Алкоголизм, его последствия и профилактика

Разделы: ОБЖ


К блоку уроков "Вредные привычки и их влияние на здоровье подростка"

Форма проведения: устный журнал для старшеклассников "Вино топит больше людей, чем вода".

Цель урока:

  • Ознакомить учащихся с понятием алкоголизм, его последствиями для растущего организма.
  • Рассказать о пагубном влиянии алкоголя на внутренние органы и системы органов человека.
  • Обозначить мотивы к употреблению и отказу от алкоголя.
  • Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свою жизнь и здоровье будущего поколения.
  • Развивать познавательные и изыскательские способности у учащихся.
  • Отработать навыки групповой работы на уроках.

Предварительная подготовка учащихся: за неделю до данного урока (на предыдущем уроке) ученики в качестве домашнего задания получают следующую информацию:

  • 1 команда: прорастить семена пшеницы(другого растения) в воде и спиртовом растворе. Принести на урок.
  • 2 команда: прорастить луковицу в воде и спиртовом растворе.

Приготовить пословицы и поговорки об алкоголе, прочитать материалы, связанные с алкоголем, приготовить статистические данные по алкоголизму в странах мира.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: перекличка учащихся, отметка в журнале, оглашение темы, цели урока, запись названия темы в тетрадь.

Сегодняшний урок мы проведём в весьма необычной форме - устного журнала.

Составлять его и листать его страницы мы будем все вместе.(Звучит тихая музыка- фон урока П.И. Чайковский "Времена года".

Начнём? Название журнала - "Вино топит больше людей, чем вода"

2. Первая страница нашего журнала: РЕКЛАМНАЯ

Рекламный ролик по телевизору.

Комментарии учителя: нередко придя, домой большую часть времени мы проводим у телевизора - диван, мягкие тапочки:.бутылка пива.

Для некоторых из Вас такая ситуация возможно уже знакома.

Давайте задумаемся над темой нашего сегодняшнего урока "Алкоголизм" многие из Вас сейчас возможно сейчас скажут: да всё мы об этом знаем, а бутылка пива перед телевизором или в "душевной компании" просто баловство и алкоголиком никто из-за этого ещё не стал. Вот сейчас мы это и проверим, а то чего Вы не знаете, постарайтесь запомнить и записать.

Обратимся к вашим одноклассникам и проверим опыты, проведённые дома.

Сделаем выводы: ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМАНД ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, что при проращивании семян в воде они проросли, а семена и луковица, растущие в спиртовом растворе не только не проросли, а даже почернели.

ИТАК: что же такое алкоголь? Алкоголь- это яд, губящий всё живое. А что же такое алкоголизм?

Вредная привычка скажете Вы. Привычка ли?

Пометьте и выделите в своих тетрадях: АЛКОГОЛИЗМ - это заболевание, наступающее в результате употребления спиртных напитков и болезненном пристрастии к ним.

Понятие алкоголизм мы с Вами дали первую можем перейти ко второй.

3.Статистическая страница.

Как Вам наверное уже известно, алкоголь особенно опасен для растущего организма: вызывает привыкание, отравления, а иногда и смерть.

Учёные и медики всего мира всерьёз обеспокоены возрастающим размахом потребления спиртных напитков несовершеннолетними. В качестве домашнего задания Вы должны были найти статистические данные по алкоголизму в мире.

Так в США (штат Нью-Йорк) 91% 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки.

В Канаде 90% учащихся 7-9 классов употребляют алкоголь.

ФРГ 1% детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживаются полицией.

В России 70% преступлений совершаемых несовершеннолетними - в состоянии алкогольного опьянения. Каждый третий подросток в возрасте 14-16 лет склонен к алкоголизму.

В городе Лобня на диспансерном учёте с диагнозом алкоголизм на данный момент состоит: детей в возрасте от 0 до 14 лет - 3 человека;

До 12 лет - 1 человек;

До 17 лет - 14 человек. И эти цифры только официальная статистика уже обратившихся за помощью, а ведь возможен и так называемый "тихий алкоголизм", когда человек не обращается за помощью к врачу. В микрорайоне Красная поляна нашего города есть детский дом, в котором 90% содержащихся там детей с патологиями развития- дети алкоголиков.

Пожалуй, не надо обладать особенным воображением, чтобы представить себе урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление пива или вина..

