Экологический калейдоскоп «Земля – наш общий дом»

Разделы: Начальная школа


Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • воспитание любви к родной природе, её красоте;
  • формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
  • формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение;
  • осуществлять патриотическое воспитание;
  • способствовать воспитанию любви к природе;

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправимся в храм природы (слайд № 4). Презентация

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её!

  1. Основная часть.

- Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна … (Слайд № 5)

Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя.

В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин ещё не изобрели, вошло в обиход выражение “ борьба с природой”. В наш век соотношение сил “ человек – природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи. Забота о земле, лесах реках, чистом воздухе, флоре и фауне – главное дело. Наша Родина должна стать экологически чистой . (Слайд № 6)

Давайте определим, что же такое экология (слайд № 7).

Экология , это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания , об окружающей среде .

Рассмотрим некоторые экологические проблемы: (слайд № 8)

  • загрязнение вод;
  • уничтожение лесов;
  • загрязнение воздуха;
  • деградация земель.

 15 % территории России экологически неблагоприятны, особенно это касается крупных промышленных городов (слайд № 9).

Экологическая ситуация России в цифрах:

  • На каждого жителя России ежегодно добывается примерно 42 тонны горной массы, из них 13 тонн идёт в отвалы.
  • Газопылевые выбросы составляют 0, 48 тонны.
  • Выделение двуокиси углерода от сжигания ископаемого топлива 3,5 тонны.
  • Сбрасывается 184 тонны загрязнённой воды.
  • Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн.га лесов, 80% лесных пожаров происходит по вине человека .

А ведь леса производят 80 – 90% кислорода, необходимого для жизни на планете.

А теперь посмотрим, велика ли наша планета (слайд № 10).

Возьмём, к примеру, яблоко. Представим, что эта наша Земля. Делим его на четыре части: три из них – это вода . Берём четвёртую маленькую часть поделим ещё, то получим кусочек “ земли”, где люди не живут, а ещё одну восьмую делим на три части : две частицы (города, леса дороги) – земля, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве . А теперь ещё срежем кожицу – это будет плодородный слой почвы . А мы, порой , чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, вскопанное, засеянное … Раз, другой перешли, и вот уже почва перестаёт быть плодородной, и на ней в этом месте ничего не растёт (слайд № 11-14).

Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.

(Слайд № 15).

“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем” (слайд № 16).

- Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать долее двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет, стекло – 1000 лет?

(Слайд № 17- 20)

- Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. так появились экологические пословицы и поговорки.

Задание: подобрать вторую часть поговорки.

  •  Много снега - много хлеба.
  • Лес да растение - зверю спасение.
  • Лес и воды - краса природы.
  • Враг природы тот, кто лес не бережёт.

- Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре. (Слайд № 21)

  • 22 марта – Всемирный день воды.
  • 1 апреля - Международный день птиц.
  • 22 апреля- День Земли.
  • 5 июня - Всемирный день окружающей среды.
  1. Подведение итогов и домашнее задание.
  • Давайте же вспомним, что такое ЭКОЛОГИЯ.
  • Какие меры необходимо принимать, чтобы сохранить экологическое равновесие в природе?
  • Составить маршрутный лист (путь от дома к школе) с указанием экологических нарушений. (Слайд № 22).

Презентация