Цель: экологическое воспитание учащихся.
Задачи:
- воспитание любви к родной природе, её красоте;
- формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
- формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение;
- осуществлять патриотическое воспитание;
- способствовать воспитанию любви к природе;
Ход занятия
- Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся в храм природы (слайд № 4). Презентация
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её!
- Основная часть.
- Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна … (Слайд № 5)
Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя.
В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин ещё не изобрели, вошло в обиход выражение “ борьба с природой”. В наш век соотношение сил “ человек – природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи. Забота о земле, лесах реках, чистом воздухе, флоре и фауне – главное дело. Наша Родина должна стать экологически чистой . (Слайд № 6)
Давайте определим, что же такое экология (слайд № 7).
Экология , это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания , об окружающей среде .
Рассмотрим некоторые экологические проблемы: (слайд № 8)
- загрязнение вод;
- уничтожение лесов;
- загрязнение воздуха;
- деградация земель.
15 % территории России экологически неблагоприятны, особенно это касается крупных промышленных городов (слайд № 9).
Экологическая ситуация России в цифрах:
- На каждого жителя России ежегодно добывается примерно 42 тонны горной массы, из них 13 тонн идёт в отвалы.
- Газопылевые выбросы составляют 0, 48 тонны.
- Выделение двуокиси углерода от сжигания ископаемого топлива 3,5 тонны.
- Сбрасывается 184 тонны загрязнённой воды.
- Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн.га лесов, 80% лесных пожаров происходит по вине человека .
А ведь леса производят 80 – 90% кислорода, необходимого для жизни на планете.
А теперь посмотрим, велика ли наша планета (слайд № 10).
Возьмём, к примеру, яблоко. Представим, что эта наша Земля. Делим его на четыре части: три из них – это вода . Берём четвёртую маленькую часть поделим ещё, то получим кусочек “ земли”, где люди не живут, а ещё одну восьмую делим на три части : две частицы (города, леса дороги) – земля, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве . А теперь ещё срежем кожицу – это будет плодородный слой почвы . А мы, порой , чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, вскопанное, засеянное … Раз, другой перешли, и вот уже почва перестаёт быть плодородной, и на ней в этом месте ничего не растёт (слайд № 11-14).
Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.
(Слайд № 15).
“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем” (слайд № 16).
- Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать долее двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет, стекло – 1000 лет?
(Слайд № 17- 20)
- Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. так появились экологические пословицы и поговорки.
Задание: подобрать вторую часть поговорки.
- Много снега - много хлеба.
- Лес да растение - зверю спасение.
- Лес и воды - краса природы.
- Враг природы тот, кто лес не бережёт.
- Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре. (Слайд № 21)
- 22 марта – Всемирный день воды.
- 1 апреля - Международный день птиц.
- 22 апреля- День Земли.
- 5 июня - Всемирный день окружающей среды.
- Подведение итогов и домашнее задание.
- Давайте же вспомним, что такое ЭКОЛОГИЯ.
- Какие меры необходимо принимать, чтобы сохранить экологическое равновесие в природе?
- Составить маршрутный лист (путь от дома к школе) с указанием экологических нарушений. (Слайд № 22).