Система тематического и итогового контроля на уроках физики: критерии и процедуры оценивания ученика

Разделы: Физика


Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также такие качества, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются знания школьника и проявленные им умения и навыки. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности. Не принимается во внимание и мотив, который заставил его выучить учебный материал.

Контроль знаний не только фиксирует определённые успехи (или неуспехи) того или иного ученика, одновременно этот процесс выполняет ещё несколько важных функций: <Приложение 1>

Обучающая функция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель исправляет ошибки и неточности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы.

Развивающая функция контроля в учебном процессе заключается в том, что учитель в ходе проверки знаний имеет возможность способствовать развитию мышления ученика, учитывая его особенности восприятия учебного материала, уровня памяти, развития мыслительной деятельности, речи, воображения.

Воспитывающая функция контроля вытекает из того, что ученик, зная о проверке (на уроке могут спросить, а не знать — стыдно; ожидается контрольная работа и т.п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно — напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний, это выражается также и в том, что контроль способствует формированию у ребят мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность. В процессе контроля складываются межличностные отношения учащихся, формируется сотрудничество между учениками и учителем.

Диагностическая функция контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.

Рис.1

Рис.2

В современных условиях учитель, в большинстве случаев, не может уделять столько времени индивидуальной работе с учеником, чтобы иметь возможность индивидуально проверить знания каждого ученика по всей теме. Письменные контрольные работы не всегда дают объективную картину усвоения знаний учащимися и, кроме того, требуют много времени для проверки, особенно, если контрольная работа разноуровневая многовариантная. Кроме того, необходимость готовить учащихся к итоговой аттестации в виде ЕГЭ заставляет нас особое внимание уделять тестовой форме проверки знаний. После демонстраций опытов, разбора теоретического материала, первый этап контроля – это работа в группе: класс делится на 5-6 групп по 4 человека, каждая группа получает задание и работает над ним в течение 20-25 минут, затем следует краткий разбор решений (устно или у доски). С появлением в классах компьютеров появилась возможность проверки заданий и с помощью компьютерного эксперимента.

В ходе урока выясняются пробелы в знаниях учащихся, направления работы с данным материалом. Контролирующие тематические зачёты мы проводим одновременно в трёх формах: часть ребят выполняет компьютерное тестирование, часть пишет контрольную работу (несколько вариантов), а ребята, испытывающие наибольшее затруднение сдают зачёт в устной форме.

Многие обучающие программы имеют в своей структуре компонент тематической проверки: с учётом возрастных особенностей учащегося, с учётом отработки всех необходимых знаний, умений и навыков и даже позволяют осуществлять деятельностный подход к изучению материала. Это в первую очередь “Библиотека наглядных пособий” автор Ханнанов Н.К., выпущен фирмой 1С, Электронные уроки и тесты “Физика в школе”, Просвещение-Медиа, “Физика. Экспресс подготовка к экзамену” Новая школа. Я уже не представляю своих уроков без этих ресурсов. С этих позиций я попробовала проанализировать программы, которые использую чаще других на уроках физики.

  Название диска 1 2 3 4 5 6 7
1 “Открытая физика”, Физикон 10-11 класс + + + + - +- +-
2 “1С:Репетитор”, Фирма “1С” + +- - + + +- +
3 “Физика в школе”, Просвещение-Медиа + + +! + + -! -
4 “Физика основная школа”, Просвещение-Медиа + + + + + +- +-
5 Физика. Библиотека наглядных пособий + + +!! + + - -
6 “Физика, 7-11 классы”, Физикон + +! - + + +- +-
7 “Курс физики 21 века”, “МедиаХауз” + + - - + +- +-
8 “Репетитор по физике Кирилла и Мефодия”, КМ + + + +      
9 “Физика 7 кл.” Фирма “1С” + + + + + +- +-
10 TeachPro Физика + + - + +- +- +-
11 “Физика. Интерактивные творческие задания 7-9”, Cambrige Hitachi + + - + - +- -
12 Конструктор виртуальных экспериментов, Crocodile Clips + + - +- + - -

Очевидно, что на первом месте в содержании дисков всё-таки стоит демонстрация физических явлений и исследование процессов, что совершенно оправдано, но и для контроля знаний компьютерные технологии предоставляют большие возможности.

Рис.3

Учителя сейчас имеют возможность составлять тесты сами, дать задания ученикам для подготовки контрольно-измерительного материала.

Составление тестов в программных оболочках.

Тестер Сергея Зубрина.

1.Открываем редактор тестов. В окошко вводим название создаваемого теста.

2.Заполняем поля ВОПРОС, ОТВЕТЫ, отмечаем галочкой правильный ответ.

3.Добавляем рисунок (заранее приготовленный). Если нужно вставляем звук.

Рис.4

Рис.5

2.Нажимаем кнопку ЗАПОМНИТЬ, затем СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС.

3. Когда тест создан, выбираем в меню ФАЙЛ команду СОХРАНИТЬ И ВЫЙТИ.

4.Составляем критерий оценки, назначаем время на 1 вопрос.

5.При прохождении теста учеником. Внизу появляется комментарий ВЕРНЫЙ ОТВЕТ или НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ и индикатор времени, отведённого на вопрос. После прохождения теста появляется оценка, результаты тестирования можно сохранить.

Тестер Ильи Варламова.

1.Каждый вопрос создаётся отдельным файлом Word.

2.

Рис.6

3.Затем открываем редактор тестов

Выбрать файл - назначить цену вопроса. Назначить правильный ответ, если вопрос типа А или вписать правильный ответ, если вопрос типа В, следующий вопрос. Сохранить тест, назначить время на весь тест. Результаты прохождения теста сохраняются.

Так выглядит экран при прохождении теста учеником:

Рис.7

Итоги:

Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим, и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

Рис.8

Рис.9

Литература:

  1. Салмыкина Н.Н., современные средства оценивания результатов обучения. М.., 2007.
  2. Амонашвили Ш. А, Обучение. Оценка. Отметки.
  3. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается.
  4. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения, М., 2007.