательных с основой на н? В каких еще суффиксах прилагательных пишется нн? Назовите исключения.

– В каких суффиксах пишем н? А еще? Назовите исключения.

Слайд с правилами.

(Приложение 1)

V. Составим опорный конспект.

– Скажите, когда пишем н, а когда нн?

VI. Физминутка.

– А теперь немного отдохнем.

– Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я.

– Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – Это я.

– Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – Это я.

– Бутербродом вкусным–вкусным ты наверно закусил? – Это я.

– В школу с радостью иду. – Это я.

– Много знаний получу. – Это я.

Зарядка для глаз

– Назовите прилагательные с одной и двумя нн в этой шуточной разминке?. Есть ли здесь слова исключения? Назовите их. А каких нет?

– Как вы понимаете “ветреный”? Составьте словосочетание с этим словом. А как понимаете ветреный человек?

– В словаре С.И.Ожегова читаем следующее….(на доске)

Ветреный –

  1. Ветреный день. На улице ветрено.
  2. Ветреный юноша. (Легкомысленный, пустой.)

– Напишите глазками прилагательное ветреный.

Закрепление изученного.

Комментированное письмо. Планшет.

Задание: Запишите прилагательные, объясните свой выбор.

Сон..ый, соколи..ый, середи..ый, оси..ый, ути..ый, были..ый, соболи..ый, витами..ый, земля..ой, маши..ый, стари..ый, дровя..ой, мыши..ый, беспричи..ый, дли..ый, кожа..ый, мысле..ый, песча..ый, стекля..ый, серебря..ый ,соломе..ый.

Объясните правописание данных прилагательных. (У планшета 3 человека по 7 прилагательных. Оценки. Остальные в тетрадях.)

Работа в группах. Перекрестный опрос.

– Ребята, скажите еще раз, когда будем писать н, когда нн?

– Поработайте в группах по 4–5 человек, выполните задание по карточке, прилагательные запишите в тетради, выделите суффикс.

1 группа. Лимон, серебро, кухня, искусство, журавль, песок.

2 группа. Закон, авиация, ветер, жизнь, глина, петух.

3 группа. Телефон, стекло, экскурсия, торжество, гусь, берёста.

4 группа. Чугун, агитация, дерево, утро, лошадь, земля.

5 группа. Карман, олово, традиция, клюква, воробей, шерсть.

6 группа. Цена, чувство, утка, сокол, эволюция.

По окончанию работы составьте вопрос следующей команде по теме урока.

(Вопросы не должны повторяться, приготовьте несколько вопросов)

В одной из групп было слово берёста? Мы произносим это слово береста. А что это такое?

Это кора какого дерева? А что символизирует дерево береза?

Действительно, береза является символом России. В давние времена на бересте писали грамоты, а в середине 20 века варили сагус, т.е жвачку, а в более позднее время делали замечательные картины.

Береста – березовая кора. Из этого удивительно нежного, красивого, мягкого и бархатистого, легко поддающегося обработке в детских руках материала и сделаны все эти чудесные картины. Каждая вещь из бересты индивидуальна и неповторима, так как здесь присутствует только ручной труд.

                             

Основные сюжеты таких картин – пейзажи, деревья, церкви, деревенские дома, ручьи, поля. А время года, которое чаще всего изображают на таких картинах, – зима или ранняя весна, когда еще не сошел снег. Почему? А потому, что яркие краски лета и осени не гармонируют с мягкой белизной бересты.

VII. Итог урока.

– С какой темой мы сегодня познакомились? Что вы узнали? Используйте буклеты для своих ответов .Прочитаем шуточное стихотворение на нашу тему.

Изучение и закрепление этой темы мы продолжим на следующих уроках. Оценки, заработанные сегодня………….

– Посмотрите на картины.

Стихотворение А. Прокофьева.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…..

– Ребята, а вы знаете какое-нибудь стихотворение о березе?

– Почему и Есенин и Прокофьев называют березу белой, русской?

– Что символизирует этот цвет? Даже праздник Троица, который отмечают в июне –месяце в некоторых местах, в основном в деревнях, называют Березка. Этот праздник отмечается с давних времен, со времен старинной Руси. Какой вы представляете Старинную Русь, русскую березу вы напишите в своих творческих работах.

– Составьте синквейн (Приложение 2) или напишите несколько словосочетаний, может быть одно красивое предложение или небольшой текст. Перед вами на столах памятки по составлению синквейна, если кто-то забыл, посмотрите. Для тех, кто пишет сочинение, слч или текст- картина………..

Слова для справок: деревянный, старинный, берестяной, глиняный, традиционный, соломенный, таинственный, петушиный, утренний, торжественный, жизненный, журавлиный.

План синквейна.

Задуманное слово.

Первая строчка: 2–3 прилагательных или причастия (признак, какая?)
Вторая строчка: 2–3 глагола или деепричастия (действие, что делает? что такое?)
Третья строчка: суждение (может быть цитата из стихотворение, пословица, крылатое выражение)
Четвертая строчка : вывод (существительное)

Зима.

Лунная, долгожданная, холодная
Радует, украшает
“Мороз и солнце! День чудесный..” (А.С.Пушкин)
Праздник.

– Прочитайте получившееся. У остальных я проверю на следующем уроке.

– Урок окончен!

Спасибо за работу, до свидания.

Презентация к уроку. Приложение 3