Конспект урока по русскому языку в 4-м классе по теме "Родовые окончания имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


4-й класс. Учебник. Т.Г.Рамзаева

Обучающая цель:

  • научить правописанию окончаний имен прилагательных с основой на мягкий и твердый согласный через проблемную ситуацию;
  • закреплять умения определять род имен прилагательных;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;

Развивающая цель: развивать речь, обогащать ее фразеологизмами.

Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем; стимулирование активного творческого труда.

Ход урока

1. Чистописание

Открывается запись на доске

и е о
ой ый ий ая ое ее
интересный лёгкий прекрасный аккуратный

У: что общего в этих буквах?

Д: это гласные

У: в чём разница?

Д: и, е смягчают согласные; е- имеет два звука

У: Вспомните: как в первом классе мы обозначали гласные, которые смягчают согласные.

Д: зелёным цветом

У: посмотрите на вторую строку. Что вам напомнило это упражнение?

Д: родовые окончания имён прилагательных

У: посмотрите внимательно и определите способ соединения букв.

Дети называют способы соединений в сочетаниях (верхнее, нижнее)

У: выполните красиво аккуратно элементы чистописания (дети в тетради пишут соединения букв)
Работа в паре. Учащиеся готовят по словарю материал к уроку: фразеологизм со словом «лёгкий»
У: прочитайте слова, какое слово «лишнее»?

Д: «лишнее» слово лёгкий, т.к. не относится к словарным.

У: Запишите слова в тетрадь.

У: Вспомните фразеологизм, в котором используется слово «лёгкий»

Помощь консультантов (они работали со словарём). Объяснение значения.

Лёгкий на подъём – с охотой берётся за что-либо.

У: какой частью речи являются эти слова?
Проговаривают орфограмму в слове лёгкий
2. Актуализация знаний.

Какие признаки можем определить у имён прилагательных?

Д: род, число

У: как определить род имён прилагательных?

Д: по вопросам: какая? – ж.р; какое? – ср.р; какой? – м.р. и по именам существительным; стоит в том же роде и числе
 
3. Физкультминутка
Упражнение, стимулирующее мыслительные процессы. «Качания головой»
 
4. Введение новых знаний.

Запишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания у имён прилагательных. Определите род.

груз.. вагон
больш…платок
тяжёл.. багаж
грустн...мальчик
Запись на доске

Проверка

Ученик у доски вставляет пропущенные буквы

Проговаривает орфограммы
У: Ребята по представленному заданию сформулируйте тему урока. Побуждение к формулированию темы урока.
Д: Родовые окончания имён прилагательных. На доске открывается запись темы урока. Родовые окончания имён прилагательных.
Задание: подчеркните основу слова имён прилагательных.

Проверка: У: как проверить правильность написания окончания имён прилагательных?

Д: поставить вопрос. Вагон какой? грузовой
Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации.
У: Всегда ли можно определить окончание прилагательных по вопросу? Столкновение мнения учеников с вопросом. Дети ещё раз ставят вслух вопросы к прилагательным и выясняют, что вопросы не всегда помогают в правильном написании окончаний имён прилагательных
У: подчеркните основу слова в именах прилагательных. Поиск решения.
У: посмотрите внимательно на букву, обозначающий какой звук оканчивается основа слова? Подводящий диалог.
Д: основа в словах оканчивается на разные звуки: твёрдые и мягкие.

У: Влияет ли твёрдость и мягкость звуков на окончание прилагательных?

Д: после твердых звуков пишется – ый, после мягких – ий

У: какой же вывод можно сделать?
Если дети сразу не могут подойти к выводу учитель помогает наводящими вопросами:
  • определите, твёрдый или мягкий звук?
  • посмотрите, какое окончание пишется в этих случаях?
Д: У имён прилагательных мужского рода пишется окончание ой.

Если основа слова оканчивается на твёрдый звук, то пишется окончание ый.

