“Огромный океан неведомого окружает
нас.
И чем больше мы знаем,
тем больше загадок задает нам природа”
В.А.Обручев
Цели:
Образовательные:
- Расширить традиционные знания детей о воде.
- Показать природообразующую функцию воды.
- Формирование целостного представления об объекте изучения в школе
- Вода, как объект изучения, с точки зрения различных наук
Развивающие:
- умение пользоваться различными источниками информации, анализировать и презентовать результаты поиска.
Воспитательные:
- значение вод и необходимость охраны водных ресурсов планеты
- формирование научного мировоззрения.
- воспитание ответственности и самостоятельности при работе в группе (команде).
Участвуют 3 команды из ребят 7-8-х классов. Название команд определено заранее:
“Ручеек”, “Снежинка”, “Водопад”, танцевальная группа в соответствии с названием команд готовит 3 танца, один музыкальный номер – песня “Айсберг” из репертуара А.Пугачевой.
С самого начала конкурса название команд неизвестно (знают это только участники), после очередного танца в сценарии вечера мы узнаем названия всех 3-х команд. Приготовлены красочные таблички названия команд.
Ведущий:
“Вода – это не только реки, океаны, моря, ледники. Ее находят в пустынях, которые называют безводными, вода содержится в горных породах, даже в расплавленной магме она присутствует в значительных количествах и выделяется в виде пара при извержении вулканов.
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так сказал о воде: “Вода, у тебя ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете”.
Вода и лед – взрывчатые вещества. Кристаллическая вода может резать камень, лист стали. Лед – абразивный материал… Возможно ли это? Да, возможно!
Представьте себе, как выглядела бы наша Земля, исчезни с нее внезапно вода. Мрачные, зияющие “глазницы” морских океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка единого, ни живого существа на мертвой Земле!
Стихотворение “Вода” автор Яна Михнева, участница проекта “Чистую воду – жителям Томского Приобья” – читает ученица 8-го класса.
“Вода. Совсем простой здесь слог.
По сути Н2О.
Вода есть жизни всей исток,
Другого не дано.
О пользе если говорить, –
Всего не перечтешь.
С водою можно все творить,
Что в руки не возьмешь.
И все, что дышит на Земле
Водицею живет.
Стоит колодец на селе –
К нему народ идет…
Вдоль рек, озер селился люд.
А как же без воды.
Вести хозяйство там и тут
Выращивать сады?
Куда ни кинь – везде вода,
Как в песне той поем:
“Вода, вода, кругом вода”
По жизни с ней идем.
Жара – спасаешься в реке,
А жажда – воду пьешь.
И на любом материке
Водичку ты найдешь…
“Вода, вода, кругом вода”
Вода есть жизни суть.”
Ведущий:
Так что же собой представляет вода?”
Участники сегодняшнего вечера помогут нам многое узнать об этом удивительном веществе.
1 конкурс
– разминка: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? – подборка вопросов из различных наук о воде.Например:
– кто и когда впервые осуществил синтез воды? (1845 г. А.Лавуазье)
– почему яйцо не тонет в соленой воде? (так как плотность соленой воды больше, чем пресной)
– что такое “синий уголь”? (вода)
– можно ли высушить белье на морозе? (да, лед тоже испаряется)
– в каком органе человека наибольшее и наименьшее количество воды? (наибольшее содержит стекловидное тело глаза 99%, наименьшее – зубная эмаль 0.2%)
– назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии (снег, иней т.д.)
– какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский) и другие вопросы Каждый ответ оценивается в 1 балл.
Ведущий: Зрители, болельщики должны узнать название одной из команд по характеру танца.
Танец “Ручеек”. Если аудитория затрудняется ответить, ей предлагается загадка:
“Он студеною водой
Прожурчал в траве густой.
Приняла его река –
Беглеца из родника”
2 конкурс: КОТ В МЕШКЕ
Капитаны команд достают из мешка по два задания. Готовят ответы совместно с командой, представляя их публике. Это должны быть: достаточно сложные загадки, как-то связанные с темой воды, ребусы или другие конкурсные задания. Каждый ответ оценивается в 3 балла.
Примеры заданий:
- “В каком море находится остров Рюген, известный нам по сказкам, как остров Буян”?
- “Вспомните А.С.Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси залив или бухта?”
- “”Какое стихийное природное явление описано А.С.Пушкиным в поэме “Медный всадник”?
- Если есть на карте губы,
Если есть на ней носы,
Значит где-то между ними
Расположены…усы!”
- Где в нашей стране расположены самые известные губы, носы и усы?
(Онежская, Двинская, Мезенская губы Белого моря, Чешская губа Баренцева моря, Обская, Тазовская, Байдарацкая губы Карского моря, Пенжинская, Янская губы Охотского моря. Мысы: святой Нос на Кольском полуострове, Канин Нос на полуострове Канин, Белужский Нос на полуострове Ямал. Реки Ус и Уса – притоки Енисея, Печоры и Томи.)
- Назовите полностью пословицу :
… отважных любит (море)
… не море, тоска не горе (река)
Всяк кулик свое… хвалит (болото)
Пока команды готовят ответы, вопросы болельщикам задают ведущие.
