4-й класс. Учебник. Т.Г.Рамзаева
Обучающая цель:
- научить правописанию окончаний имен прилагательных с основой на мягкий и твердый согласный через проблемную ситуацию;
- закреплять умения определять род имен прилагательных;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
Развивающая цель: развивать речь, обогащать ее фразеологизмами.
Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем; стимулирование активного творческого труда.
Ход урока
1. Чистописание
Открывается запись на доске
У: что общего в этих буквах? Д: это гласные У: в чём разница? Д: и, е смягчают согласные; е- имеет два звука У: Вспомните: как в первом классе мы обозначали гласные, которые смягчают согласные. Д: зелёным цветом У: посмотрите на вторую строку. Что вам напомнило это упражнение? Д: родовые окончания имён прилагательных У: посмотрите внимательно и определите способ соединения букв. Дети называют способы соединений в сочетаниях (верхнее, нижнее) У: выполните красиво аккуратно элементы чистописания (дети в тетради пишут соединения букв) |
Работа в паре. Учащиеся готовят по словарю материал к уроку: фразеологизм со словом «лёгкий» | ||
У: прочитайте слова, какое слово «лишнее»?
Д: «лишнее» слово лёгкий, т.к. не относится к словарным. У: Запишите слова в тетрадь. У: Вспомните фразеологизм, в котором используется слово «лёгкий» Помощь консультантов (они работали со словарём). Объяснение значения. Лёгкий на подъём – с охотой берётся за что-либо. У: какой частью речи являются эти слова? |
Проговаривают орфограмму в слове лёгкий | ||
2. Актуализация знаний.
Какие признаки можем определить у имён прилагательных? Д: род, число У: как определить род имён прилагательных? Д: по вопросам: какая? – ж.р; какое? – ср.р; какой? – м.р. и по именам существительным; стоит в том же роде и числе |
|||
3. Физкультминутка
Упражнение, стимулирующее мыслительные процессы. «Качания головой» |
|||
4. Введение новых знаний.
Запишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания у имён прилагательных. Определите род. груз.. вагон |
Запись на доске
Проверка Ученик у доски вставляет пропущенные буквы Проговаривает орфограммы |
||
У: Ребята по представленному заданию сформулируйте тему урока. | Побуждение к формулированию темы урока. | ||
Д: Родовые окончания имён прилагательных. | На доске открывается запись темы урока. Родовые окончания имён прилагательных. | ||
Задание: подчеркните основу слова имён прилагательных.
Проверка: У: как проверить правильность написания окончания имён прилагательных? Д: поставить вопрос. Вагон какой? грузовой |
Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации. | ||
У: Всегда ли можно определить окончание прилагательных по вопросу? | Столкновение мнения учеников с вопросом. Дети ещё раз ставят вслух вопросы к прилагательным и выясняют, что вопросы не всегда помогают в правильном написании окончаний имён прилагательных | ||
У: подчеркните основу слова в именах прилагательных. | Поиск решения. | ||
У: посмотрите внимательно на букву, обозначающий какой звук оканчивается основа слова? | Подводящий диалог. | ||
Д: основа в словах оканчивается на разные звуки: твёрдые и мягкие.
У: Влияет ли твёрдость и мягкость звуков на окончание прилагательных? Д: после твердых звуков пишется – ый, после мягких – ий У: какой же вывод можно сделать? |
Если дети сразу не могут подойти к выводу учитель помогает наводящими вопросами:
|
||
Д: У имён прилагательных мужского рода пишется окончание ой.
Если основа слова оканчивается на твёрдый звук, то пишется окончание ый. Если основа слова оканчивается на мягкий звук, то пишется окончание ий. |
Учащиеся формулируют вывод | ||
У: какого рода еще бывают имена прилагательные?
Д: женского и среднего рода У: предлагаю исследовать: какие окончания пишутся у имен прилагательных женского и среднего рода. Сделайте вывод и оформите схему-правило. |
|||
Первая группа работает с именами прилагательными женского рода, вторая группа – среднего рода. | Работа в группах. Придумывание опорной схемы. Дети анализируют примеры имен прилагательных, определяют основу слова, формулируют вывод. На основе вывода составляют схему на листе бумаги. | ||
Ответы представителей групп.
1 группа: у прилагательных женского рода пишется окончание – ая (какая?), если основа слова оканчивается на мягкий звук, то пишется яя. Схема Прилаг. ж. р. (какая?) ая _________ яя 2 группа: у прилагательных среднего рода пишется окончание ое (какое?).Если основа слова оканчивается на мягкий звук, то пишется ее. Схема Прилаг ср. р. (какое?) ое _________ ее У: Вернемся к прилагательным мужского рода. Какую схему для запоминания можно составить? Коллективно составляется схема. Прилаг м.р (какой?) ой _________ ый _________ ий |
|||
5. Воспроизведение знаний.
Первичное закрепление 1. Образуйте от слов имена прилагательные: от первого слова – им прил. м. р, от второго – ж. р, от третьего – ср. р. и т.д. Определите род имён прилагательных и выделите окончание. Прочитайте слова, какой частью речи являются? Храбрость, смелость, силач, крепыш, синева, зима. Проверка. В тетради: Храбрый, смелая, сильное, крепкий, синяя, зимнее. |
Запись на доске.
У доски три ученика. Каждый выполняет: прилаг по роду, все учащиеся выполняют задание полностью. Учащиеся проговаривают окончания и доказывают правильность написания. Храбрость – храбрый. Прилагательное мужского рода, основа слова оканчивается на твёрдый звук, значит пишется окончание – ый. крепкий Выставление оценок. |
||
2. Творческая работа.
Согласуйте прилагательные с именами существительными.
Примерные словосочетания:
|
Проверка по слуху. Учащийся объясняет, все – проверяют и подчёркивают буквы, на которые оканчиваются основы: зеленой или синей ручкой, и выделяют окончания. Выставление оценки ученику. | ||
6. Физкультминутка.
Упражнение активизирует структуры мозга, повышает устойчивость внимания. «Ленивые восьмерки» Коррегирующая гимнастика для глаз |
|||
7. Вторичное закрепление.
1. Разноуровневые задания. Самостоятельная работа. Учащимся предлагаются задания по выбору, разноуровневые. 1 уровень. Списать вставить пропущенные окончания имён прилагательных, выделить окончание.
2 уровень. Составить согласованные словосочетания. К именам существительным подобрать прилагательные- синонимы. Выделить окончание.
3 уровень. Запишите словосочетания. С любым словосочетание оставить предложение.
|
|||
8. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании родовых окончаний имен прилагательных? Какие задания вызвали у вас наибольший интерес? |
|||
Оцените свою работу на уроке. | В тетради на полях дети ставят оценку своей работе + все получилось ┴ что-то еще не получается – не все получается |
||
9. Домашнее задание.
Упр.274. *Задание для любознательный: подобрать фразеологизмы (прилаг + сущ) |