Тренинговое занятие с детьми старшего возраста "Когда ты боишься и что с этим делать?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Если в начале пути мы испытываем
уверенность, то в конце нас
ждут сомнения, но если мы испытываем
сомнения в начале и проявляем терпение,
разрешая их, то в результате
мы приобретаем уверенность.
Ф. Бэкон

Сегодня уже очевидно, что сохранение психического здоровья является целью и примирением успешности психологической службы в народном образовании.

Более того, обозначилась тенденция рассматривать весь учебно-воспитательный процесс через призму сохранения психического здоровья.

Наша реальность является стрессогенной обстановкой для большого количества детей. Развитие новых информационных технологий, военизированные фильмы, компьютерные игры, современные игрушки вытесняют из жизни ребенка общение с родными и близкими людьми, негативно влияя на психику ребенка. Возрос процент детей с отклонениями в психическом развитии. Дети - растут жестокими и агрессивными. А ведь психическое здоровье является основой эмоционального благополучия ребенка, и кому, как не нам взрослым нужно заботиться, прилагать максимум усилий, чтобы дети росли полноценными и в будущем социально-адаптированными людьми.

Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение интеллектуального развития ребенка. Однако, предпочтение дошкольного возраста заключается не столько в овладении малышом знаний и умений, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, образования эмоционально-потребностной сферы, взаимодействие ребенка с другими детьми. Неумение общаться, взаимодействовать детей друг с другом ведет к эмоциональному напряжению, к конфликтным ситуациям.

По мнению многочисленных психологов (Рогов, Люшер и др.) снятию эмоционального напряжения способствует рисунок.

Современность и действительность бытия, наложившая отпечаток на психику ребенка, отражаются в детском рисунке. Процесс рисования связан с важнейшими психическими функциями: зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением - оно не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать все более усложняющую модель о мире.

Психологи Люшер, Я. Вальсинер опираются на цветовые предпочтения детей. Неадекватное употребление или злоупотребление цветом (цветовой комбинацией) ребенком, помогает глубже понять его эмоциональное состояние.

В интеграции занятий по психо-эмоциональной коррекции и развитию изобразительных навыков создана комплексная программа. Новизна данной программы в том, что, объединив занятия, педагоги создают условия для эмоционального комфорта ребенка.

Для успешной реализации программы педагог ставит перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для эмоционального и психического благополучия ребенка.

2. Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

3. Учить свободно входить в контакт со сверстниками и взрослыми.

4. Научить выражать свои эмоции и чувства через художественную деятельность и творчество.

В результате каждый дошкольник сможет владеть своими чувствами, находить позитивный выход из сложившейся ситуации, конструктивно строить свои отношения с окружающими.

Программа «Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование» имеет определенную миссию по реализации приоритетных целей и задач:

  • формирование общей позиции ребенка и сверстника по отношению к внешнему миру;
  • формирование определенного уровня познавательной культуры, познавательных интересов детей;
  • формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями каждого.

Программа позволит:

  • научиться ребенку преодолевать негативные эмоции и развиваться по единой логике, адекватно закономерностям психического развития детей этого возраста;
  • обеспечить каждому ребенку радостное детство при всестороннем гармоничном развитии;
  • дети повысят компетентность личностного самосовершенствования (овладеют механизмами самопознания, саморегуляции, самооценки), смогут творчески обогащаться за счет личностного развития.

Структуру занятий можно представить в виде последовательных этапов

1. Разогрев детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.

2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки либо истории.

3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где психолог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.

4. Рисование по теме (с диагностической, профилактически- коррекционной, развивающей целью).

5. Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей: проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка и общую сплоченность группы.

6. Заключительная часть - расслабляющие упражнения.

Занятия проводятся 1 раз в месяц в старших группах (по подгруппам).

В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы и дальнейшей коррекции.

Родительское сообщество на протяжении всей работы программы является самым заинтересованным и полноправным участником процесса (обоснование целей и задач работы с детьми, подготовка и участие содержания занятия).

Обеспечение педагогического процесса:

  • Бумага - толстый альбом или набор бумаги для чертежных работ каждому ребенку; несколько листов ватмана (на всех); примерно один рулон обоев (3 куска по 3 м);
  • Гуашь - 1 коробка на 3-х детей;
  • Кисти - на каждого ребенка;
  • Цветные карандаши - на каждого ребенка;
  • Тушь - 3-4 банки цветной и обязательно - черная;
  • Свечки тонкие - каждому ребенку;

Музыкальное обеспечение:

Записи с лирической, романтической, ритмичной музыкой (О. Байдилдаева, К. Куатбаева, Курмангазы, Б. Далденбаева, С. Мухамеджанова, Б. Байкадамова, А. Бейсеуова).

Работа с рисунком:

Особенность работы состоит в том, что ребенок после окончания рисования дает своей работе название и рассказывает о ней. После этого этапа всегда следует другой « Как ты думаешь, можно ли что-то изменить в рисунке и как? Что можно сделать, чтобы изображение «стало» добрее и лучше? Давай попробуем… Тебе нравится? Ты все сделал так, как хотел? Что получилось, а что нет?», то есть организуется деятельность ребенка как движение к позитивному изменению, осознанию и созданию целостности.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Комментарии

1

Ритуал приветствия

Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.

2

Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры).

Разминка выполняет важную функцию настройки и продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между его частями, отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом состояния группы: одни - позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

3

Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия).