- самое глубокое море у берегов России (Берингово)
– самое мелководное море Земли (Азовское, ср.глубина 7 метров)
- самый широкий в мире пролив (Дрейка)
- самое глубокое озеро мира (Байкал)
- самая многоводная река мира (Амазонка)
- самое древнее в мире озеро (Байкал, 30 млн.лет)
- какая российская река берет свое начало в Китае? (Иртыш)
- как называется наука об озерах (лимнология)
- почему в соленой воде легче плавать? (она тяжелее и с большей силой выталкивает погруженные в нее тела)
- как называют художника, изображающего морские пейзажи (моринист)
Танец “Снежинка”. Зрители, болельщики узнают, название какой из команд хотели выразить танцующие.
3 конкурс ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Задаются вопросы, задания сразу всем командам – отвечает тот, кто первым поднимает руку. Задания должны быть достаточно сложными.
Например:
– выбрать формулы веществ, которые реагируют с водой (показать 3 пары табло формул – по одной для команды. Каждой команде предоставляется шанс заработать свои баллы)
– представить табло-названия заливов – к какому океану они относятся?
И другие задания. Если не отвечают команды, может помогать зал.
Жюри просчитывает количество верных ответов (+1 бал – за верный ответ)
Танец “Водопад”. Зрители, болельщики узнают, название третьей команды по характеру танца. При затруднении в ответе – зачитывается загадка:
С высоты большой срываясь,
Грузно он ревет.
И о камни разбиваясь,
Пеною встает.
Ведущий:
“Вода была и остается музой, источником вдохновения поэтов, художников, композиторов, ученых-естествоиспытателей и философов. Много интересного о воде могут изложить нам представители команд.”
4 конкурс: ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДЕ
Команды представляют свое домашнее задание, которое они готовили, консультируясь с предметниками. (Примеры сообщений прилагаются). Интересные сведения о явлениях в природе, связанные с водой изложены, например, в книге В.Мезенцева “Энциклопедия чудес”, “Знание” 1983г. Например: “Демоны моря” (о тайфунах), “Вода и жизнь”, “Чем грозит ливень?”, “Реки на дне морском” и др. статьи.
Приложение:
1. В человеке среднего роста содержится в среднем пять ведер воды. Без воды невозможно гниение и разложение растительных и животных организмов. Вода обладает громадной силой и способностью к разрушению. Гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю воды огромной скорости, режущую не только дерево (без опилок), но и горные породы.
2. Чем большую часть воды в растительных организмах связывают коллоиды, тем лучше растения сопротивляются морозу и засухе.
Без воды в зеленом листе не могут образоваться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.
3. Велико природообразующее значение воды:
- Фиическое выветривание горных пород: вымывание, уплотнение, накопление.
- Химическое выветривание: при взаимодействии воды происходят химические процессы с активными веществами почв, горных пород (кислород, углекислоты?соли)
- Вода – среда жизни основной биомассы планеты.
- Вода совершает круговорот, обеспечивая обмен влагой суши и океана.
- Вода – основной скульптор рельефа.
- Вода очищает землю от продуктов жизнедеятельности человека.
- “Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека. Рисунок речной сети напоминает структуру кровеносной системы. Вода переходит из одного компонента в другой, перенося различные химические вещества с суши на море, с моря на сушу. Из почвы в растения и обратно” (Н.Алисов, И.Куина и др. “Физическая география”, Айрис, 2003г).
Оценка по 5-балльной шкале.
5 конкурс (заключительный): КОЛЬЦОВКА ПЕСЕН И СТИХОВ О ВОДЕ
В песне (куплет) должна упоминаться вода или ее любое состояние. (+1 балл за песню, “последняя” команда получает дополнительно 2 балла).
Примеры стихов:
“На войне в пыли холодной,
В летний зной и холода,
Лучше нет простой, природной
Из колодца, из пруда.
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки какой угодно,
Из ручья, из-подо льда –
Лучше нет воды холодной. –
Лишь вода б была, вода. А.Твардовский2. Вода благоволила литься!
Она блистала столь чиста.
Что ни напиться,
Ни умыться,
И это было не спроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало,
И рыбы жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой.
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало чистой
Дистиллированной воде! А.Мартынов
Подведение итогов, награждение команд.
Заканчивается конкурс музыкальным номером – песней “Айсберг” из репертуара А.Пугачевой (исполняет ученица 8 класса или использовать фоногрумму)
Список используемой литературы:
- Н.Алисов, А.Кузина “Физическая и экономическая география мира” Айрис, 2003 г.
- И.Д.Агеев “Веселая география на уроках и праздниках” Творческий центр, М.2004 г.
- В.Н.Андреева “Предметная неделя географии в школе” Феникс, Ростов-на-Дону, 2005 г.
- Т.П.Герасимова. С.В.Мясникова “Общая география”, Спецлит, С.Петербург, 2001 г.
- Детская энциклопедия “Я познаю мир”. Океан. М., 2000 г.
- Методический журнал “Химия в школе” №№ 2.4 за 2005 г.
- “Экология животных” 7 класс, Вентана-Граф” п/р Н.Черновой, М., 2006 г.