Интегрированное внеклассное мероприятие (география + химия + экология) "Ода воде"

Разделы: Химия, География, Внеклассная работа, Экология


“Огромный океан неведомого окружает нас.
И чем больше мы знаем,
тем больше загадок задает нам природа”

В.А.Обручев

Цели:

Образовательные:

  • Расширить традиционные знания детей о воде.
  • Показать природообразующую функцию воды.
  • Формирование целостного представления об объекте изучения в школе
  • Вода, как объект изучения, с точки зрения различных наук

Развивающие:

  • умение пользоваться различными источниками информации, анализировать и презентовать результаты поиска.

Воспитательные:

  • значение вод и необходимость охраны водных ресурсов планеты
  • формирование научного мировоззрения.
  • воспитание ответственности и самостоятельности при работе в группе (команде).

Участвуют 3 команды из ребят 7-8-х классов. Название команд определено заранее:

“Ручеек”, “Снежинка”, “Водопад”, танцевальная группа в соответствии с названием команд готовит 3 танца, один музыкальный номер – песня “Айсберг” из репертуара А.Пугачевой.

С самого начала конкурса название команд неизвестно (знают это только участники), после очередного танца в сценарии вечера мы узнаем названия всех 3-х команд. Приготовлены красочные таблички названия команд.

Ведущий:

“Вода – это не только реки, океаны, моря, ледники. Ее находят в пустынях, которые называют безводными, вода содержится в горных породах, даже в расплавленной магме она присутствует в значительных количествах и выделяется в виде пара при извержении вулканов.

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так сказал о воде: “Вода, у тебя ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете”.

Вода и лед – взрывчатые вещества. Кристаллическая вода может резать камень, лист стали. Лед – абразивный материал… Возможно ли это? Да, возможно!

Представьте себе, как выглядела бы наша Земля, исчезни с нее внезапно вода. Мрачные, зияющие “глазницы” морских океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка единого, ни живого существа на мертвой Земле!

Стихотворение “Вода” автор Яна Михнева, участница проекта “Чистую воду – жителям Томского Приобья” – читает ученица 8-го класса.

“Вода. Совсем простой здесь слог.
По сути Н2О.
Вода есть жизни всей исток,
Другого не дано.
О пользе если говорить, –
Всего не перечтешь.
С водою можно все творить,
Что в руки не возьмешь.
И все, что дышит на Земле
Водицею живет.
Стоит колодец на селе –
К нему народ идет…
Вдоль рек, озер селился люд.
А как же без воды.
Вести хозяйство там и тут
Выращивать сады?
Куда ни кинь – везде вода,
Как в песне той поем:
“Вода, вода, кругом вода”
По жизни с ней идем.
Жара – спасаешься в реке,
А жажда – воду пьешь.
И на любом материке
Водичку ты найдешь…
“Вода, вода, кругом вода”
Вода есть жизни суть.”

Ведущий:

Так что же собой представляет вода?”

Участники сегодняшнего вечера помогут нам многое узнать об этом удивительном веществе.

1 конкурс – разминка: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? – подборка вопросов из различных наук о воде.

Например:

– кто и когда впервые осуществил синтез воды? (1845 г. А.Лавуазье)

– почему яйцо не тонет в соленой воде? (так как плотность соленой воды больше, чем пресной)

– что такое “синий уголь”? (вода)

– можно ли высушить белье на морозе? (да, лед тоже испаряется)

– в каком органе человека наибольшее и наименьшее количество воды? (наибольшее содержит стекловидное тело глаза 99%, наименьшее – зубная эмаль 0.2%)

– назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии (снег, иней т.д.)

– какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский) и другие вопросы Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Ведущий: Зрители, болельщики должны узнать название одной из команд по характеру танца.

Танец “Ручеек”. Если аудитория затрудняется ответить, ей предлагается загадка:

“Он студеною водой
Прожурчал в траве густой.
Приняла его река –
Беглеца из родника”

2 конкурс: КОТ В МЕШКЕ

Капитаны команд достают из мешка по два задания. Готовят ответы совместно с командой, представляя их публике. Это должны быть: достаточно сложные загадки, как-то связанные с темой воды, ребусы или другие конкурсные задания. Каждый ответ оценивается в 3 балла.

Примеры заданий:

  • “В каком море находится остров Рюген, известный нам по сказкам, как остров Буян”?
  • “Вспомните А.С.Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси залив или бухта?”
  • “”Какое стихийное природное явление описано А.С.Пушкиным в поэме “Медный всадник”?
  • Если есть на карте губы,

Если есть на ней носы,
Значит где-то между ними
Расположены…усы!”

  • Где в нашей стране расположены самые известные губы, носы и усы?

(Онежская, Двинская, Мезенская губы Белого моря, Чешская губа Баренцева моря, Обская, Тазовская, Байдарацкая губы Карского моря, Пенжинская, Янская губы Охотского моря. Мысы: святой Нос на Кольском полуострове, Канин Нос на полуострове Канин, Белужский Нос на полуострове Ямал. Реки Ус и Уса – притоки Енисея, Печоры и Томи.)

  • Назовите полностью пословицу:
  • … отважных любит (море)
    … не море, тоска не горе (река)
    Всяк кулик свое… хвалит (болото)

Пока команды готовят ответы, вопросы болельщикам задают ведущие.

