Цели:
- воспитывать у учащихся любовь к малой родине и всему живому на Земле;
- формировать умение сравнивать и сопоставлять;
- развивать наблюдательность;
- формировать ответственность за свои действия и поступки.
Задачи:
- познакомить учащихся с растениями и животными Хакасии;
- рассказать о Хакасском государственном заповеднике;
- познакомить с правилами поведения на природе.
Оборудование:
- мультимедиа, презентация
- раздаточные картинки с изображением животных и растений;
- “Знаки охраны природы”;
- раскраски “животные”.
Ход мероприятия
Ведущий:
Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды! (Слайд 1)
(Появляются дети в стилизованных костюмах Леса и Степи).
Лес: Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных веществ. Я даю приют своим многим жителям: медведям, кабанам, лисицам, лосям, зайцам, белкам. Но в последнее время мне стало трудно. Люди вырубают мои деревья, жгут костры, прокладывают дороги, беспощадно отстреливают животных. Меня сильно вытаптывают городские жители, рвут весной мои первоцветы. А еще мне докучают лесные насекомые-вредители. Я болею, а люди лечат меня разными химическими средствами, но от таких лекарств мне еще хуже. Ведь когда меня опрыскивают, то гибнут не только вредители, но и мои защитники- муравьи, птицы. А если бы меня не загрязняли, не разрушали муравейники, правильно вырубали деревья, сохраняли семенные деревья, я бы сам восстанавливался и защищался от вредителей.
Степь: Я тоже нужна людям. Многие писатели и поэты воспевали мою красоту. Но сейчас меня почти полностью распахали. Почти исчезли многочисленные виды степных растений и животных. Не выдержу я такой жизни. Погибну! Помогите мне, люди!
Ведущий: Как помочь лесу? Как помочь степи? Что для этого нужно? (Охранять и защищать природу). А что такое природа? Насколько хорошо вы знаете природу? Разгадайте кроссворд. (Слайд 2)
Круглый, замкнутый такой.
Водоем в горах большой.
В нем, естественно, всегда
Холодна, чиста вода. (Озеро). (Слайд 3)В воде она живет.
Нет клюва, а клюет. (Рыба). (Слайд 4)Она может полем стать,
Если землю распахать.
Пока на ней ковыль растет
Да по весне сорняк цветет. (Степь). (Слайд5)На ее вершину встану
И до облака достану.
Она не холм и не скала,
А высокая …(Гора). (Слайд 6)Закричал охотник: “Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!” (Слайд 7)В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес). (Слайд 8)Много рук,
А нога одна. (Дерево). (Слайд 9)Здесь слишком ровная земля:
Ни холмика найти нельзя.
Свободно взгляд по ней блуждает,
Ничто ему не помешает. (Равнина). (Слайд 10)Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(Птица). (Слайд 11)Их встретишь повсюду:
В тайге, на лугу,
В степи и в квартире,
В воде и на льду.
Одни собирают
Пыльцу и нектар,
Другие охотятся
В холод и жар. (Насекомые). (Слайд 12)
На кроссворде появилось ключевое слово “ЗАПОВЕДНИК”. (Слайд 12)
Ведущий: Слова “заповедник” и “заповедовать” известны давно. В словаре Владимира Даля записано: “Заповедовать – это повелевать, предписывать, приказывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению, завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием.” И если следовать этой формулировке, то слово “заповедник” обозначает священную территорию, заповеданную предыдущими поколениями. Которую оставили нам для сохранения потомкам.
Заповедник – это территория, находящаяся под охраной, где запрещена охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы, запрещена вырубка деревьев, где необходимо не нарушать покой растений и животных. (Слайд 13).
Благодаря заботам ученых и работников заповедников редкие виды животных и растений сохраняются и продолжают жить и радовать людей.
– Как вы думаете, только ли этих животных и эти растения надо охранять и
почему? (Ответы детей.)
– Человек иногда забывает о бережном отношении к природе. Он хочет слишком много
от нее получить: природные богатства, лес, ценный мех зверей, рыбу, мясо
животных и птиц, и никакой взамен благодарности. А ведь в природе все
взаимосвязано. Загрязняя реки и озера, пруды, море, лес и почву отходами, люди
вредят всему живому дому: и растениям, и животным, и самому себе, т.к. он сам
часть этой природы. Поэтому многим растениям и животным угрожает опасность.
Человек, думая о своей выгоде, уничтожает то, что необходимо сохранить, что
создавалось природой веками и тысячелетиями.
