К блоку уроков "Вредные привычки и их влияние на здоровье подростка"
Форма проведения: устный журнал для старшеклассников "Вино топит больше людей, чем вода".
Цель урока:
- Ознакомить учащихся с понятием алкоголизм, его последствиями для растущего организма.
- Рассказать о пагубном влиянии алкоголя на внутренние органы и системы органов человека.
- Обозначить мотивы к употреблению и отказу от алкоголя.
- Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свою жизнь и здоровье будущего поколения.
- Развивать познавательные и изыскательские способности у учащихся.
- Отработать навыки групповой работы на уроках.
Предварительная подготовка учащихся: за неделю до данного урока (на предыдущем уроке) ученики в качестве домашнего задания получают следующую информацию:
- 1 команда: прорастить семена пшеницы(другого растения) в воде и спиртовом растворе. Принести на урок.
- 2 команда: прорастить луковицу в воде и спиртовом растворе.
Приготовить пословицы и поговорки об алкоголе, прочитать материалы, связанные с алкоголем, приготовить статистические данные по алкоголизму в странах мира.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: перекличка учащихся, отметка в журнале, оглашение темы, цели урока, запись названия темы в тетрадь.
Сегодняшний урок мы проведём в весьма необычной форме - устного журнала.
Составлять его и листать его страницы мы будем все вместе.(Звучит тихая музыка- фон урока П.И. Чайковский "Времена года".
Начнём? Название журнала - "Вино топит больше людей, чем вода"
2. Первая страница нашего журнала: РЕКЛАМНАЯ
Рекламный ролик по телевизору.
Комментарии учителя: нередко придя, домой большую часть времени мы проводим у телевизора - диван, мягкие тапочки:.бутылка пива.
Для некоторых из Вас такая ситуация возможно уже знакома.
Давайте задумаемся над темой нашего сегодняшнего урока "Алкоголизм" многие из Вас сейчас возможно сейчас скажут: да всё мы об этом знаем, а бутылка пива перед телевизором или в "душевной компании" просто баловство и алкоголиком никто из-за этого ещё не стал. Вот сейчас мы это и проверим, а то чего Вы не знаете, постарайтесь запомнить и записать.
Обратимся к вашим одноклассникам и проверим опыты, проведённые дома.
Сделаем выводы: ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМАНД ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, что при проращивании семян в воде они проросли, а семена и луковица, растущие в спиртовом растворе не только не проросли, а даже почернели.
ИТАК: что же такое алкоголь? Алкоголь- это яд, губящий всё живое. А что же такое алкоголизм?
Вредная привычка скажете Вы. Привычка ли?
Пометьте и выделите в своих тетрадях: АЛКОГОЛИЗМ - это заболевание, наступающее в результате употребления спиртных напитков и болезненном пристрастии к ним.
Понятие алкоголизм мы с Вами дали первую можем перейти ко второй.
3.Статистическая страница.
Как Вам наверное уже известно, алкоголь особенно опасен для растущего организма: вызывает привыкание, отравления, а иногда и смерть.
Учёные и медики всего мира всерьёз обеспокоены возрастающим размахом потребления спиртных напитков несовершеннолетними. В качестве домашнего задания Вы должны были найти статистические данные по алкоголизму в мире.
Так в США (штат Нью-Йорк) 91% 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки.
В Канаде 90% учащихся 7-9 классов употребляют алкоголь.
ФРГ 1% детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживаются полицией.
В России 70% преступлений совершаемых несовершеннолетними - в состоянии алкогольного опьянения. Каждый третий подросток в возрасте 14-16 лет склонен к алкоголизму.
В городе Лобня на диспансерном учёте с диагнозом алкоголизм на данный момент состоит: детей в возрасте от 0 до 14 лет - 3 человека;
До 12 лет - 1 человек;
До 17 лет - 14 человек. И эти цифры только официальная статистика уже обратившихся за помощью, а ведь возможен и так называемый "тихий алкоголизм", когда человек не обращается за помощью к врачу. В микрорайоне Красная поляна нашего города есть детский дом, в котором 90% содержащихся там детей с патологиями развития- дети алкоголиков.
Пожалуй, не надо обладать особенным воображением, чтобы представить себе урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление пива или вина..