- самое глубокое море у берегов России (Берингово)

– самое мелководное море Земли (Азовское, ср.глубина 7 метров)

- самый широкий в мире пролив (Дрейка)

- самое глубокое озеро мира (Байкал)

- самая многоводная река мира (Амазонка)

- самое древнее в мире озеро (Байкал, 30 млн.лет)

- какая российская река берет свое начало в Китае? (Иртыш)

- как называется наука об озерах (лимнология)

- почему в соленой воде легче плавать? (она тяжелее и с большей силой выталкивает погруженные в нее тела)

- как называют художника, изображающего морские пейзажи (моринист)

Танец “Снежинка”. Зрители, болельщики узнают, название какой из команд хотели выразить танцующие.

3 конкурс ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ

Задаются вопросы, задания сразу всем командам – отвечает тот, кто первым поднимает руку. Задания должны быть достаточно сложными.

Например:

– выбрать формулы веществ, которые реагируют с водой (показать 3 пары табло формул – по одной для команды. Каждой команде предоставляется шанс заработать свои баллы)

– представить табло-названия заливов – к какому океану они относятся?

И другие задания. Если не отвечают команды, может помогать зал.

Жюри просчитывает количество верных ответов (+1 бал – за верный ответ)

Танец “Водопад”. Зрители, болельщики узнают, название третьей команды по характеру танца. При затруднении в ответе – зачитывается загадка:

С высоты большой срываясь,
Грузно он ревет.
И о камни разбиваясь,
Пеною встает.

Ведущий:

“Вода была и остается музой, источником вдохновения поэтов, художников, композиторов, ученых-естествоиспытателей и философов. Много интересного о воде могут изложить нам представители команд.”

4 конкурс: ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДЕ

Команды представляют свое домашнее задание, которое они готовили, консультируясь с предметниками. (Примеры сообщений прилагаются). Интересные сведения о явлениях в природе, связанные с водой изложены, например, в книге В.Мезенцева “Энциклопедия чудес”, “Знание” 1983г. Например: “Демоны моря” (о тайфунах), “Вода и жизнь”, “Чем грозит ливень?”, “Реки на дне морском” и др. статьи.

Приложение:

1. В человеке среднего роста содержится в среднем пять ведер воды. Без воды невозможно гниение и разложение растительных и животных организмов. Вода обладает громадной силой и способностью к разрушению. Гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю воды огромной скорости, режущую не только дерево (без опилок), но и горные породы.

2. Чем большую часть воды в растительных организмах связывают коллоиды, тем лучше растения сопротивляются морозу и засухе.

Без воды в зеленом листе не могут образоваться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.

3. Велико природообразующее значение воды:

  • Фиическое выветривание горных пород: вымывание, уплотнение, накопление.
  • Химическое выветривание: при взаимодействии воды происходят химические процессы с активными веществами почв, горных пород (кислород, углекислоты?соли)
  • Вода – среда жизни основной биомассы планеты.
  • Вода совершает круговорот, обеспечивая обмен влагой суши и океана.
  • Вода – основной скульптор рельефа.
  • Вода очищает землю от продуктов жизнедеятельности человека.
  • “Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека. Рисунок речной сети напоминает структуру кровеносной системы. Вода переходит из одного компонента в другой, перенося различные химические вещества с суши на море, с моря на сушу. Из почвы в растения и обратно” (Н.Алисов, И.Куина и др. “Физическая география”, Айрис, 2003г).

Оценка по 5-балльной шкале.

5 конкурс (заключительный): КОЛЬЦОВКА ПЕСЕН И СТИХОВ О ВОДЕ

В песне (куплет) должна упоминаться вода или ее любое состояние. (+1 балл за песню, “последняя” команда получает дополнительно 2 балла).

Примеры стихов:

“На войне в пыли холодной,
В летний зной и холода,
Лучше нет простой, природной
Из колодца, из пруда.
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки какой угодно,
Из ручья, из-подо льда –
Лучше нет воды холодной. –
Лишь вода б была, вода. А.Твардовский

2. Вода благоволила литься!
Она блистала столь чиста.
Что ни напиться,
Ни умыться,
И это было не спроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало,
И рыбы жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой.
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало чистой
Дистиллированной воде! А.Мартынов

Подведение итогов, награждение команд.

Заканчивается конкурс музыкальным номером – песней “Айсберг” из репертуара А.Пугачевой (исполняет ученица 8 класса или использовать фоногрумму)

Список используемой литературы:

  1. Н.Алисов, А.Кузина “Физическая и экономическая география мира” Айрис, 2003 г.
  2. И.Д.Агеев “Веселая география на уроках и праздниках” Творческий центр, М.2004 г.
  3. В.Н.Андреева “Предметная неделя географии в школе” Феникс, Ростов-на-Дону, 2005 г.
  4. Т.П.Герасимова. С.В.Мясникова “Общая география”, Спецлит, С.Петербург, 2001 г.
  5. Детская энциклопедия “Я познаю мир”. Океан. М., 2000 г.
  6. Методический журнал “Химия в школе” №№ 2.4 за 2005 г.
  7. “Экология животных” 7 класс, Вентана-Граф” п/р Н.Черновой, М., 2006 г.