Внеклассное мероприятие "Учимся любить и беречь природу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • воспитывать у учащихся любовь к малой родине и всему живому на Земле;
  • формировать умение сравнивать и сопоставлять;
  • развивать наблюдательность;
  • формировать ответственность за свои действия и поступки.

Задачи:

  • познакомить учащихся с растениями и животными Хакасии;
  • рассказать о Хакасском государственном заповеднике;
  • познакомить с правилами поведения на природе.

Оборудование:

  • мультимедиа, презентация
  • раздаточные картинки с изображением животных и растений;
  • “Знаки охраны природы”;
  • раскраски “животные”.

Ход мероприятия

Презентация

Ведущий:

Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды! (Слайд 1)

(Появляются дети в стилизованных костюмах Леса и Степи).

Лес: Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных веществ. Я даю приют своим многим жителям: медведям, кабанам, лисицам, лосям, зайцам, белкам. Но в последнее время мне стало трудно. Люди вырубают мои деревья, жгут костры, прокладывают дороги, беспощадно отстреливают животных. Меня сильно вытаптывают городские жители, рвут весной мои первоцветы. А еще мне докучают лесные насекомые-вредители. Я болею, а люди лечат меня разными химическими средствами, но от таких лекарств мне еще хуже. Ведь когда меня опрыскивают, то гибнут не только вредители, но и мои защитники- муравьи, птицы. А если бы меня не загрязняли, не разрушали муравейники, правильно вырубали деревья, сохраняли семенные деревья, я бы сам восстанавливался и защищался от вредителей.

Степь: Я тоже нужна людям. Многие писатели и поэты воспевали мою красоту. Но сейчас меня почти полностью распахали. Почти исчезли многочисленные виды степных растений и животных. Не выдержу я такой жизни. Погибну! Помогите мне, люди!

Ведущий: Как помочь лесу? Как помочь степи? Что для этого нужно? (Охранять и защищать природу). А что такое природа? Насколько хорошо вы знаете природу? Разгадайте кроссворд. (Слайд 2)

Круглый, замкнутый такой.
Водоем в горах большой.
В нем, естественно, всегда
Холодна, чиста вода. (Озеро). (Слайд 3)

В воде она живет.
Нет клюва, а клюет. (Рыба). (Слайд 4)

Она может полем стать,
Если землю распахать.
Пока на ней ковыль растет
Да по весне сорняк цветет. (Степь). (Слайд5)

На ее вершину встану
И до облака достану.
Она не холм и не скала,
А высокая …(Гора). (Слайд 6)

Закричал охотник: “Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!” (Слайд 7)

В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес). (Слайд 8)

Много рук,
А нога одна. (Дерево). (Слайд 9)

Здесь слишком ровная земля:
Ни холмика найти нельзя.
Свободно взгляд по ней блуждает,
Ничто ему не помешает. (Равнина). (Слайд 10)

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетитплохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(Птица). (Слайд 11)

Их встретишь повсюду:
В тайге, на лугу,
В степи и в квартире,
В воде и на льду.
Одни собирают
Пыльцу и нектар,
Другие охотятся
В холод и жар. (Насекомые). (Слайд 12)

На кроссворде появилось ключевое слово “ЗАПОВЕДНИК”. (Слайд 12)

Ведущий: Слова “заповедник” и “заповедовать” известны давно. В словаре Владимира Даля записано: “Заповедовать – это повелевать, предписывать, приказывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению, завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием.” И если следовать этой формулировке, то слово “заповедник” обозначает священную территорию, заповеданную предыдущими поколениями. Которую оставили нам для сохранения потомкам.

Заповедник – это территория, находящаяся под охраной, где запрещена охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы, запрещена вырубка деревьев, где необходимо не нарушать покой растений и животных. (Слайд 13).

Благодаря заботам ученых и работников заповедников редкие виды животных и растений сохраняются и продолжают жить и радовать людей.

– Как вы думаете, только ли этих животных и эти растения надо охранять и почему? (Ответы детей.)
– Человек иногда забывает о бережном отношении к природе. Он хочет слишком много от нее получить: природные богатства, лес, ценный мех зверей, рыбу, мясо животных и птиц, и никакой взамен благодарности. А ведь в природе все взаимосвязано. Загрязняя реки и озера, пруды, море, лес и почву отходами, люди вредят всему живому дому: и растениям, и животным, и самому себе, т.к. он сам часть этой природы. Поэтому многим растениям и животным угрожает опасность. Человек, думая о своей выгоде, уничтожает то, что необходимо сохранить, что создавалось природой веками и тысячелетиями.