А что же побуждает подростка впервые пробовать алкоголь, а некоторых впоследствии стать алкоголиками.
Посмотрите на рисунки:
Наглядно, данные диаграммы составлены на основании опроса юношей и девушек Вашего возраста и работы врачей, психологов.
Думаю статистика наука немного скучная, но тем не менее немного скучная, поэтому перейдя на следующую страничку нашего журнала "Народная мудрость" мы отвлечёмся и посоревнуемся.
Отложите ручки, устроим конкурс пословиц и поговорок об алкоголе. Каждая команда будет получать флажок.
Народная мудрость через века дошла до нас через эти пословицы и поговорки, которые как Вы заметили, актуальны и сейчас.
4. Страница 4. МЕДИЦИНСКАЯ.
Вот мы отвлеклись. Сейчас самая серьёзная и пожалуй самая важная страница нашего журнала. На ней мы рассмотрим и запишем в тетради блок-схему на какие органы и как влияет употребление алкоголя.
Впечатляет? Нет ни одного органа в нашем организме, на который алкоголь действует благоприятно.
Мы приближаемся к финалу, к последней странице, на ней, как правило, всегда есть что-то поучительное и интересное для каждого читателя: кроссворд, тест, гороскоп. Не будем отступать от канонов печати.
5. Последняя страница: ДУМАЙ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ. Наши выводы и ситуационные задачи.
Мы немного поиграем.
Прежде чем играть: жеребьёвка, капитаны команд вытянут записку со знаком "+" или " -" . Команда со знаком " +" приводит доводы в пользу алкоголя, команда со знаком "- " против него.
- Команда №1 в нашей игре будет приводить доводы в пользу алкоголя.
- Команда № 2 доводы против алкоголя.
Ситуационные задачи дам Вам я.
ЗАДАЧА № 1.
Мужчина вовремя не сделавший прививку от гриппа заболел. Соответственно диагноз- грипп. Добрые друзья дают совет:..приди домой выпей водки- завтра жив и здоров.
Что может сказать нам команда №1 и № 2.
- Команда №1 в нашей игре будет приводить доводы в пользу алкоголя.
- Команда № 2 доводы против алкоголя.
ЗАДАЧА № 2.
Как хорошо придя с работы выпить вина, снять усталость и расслабится, улучшить аппетит перед ужином. Можно ли назвать человека, который ежедневно или более 4 раз в неделю предпочитает расслабиться именно так "Тайным алкоголиком"?
- Команда №1 в нашей игре будет приводить доводы в пользу алкоголя.
- Команда № 2 доводы против алкоголя.
Вы неплохо подготовились к сегодняшнему уроку. Мы движемся к логическому концу нашего урока, а значит к подведению итогов. Прежде чем делать выводы ещё одно задание.
Вы получили по три карточки с вопросами и сейчас ответите на них. Ответ должен быть предельно откровенным и кратким.
- Опасаются ли твои родители, что ты начнёшь употреблять алкоголь?
- Ты рассказываешь своим родителям о том, что делаешь в свободное время?
- Тебе кто-нибудь уже предлагал алкоголь?
- Как ты справляешься со стрессом?
- Как ты думаешь, по каким причинам люди употребляют алкоголь?
- Есть ли у тебя привычка обсуждать свои проблемы с родителями?
Ответив на эти вопросы, каждый из Вас может сформулировать вывод урока. В настоящее время в нашей стране Государственной думой принят законопроект об ограничении торговли алкогольной продукцией вблизи школ, техникумов, детских садов, принят закон об ограничении демонстрации рекламы пива и табака в СМИ в дневное время. Следовательно, проблема алкоголизма - это общее дело нашей страны и всех нас.
ЗАПОМНИТЕ! Алкоголь - это не привычка, а болезнь, которую нужно лечить, а ещё лучше не болеть. Алкоголик деградирует, становится безынтересен знакомым и друзьям, родным и в конечном результате бесполезным для нашей страны. Нужны ли Вам эти уроки? Задумываетесь ли Вы над такими темами. Всё ли Вы знали об алкоголе до нашего сегодняшнего урока.
Домашнее задание: п.2.3.Влияние алкоголя на здоровье, повторить влияние табака.