Логарифмические уравнения и неравенства

Разделы: Математика


Цели:

Развивающие

  • усвоение ведущих идей на основе широкой систематизации знаний;
  • продолжение формирования у учащихся представлений об уравнениях и неравенствах как математическом аппарате решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики;
  • закрепить умение использования аналитического и графического языков для описания математических ситуаций;
  • формирование представлений о математической модели мира;
  • выявление общих закономерностей.

Образовательные

  • обобщение типов и методов решения логарифмических уравнений и неравенств;
  • развитие практических умений решения уравнений и неравенств данного вида;
  • подготовка к экзаменам;
  • обобщение понятий и свойств по теме.

Воспитательные

  • формирование у учащихся мотивации к учебному труду.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока

I Вводное слово учителя:  
  Сегодня обобщающий урок по теме "Логарифмические уравнения и неравенства", а это значит, что герой урока сегодня - логарифм.

И, конечно, главное внимание - её величеству Логарифмической функции.

В это время на интерактивной доске один из учеников схематически изображает график функции у = logах в зависимости от основания а.

Для эффекта графики можно поместить в круг на затенённом фоне на краю доски, а учитель художественным пером после описания учеником некоторых свойств функции ставит ему оценку на данном этапе урока.

II Воспроизведение опорных знаний. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.  
  - свойства логарифмической функции;

- логарифмические тождества;

- типы уравнений и методы их решений;

- тренинг-практикум поэтапного решения с определением типа уравнения, выбора метода решения и формул решения, в том числе попробовать выбрать ответ наудачу (везение, удача - немаловажны), при этом получить весёлую реакцию компьютера (эмоциональный фон урока)

Работа с озвученным музыкальным диском Л.Я.Боревского "Курс математики для школьников и абитуриентов", КомпьюЛинк, 98
  - десятичный и натуральный логарифмы

"Говоря о логарифмах, мы особое внимание уделим десятичному и натуральному логарифмам". Комментарий учителя во время работы с диском.

Работа с диском "Школа Кирилла И Мефодия". Урок 18.

Кадры:

  • Эйлер,
  • Десятичный логарифм,
  • Натуральный логарифм

(две части).

  Примеры решения уравнения и системы уравнений решения с последующим прослушиванием комментирования диктором решения задач с теоретическим обоснованием этапов решения. Работа с диском "Алгебра 10-11класс. БукаСофт. Виртуальный наставник", задачи №7, №11.
III Закрепление и усвоение системы знаний в ходе выполнения практических заданий.  
  Решение заданий из сборников экзаменационных задач. Открытое решение заданий. Работа на досках:
  • меловой,
  • фломастерной,
  • интерактивной
  Работа на компьютерах. Диски "Курс математики Л.Я.Боревского", "Компьютерный тренинг по математике, часть 2. А.А. и А.П. Ивановых",

тест 55, №21-23.

Тест 54 при наличии времени.

IV Примеры логарифмических спиралей в природе и деятельности человека. Презентация, подготовленная одним из учеников по материалам Интернет-сети. (с комментированием слайдов)
V Домашнее задание Тест 53. Решённые дома задания учащиеся электронными носителями скидывают в свои папки на компьютеры в классе. Программа этих дисков позволяет оценить работу по нескольким параметрам: объём работы, время, скорость выполнения, отклонение от рекомендуемого уровня.
VI Объявление оценок учащимся. На доске решения очевидны, программа теста на дисках также дает оценку результата сразу.  
VII Итог урока.  

Презентация

Некоторые образцы заданий для работы на досках

I. Решить уравнения

1) log2x + logx2 =

Ответ: х = ; х = 8.

2) 1 - log9(x + 1)2 = log

Ответ: х = -7, х = -2, х = 1.

3) log(3*-*)=x +log13.

Ответ: х = -1.

4) 5*х+ 2=24 

Ответ: х = 9.

5) lg(4-x) +lg(4-x)lg(x+)=2lg(x+)

Ответ: х = , х = 0, х = +.

6)logx = -2

Ответ: х =

II. Решить неравенства

1) log(x+2) > log(1-x)

Ответ: -2 <x < -; < x < 1

2) log(8x)

Ответ: 0 < x < ; 2.

3)

Ответ: , 1<x

4) log () < 1

Ответ: (0;3))

5) log> 1

Ответ: (-3;1)

Диски, используемые на уроке.