4 сентября 1999г был образован заповедник “Хакасский”

На данный момент, заповедник состоит из 9 кластерных участков общей площадью 274,6 тыс. га. (Слайд 14)

Ведущий: У каждого человека есть свой дом. И у зверей и птиц тоже есть свой дом. (слайд 15). (На ватмане нарисована степь). На нашем плакате, ребята, степь выглядит безжизненной, безрадостной. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей о вредном воздействии человека на природу). Давайте поможем степи, оживим ее. Угадайте загадки о животных, отгадки – картинки будете приклеивать на картину.

Этот зверек не шалунишка,
Но любит свистеть, как мальчишка.
На задние лапки встает
И норку свою стережет. (Суслик). (Слайд 16)

Встали братцы на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти. (Журавль-красавка). (Слайд 17)

Этот птичий царь могучий
Вьет гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут.
Кто же это! Гордый… (Беркут). (Слайд 18)

Знает мало кто, пожалуй:
Приподнявшись на землей,
Я щиплю совсем не жалом,
А шершавой чешуей. (Гадюка). (Слайд 19)

Она как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оборвёт, другой наживёт. (Ящерица). (Слайд 20)

Маленькая, серая,
С длинным хвостом.
За сыром бежит,
Громко пищит. (Мышь). (Слайд 21)

Стоит Василий,
Молодой да сильный,
В зелёном армяке,
В ярко-синем парике,
Все на него смотрят
Да любуются. (Слайд 22)

(Наклеиваем изображение василька)

В зелёной пелерине –
Красотка-балерина,
На одной ножке скачет,
В жёлтом топе
Да белой пачке. (Слайд 23)

(Наклеиваем изображение ромашки)

Жарко
Весна одела в дорогой наряд,
Горы высокой склоны.
Как будто пламенем горят
Везде цветов бутоны.
Не зря в народе нарекли
Цветы жарки красой Земли. (Слайд 24)

Ведущий: Этот цветок украшает герб города Абакана. (Слайд 25).

В настоящее время степи оказались в опасности. Активная хозяйственная деятельность человека в степи влечет к образованию оврагов, что сокращает её площадь. Другим бедствием в степи является пожар. Наша задача – сберечь степи с их удивительным растительным и животным миром. Для этого нужно прекратить их распахивать, вести борьбу с браконьерством, создавать новые заповедники. (Слайды 26, 27).

Ведущий: Ну, вот теперь степь ожила. Теперь мы знаем, какие животные и растения мы можем встретить, гуляя в степи. А как сберечь степь? Что нужно делать, чтобы она оставалась такой цветущей?

Ведущий: Огромное количество зверей и птиц живет в лесу. Знаете ли вы их? Тогда заселим лес. (Слайд 28)

Тот олень не в тундре скачет,
И зовется он иначе.
У сохатого жилище –
Лес и дом его, и пища. (Лось). (Слайд 29)

Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка. Смотри, берегись,
Идет на охоту коварная … (Рысь). (Слайд 30)

Он в лесу огромней всех,
У него богатый мех.
Любит он душистый мед
Да малину с веток рвет. (Медведь). (Слайд 31)

Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустая никогда
У меня кладовка. (Белка). (слайд 32)

Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
А послушать: просто врушка-
Эта пестрая …(Кукушка). (Слайд 33)

Ведущий: Посмотрите, какой замечательный лес получился. Сразу захотелось побывать в нем. Какие правила поведения в лесу мы должны помнить?

Защита знаков "Поведение в природе" (слайд 34, 35)

Чтобы сохранить лес и его обитателей, мы должны помнить о том, что нельзя:

  • Рвать цветы, особенно редкие;
  • На обижать насекомых, птиц и животных леса;
  • Не шуметь в лесу;
  • На разжигать костер;
  • Не оставлять мусор.

Литературная минутка.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите…

Как объяснить, тот смысл слов
Призыв ко всем:
“Не загрязняйте воду”,
“Не разводить в лесу костров”

Себя подобным же примером –
Сравни с обычным браконьером
Ты наломаешь себе веник
Проедешь, растопчешь муравейник
И для костра нарубишь дров
Какая тут краса по всюду
Нарвать большой букет цветов
Пикник удался – нету слов!

Лежит примятая трава
Везде разбросаны дрова
Над лесом кружатся вороны
В ручье мерцают макароны
По всюду банки, целлофан
А на сосне: “Здесь был Иван”
Порою люди так беспечны
Не принимают слов в серьез –
Прошу Вас, будьте человечны!
За Вас обидно мне до слез.

Итог. Подарок - раскраски “животные”

Приложение 2