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: игры в релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2-4.

4

Рефлексия занятия – оценка занятия (арттерапия, беседы).

Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему?) и смысловая (почему это важно?, зачем мы это делали?)

5

Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия

Темы занятий

Используемая литература

Занятие № 1

«Мен және менің атым».

(«Я и мое имя»)

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996. Самоукина Н.В. игры в школе и дома: Психотехнические

упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995

Занятие № 2

«Внутрисемейные взаимоотношения. Отношение к родителям и другим членам семьи.

«Менің отбасым»

(«Моя семья»).

Клюева Н.В., КасаткинаЮ.В.. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М., Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995

Занятие № 3

Праздник волшебников и фантазеров.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М., Воронеж,1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

Занятие № 4

Я и мои друзья.

Рисунок на тему:

«Я в детском саду».

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.

Занятие № 5

Когда и почему ты ссоришься со своими и родными?

Рисунок на тему:

«Дружба двух цветов».

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

Занятие № 6

Ты боишься, и что

с этим делать?

Рисунок на тему:

«Мои страхи».

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995

Занятие № 7

Чудесный город.

Рисунок (групповой):

«Город нашей мечты».

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

Занятие №6

Ты боишься и что с этим делать?

Рисунок на тему «Мои страхи»

Цель: Коррекция и уменьшение тревожности. Преодоление негативных переживаний. Знакомство детей с разными способами избавления от страха, закрепить технические навыки рисования. Научить правильно подбирать цветовую гамму для изображения страхов.

Ход занятия

Дети входят в кабинет ИЗО

Психолог: - Мы с вами попали в город «Х», как вы думаете, что здесь происходит? (ответы детей). А вы хотите узнать, почему здесь так темно? Давайте сядем в круг, и я расскажу историю об этом городе.

Однажды, ночью с неба вдруг исчезли месяц и звезды, стало совсем темно. Неожиданно появилась ведьма, она начала колдовать, а за ней появились и ее подруги, они стали помогать ей, чтобы никогда не наступило утро. И вот наступил момент, когда ведьмы кружились, а приведения летали и ухали. Представьте, эта нечистая сила разбудила всех людей, в страхе они отпугивали всех духов словами: «Тух - тиби дух!!!». Только после этих слов нечистая сила замерла, приведения стали маленькими, самые смелые и находчивые жители города принесли с огорода тыкву, вычистили середину, вырезали нос, рот и поставили этакое чудо на окно. Ведьмы исчезли, а приведения слетелись к тыкве и стали совсем маленькими. Посмотрите. Ребята, чтобы они не выросли, нужно быстро запечатать их в бутылку и отправить в синее море. Закупоривая бутылку нужно прочесть заклинание: «Ничего я не боюсь (дети дуют в бутылку и закрывают ее пробкой).

Психолог: – Жителям города мы помогли избавиться от приведений и ведьм, а у нас то страхи остались, и чтобы избавиться раз и на всегда от них, давайте обратимся за помощью к волшебнику-художнику. Но путь к нему очень долгий и трудный. Вы готовы? Тогда в путь.

Психогимнастика «Путешествие»

Сначала мы идем по болоту (пальцы сцеплены в замок «Хлопки в ладоши»). Впереди у нас знойная пустыня, почувствовали как стало жарко? Идем по песку (скользящие движения ладошками вперед-назад).

Смотрите, вода! Долгожданная прохлада! Давайте, поплескаемся живительной влагой! Почувствуйте, какая вода! Ребята, но художник живет на другом берегу и нам нужно переплыть реку. Вы все умеете плавать? Чтобы не захлебнуться, нужно правильно дышать, давайте попробуем: вдох через нос, выдох через рот (дыхательная гимнастика).

Приплыли, а вот и дом художника, давайте постучим (хлопки).

Работа студии

Художник:- Здравствуйте ребята! Зачем вы ко мне пожаловали, преодолев столь долгий путь (ответы детей). Что ж, это серьезные проблемы, я попытаюсь вам помочь. Хоть я и волшебник, но я тоже иногда испытываю страх. Сейчас я попытаюсь от него избавиться. Вы смотрите внимательно и запоминайте (объяснение техники рисования). Рассматривание получившегося изображения.

Чтобы избавиться от этого страха, я сминаю лист, приговаривая слова- заклинания: «Я со страхом поборюсь, ничего я не боюсь!».

Практическая деятельность детей – выполнение задания художника.

Релаксация

Художник:- Ребята, а сейчас вам нужно тихонько, чтобы не спугнуть свои страхи пройти в «домики». У меня есть волшебная коробочка, которая поможет вам избавиться от страхов (дети произносят заклинания, комкают бумагу и складывают в коробку).

Теперь все закройте крепко-крепко глаза, я буду колдовать: «Эни-бэни, рики-таки, карабуль-бараки, шмаки!» (дети открывают глаза и убеждаются, что коробка пуста). Вы почувствовали, как вам стало легко и светло на душе.

Психолог: - Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие способы избавления от страхов вы сегодня узнали?

Воспитатель: - Еще дети знают стихотворения о страхах.

Ребенок:

Барабанит дождь в окно,
А на улице темно.
Не боюсь я грома,
Если мама дома.
(и другие)

Дети встают в круг, берутся за руки, дарят друг другу улыбки и желают хорошего настроения на весь день!

Приложение