4 сентября 1999г был образован заповедник “Хакасский”
На данный момент, заповедник состоит из 9 кластерных участков общей площадью 274,6 тыс. га. (Слайд 14)
Ведущий: У каждого человека есть свой дом. И у зверей и птиц тоже есть свой дом. (слайд 15). (На ватмане нарисована степь). На нашем плакате, ребята, степь выглядит безжизненной, безрадостной. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей о вредном воздействии человека на природу). Давайте поможем степи, оживим ее. Угадайте загадки о животных, отгадки – картинки будете приклеивать на картину.
Этот зверек не шалунишка,
Но любит свистеть, как мальчишка.
На задние лапки встает
И норку свою стережет. (Суслик). (Слайд 16)Встали братцы на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти. (Журавль-красавка). (Слайд 17)Этот птичий царь могучий
Вьет гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут.
Кто же это! Гордый… (Беркут). (Слайд 18)Знает мало кто, пожалуй:
Приподнявшись на землей,
Я щиплю совсем не жалом,
А шершавой чешуей. (Гадюка). (Слайд 19)Она как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оборвёт, другой наживёт. (Ящерица). (Слайд 20)Маленькая, серая,
С длинным хвостом.
За сыром бежит,
Громко пищит. (Мышь). (Слайд 21)Стоит Василий,
Молодой да сильный,
В зелёном армяке,
В ярко-синем парике,
Все на него смотрят
Да любуются. (Слайд 22)
(Наклеиваем изображение василька)
В зелёной пелерине –
Красотка-балерина,
На одной ножке скачет,
В жёлтом топе
Да белой пачке. (Слайд 23)
(Наклеиваем изображение ромашки)
Жарко
Весна одела в дорогой наряд,
Горы высокой склоны.
Как будто пламенем горят
Везде цветов бутоны.
Не зря в народе нарекли
Цветы жарки красой Земли. (Слайд 24)
Ведущий: Этот цветок украшает герб города Абакана. (Слайд 25).
В настоящее время степи оказались в опасности. Активная хозяйственная деятельность человека в степи влечет к образованию оврагов, что сокращает её площадь. Другим бедствием в степи является пожар. Наша задача – сберечь степи с их удивительным растительным и животным миром. Для этого нужно прекратить их распахивать, вести борьбу с браконьерством, создавать новые заповедники. (Слайды 26, 27).
Ведущий: Ну, вот теперь степь ожила. Теперь мы знаем, какие животные и растения мы можем встретить, гуляя в степи. А как сберечь степь? Что нужно делать, чтобы она оставалась такой цветущей?
Ведущий: Огромное количество зверей и птиц живет в лесу. Знаете ли вы их? Тогда заселим лес. (Слайд 28)
Тот олень не в тундре скачет,
И зовется он иначе.
У сохатого жилище –
Лес и дом его, и пища. (Лось). (Слайд 29)Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка. Смотри, берегись,
Идет на охоту коварная … (Рысь). (Слайд 30)Он в лесу огромней всех,
У него богатый мех.
Любит он душистый мед
Да малину с веток рвет. (Медведь). (Слайд 31)Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустая никогда
У меня кладовка. (Белка). (слайд 32)Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
А послушать: просто врушка-
Эта пестрая …(Кукушка). (Слайд 33)
Ведущий: Посмотрите, какой замечательный лес получился. Сразу захотелось побывать в нем. Какие правила поведения в лесу мы должны помнить?
Защита знаков "Поведение в природе" (слайд 34, 35)
Чтобы сохранить лес и его обитателей, мы должны помнить о том, что нельзя:
- Рвать цветы, особенно редкие;
- На обижать насекомых, птиц и животных леса;
- Не шуметь в лесу;
- На разжигать костер;
- Не оставлять мусор.
Литературная минутка.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите…Как объяснить, тот смысл слов
Призыв ко всем:
“Не загрязняйте воду”,
“Не разводить в лесу костров”Себя подобным же примером –
Сравни с обычным браконьером
Ты наломаешь себе веник
Проедешь, растопчешь муравейник
И для костра нарубишь дров
Какая тут краса по всюду
Нарвать большой букет цветов
Пикник удался – нету слов!Лежит примятая трава
Везде разбросаны дрова
Над лесом кружатся вороны
В ручье мерцают макароны
По всюду банки, целлофан
А на сосне: “Здесь был Иван”
Порою люди так беспечны
Не принимают слов в серьез –
Прошу Вас, будьте человечны!
За Вас обидно мне до слез.
Итог. Подарок - раскраски “животные”