Если основа слова оканчивается на мягкий звук, то пишется окончание ий.
Учащиеся формулируют вывод
У: какого рода еще бывают имена прилагательные?

Д: женского и среднего рода

У: предлагаю исследовать: какие окончания пишутся у имен прилагательных женского и среднего рода.

Сделайте вывод и оформите схему-правило.
 
Первая группа работает с именами прилагательными женского рода, вторая группа – среднего рода. Работа в группах. Придумывание опорной схемы. Дети анализируют примеры имен прилагательных, определяют основу слова, формулируют вывод. На основе вывода составляют схему на листе бумаги.
Ответы представителей групп.

1 группа: у прилагательных женского рода пишется окончание – ая (какая?), если основа слова оканчивается на мягкий звук, то пишется яя.

Схема

Прилаг. ж. р. (какая?) ая

_________ яя

2 группа: у прилагательных среднего рода пишется окончание ое (какое?).Если основа слова оканчивается на мягкий звук, то пишется ее.

Схема

Прилаг ср. р. (какое?) ое

_________ ее

У: Вернемся к прилагательным мужского рода. Какую схему для запоминания можно составить?

Коллективно составляется схема.

Прилаг м.р (какой?) ой

_________ ый

_________ ий
 
5. Воспроизведение знаний.

Первичное закрепление

1. Образуйте от слов имена прилагательные: от первого слова – им прил. м. р, от второго – ж. р, от третьего – ср. р. и т.д.

Определите род имён прилагательных и выделите окончание.

Прочитайте слова, какой частью речи являются?

Храбрость, смелость, силач, крепыш, синева, зима.

Проверка.

В тетради: Храбрый, смелая, сильное, крепкий, синяя, зимнее.
Запись на доске.

У доски три ученика. Каждый выполняет: прилаг по роду, все учащиеся выполняют задание полностью.

Учащиеся проговаривают окончания и доказывают правильность написания.

Храбрость – храбрый. Прилагательное мужского рода, основа слова оканчивается на твёрдый звук, значит пишется окончание – ый.

крепкий

Выставление оценок.
2. Творческая работа.

Согласуйте прилагательные с именами существительными.

Арбуз (по вкусу);
карандаш (по цвету);
хлеб (по качеству);
платье (по материалу);
человек (по росту).

Примерные словосочетания:

Арбуз сладкий, карандаш синий, платье шёлковое, человек высокий.

Проверка по слуху. Учащийся объясняет, все – проверяют и подчёркивают буквы, на которые оканчиваются основы: зеленой или синей ручкой, и выделяют окончания. Выставление оценки ученику.
6. Физкультминутка.

Упражнение активизирует структуры мозга, повышает устойчивость внимания. «Ленивые восьмерки»

Коррегирующая гимнастика для глаз
 
7. Вторичное закрепление.

1. Разноуровневые задания. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагаются задания по выбору, разноуровневые.

1 уровень. Списать вставить пропущенные окончания имён прилагательных, выделить окончание.

Домаш..очаг, ближн… деревня, осенн.. день, зимн.. пальто, богат… человек, замёрзш.. озеро.

2 уровень. Составить согласованные словосочетания.

К именам существительным подобрать прилагательные- синонимы. Выделить окончание.

мальчик
девочка
озеро
ближний
робкий
толковый
недалёкий
трусливый
радостный
смышлёный

3 уровень. Запишите словосочетания. С любым словосочетание оставить предложение.

  • Предмет, имеющий форму шара.
  • Дорога, в зимнее время года.
  • Платье, которое только купили.
 
8. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании родовых окончаний имен прилагательных?

Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?
 
Оцените свою работу на уроке. В тетради на полях дети ставят оценку своей работе
+ все получилось
┴ что-то еще не получается
– не все получается
9. Домашнее задание.

Упр.274.

*Задание для любознательный: подобрать фразеологизмы (прилаг + сущ)