А что же побуждает подростка впервые пробовать алкоголь, а некоторых впоследствии стать алкоголиками.

Посмотрите на рисунки:

Наглядно, данные диаграммы составлены на основании опроса юношей и девушек Вашего возраста и работы врачей, психологов.

Думаю статистика наука немного скучная, но тем не менее немного скучная, поэтому перейдя на следующую страничку нашего журнала "Народная мудрость" мы отвлечёмся и посоревнуемся.

Отложите ручки, устроим конкурс пословиц и поговорок об алкоголе. Каждая команда будет получать флажок.

Народная мудрость через века дошла до нас через эти пословицы и поговорки, которые как Вы заметили, актуальны и сейчас.

 

4. Страница 4. МЕДИЦИНСКАЯ.

Вот мы отвлеклись. Сейчас самая серьёзная и пожалуй самая важная страница нашего журнала. На ней мы рассмотрим и запишем в тетради блок-схему на какие органы и как влияет употребление алкоголя.

Впечатляет? Нет ни одного органа в нашем организме, на который алкоголь действует благоприятно.

Мы приближаемся к финалу, к последней странице, на ней, как правило, всегда есть что-то поучительное и интересное для каждого читателя: кроссворд, тест, гороскоп. Не будем отступать от канонов печати.

5. Последняя страница: ДУМАЙ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ. Наши выводы и ситуационные задачи.

Мы немного поиграем.

Прежде чем играть: жеребьёвка, капитаны команд вытянут записку со знаком "+" или " -" . Команда со знаком " +" приводит доводы в пользу алкоголя, команда со знаком "- " против него.

  • Команда №1 в нашей игре будет приводить доводы в пользу алкоголя.
  • Команда № 2 доводы против алкоголя.

Ситуационные задачи дам Вам я.

ЗАДАЧА № 1.

Мужчина вовремя не сделавший прививку от гриппа заболел. Соответственно диагноз- грипп. Добрые друзья дают совет:..приди домой выпей водки- завтра жив и здоров.

Что может сказать нам команда №1 и № 2.

  • Команда №1 в нашей игре будет приводить доводы в пользу алкоголя.
  • Команда № 2 доводы против алкоголя.

ЗАДАЧА № 2.

Как хорошо придя с работы выпить вина, снять усталость и расслабится, улучшить аппетит перед ужином. Можно ли назвать человека, который ежедневно или более 4 раз в неделю предпочитает расслабиться именно так "Тайным алкоголиком"?

  • Команда №1 в нашей игре будет приводить доводы в пользу алкоголя.
  • Команда № 2 доводы против алкоголя.

Вы неплохо подготовились к сегодняшнему уроку. Мы движемся к логическому концу нашего урока, а значит к подведению итогов. Прежде чем делать выводы ещё одно задание.

Вы получили по три карточки с вопросами и сейчас ответите на них. Ответ должен быть предельно откровенным и кратким.

  • Опасаются ли твои родители, что ты начнёшь употреблять алкоголь?
  • Ты рассказываешь своим родителям о том, что делаешь в свободное время?
  • Тебе кто-нибудь уже предлагал алкоголь?
  • Как ты справляешься со стрессом?
  • Как ты думаешь, по каким причинам люди употребляют алкоголь?
  • Есть ли у тебя привычка обсуждать свои проблемы с родителями?

Ответив на эти вопросы, каждый из Вас может сформулировать вывод урока. В настоящее время в нашей стране Государственной думой принят законопроект об ограничении торговли алкогольной продукцией вблизи школ, техникумов, детских садов, принят закон об ограничении демонстрации рекламы пива и табака в СМИ в дневное время. Следовательно, проблема алкоголизма - это общее дело нашей страны и всех нас.

ЗАПОМНИТЕ! Алкоголь - это не привычка, а болезнь, которую нужно лечить, а ещё лучше не болеть. Алкоголик деградирует, становится безынтересен знакомым и друзьям, родным и в конечном результате бесполезным для нашей страны. Нужны ли Вам эти уроки? Задумываетесь ли Вы над такими темами. Всё ли Вы знали об алкоголе до нашего сегодняшнего урока.

Домашнее задание: п.2.3.Влияние алкоголя на здоровье, повторить влияние табака.

Презентация