Цели:
- Обучение способам работы с информацией: внимание, анализ, способность выводить из полученных фактов новую информации.
- Развитие логического мышления:
- выявление общего признака для группы предметов; признака,
- общего для всех предметов, кроме одного (поиск «лишнего» предмета);
- формирование умения давать определения;
- объединение объектов во множества и установление взаимно-однозначных связей между их элементами; умение делать выводы из установленных связей (табличный способ).
- Развитие алгоритмического мышления: выработка умений разбивать задачу на отдельные этапы, четко определять и записывать отдельные команды из системы команд изученного исполнителя.
- Воспитание бережного отношения к компьютеру.
Дидактическое обеспечение:
- картинки на бумаге: ведро, банка, сахарница, кувшин, бидон;
- предметы: бутылка, стакан, чашка, кружка, графин;
- записи и схемы на доске;
- карточки для учеников.
Программное обеспечение: программный комплект «Переливашка» из ИСС
ХОД УРОКА
I. Разминка
На доске рисунки: ведро, банка, сахарница, кувшин, бидон.
В столбик слова: лимонад, компот, кофе, варенье, сок.
Вопросы для обсуждения:
- Как называются предметы, изображенные на рисунках? (Перечисление)
- Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда)
- Какой предмет можно назвать «лишним»? (Сахарница)
- Почему? (Сахарница предназначена для сыпучих продуктов, а все остальные для жидкостей)
- Как можно назвать одним словом оставшиеся предметы? (Сосуды, емкости)
- Кто может дать определение понятию «сосуд»? (Сосуд – это посуда для жидкости)
- А теперь прочтите следующие слова: лимонад, компот, кофе, варенье, сок. Что это? (Пища, продукты питания)
- Какое слово здесь можно назвать «лишним», хотя все они являются продуктами питания? (Варенье)
- Почему? (Все, кроме варенья можно выпить)
- Каким общим понятием можно объединить оставшиеся слова? (Жидкости, напитки)
- Какое понятие шире? Все ли жидкости являются напитками? Приведите пример. (Керосин, бензин, подсолнечное масло)
- Кто может дать определение понятия «напиток»? (Напиток – это жидкость, которую можно выпить)
- Итак, на рисунках изображены сосуды; слова обозначают жидкости. Существует ли связь между рисунками и словами, которые мы рассмотрели? (Сосуды предназначены для хранения жидкостей)
П. Табличное решение логической задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств, (карточка)
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода.
Известно, что:
- вода и молоко не в бутылке;
- сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;
- в банке не лимонад и не вода;
- стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.
В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Ученики получают карточку, читают ее и отвечают на вопросы учителя.
1. Как называется такая задача?
2. О каких сосудах говорится в задаче?
3. Какие напитки в них налиты?
4. Что мы должны установить?
5. Что можно использовать для решения такой
задачи?
6. Сколько строк и столбцов будет в нашей таблице?
Ученики на заготовленной карточке заполняют таблицу и комментируют правописание слов.
7. Что будет в верхней левой клетке таблицы?
8. Названия каких напитков мы запишем в первый
столбец?
9. Названия каких напитков мы запишем в первую
строку?
Молоко |
Лимонад |
Квас |
Вода |
|
Бутылка | ||||
Стакан | ||||
Кувшин | ||||
Банка |
10. Анализируем 1-е высказывание поставить знак
«–»?
11. Анализируем 2-е высказывание поставить знак
«–»?
12. Анализируем 3-е высказывание поставить знак
«–»?
13. Анализируем 4-е высказывание поставить знак
«–»?
2-е и 4-е высказывание моделируется с помощью рисунков и надписей.
14. Какие знаки («–» или «+») и почему можно поставить в пустых клетках?
Окончательно таблица имеет вид:
Молоко |
Лимонад |
Квас |
Вода |
|
Бутылка | – |
+ |
– |
– |
Стакан | – |
– |
– |
+ |
Кувшин | + |
– |
– |
– |
Банка | – |
– |
+ |
– |
15. Кто может сделать вывод по заполненной таблице?
Физкультминутка
Игра «Ночь»
III. Знакомство с задачами о переливаниях
Ученики получают карточку с условием задачи:
16. Как, имея 2 сосуда емкостью 5 и 8 литров, набрать из водопроводного крана 3 литра воды?
Давайте рассмотрим задачу. Как бы вы стали
выполнять переливания?
На доске заранее заготовлена таблица. После
короткого устного обсуждения записывается
алгоритм переливаний в виде следующей таблицы:
Сосуд А – емкостью 5 литра
Сосуд Б – емкостью 8 литров
№ команды | Откуда |
Куда |
Сколько литров |
1 |
из крана |
сосуд Б |
8 |
2 |
сосуд Б |
сосуд А |
5 |
17. Как, имея 2 сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литра воды?
Сосуд А – емкостью 3 литра
Сосуд Б – емкостью 5 литров
Сосуд В – емкостью 10 литров
№ команды |
Откуда |
Куда |
Сколько литров |
1 |
из крана |
сосуд Б |
5 |
2 |
сосуд Б |
сосуд В |
5 |
3 |
из крана |
сосуд Б |
5 |
4 |
сосуд Б |
сосуд А |
3 |
5 |
сосуд Б |
сосуд В |
2 |
Физкультминутка
IV. Повторение правил работы на компьютере
V. Знакомство с программой
– Вы будете работать с программой, которая называется «Переливашка».
Объяснение окна программы.
VI. Подведение итогов
– Что нового узнали?
– Что мы делали на уроке?
– О чем были все наши задачи?
– Какими способами мы их решали?
– Какой способ решения задачи вам понравился
больше всего?