"Незнающие пусть научатся, а знающие
вспомнят ещё раз"
(Античный афоризм)
Цели урока:
- научить учащихся самостоятельно добывать знания путём рационального использования различных источников информации (учебники, научно-популярная литература, материалы периодической печати, интернет) и применять полученные знания; устанавливать причинно - следственные связи между строением, свойствами и использованием веществ на основе изученных теорий,
- продолжить развитие экспериментальных навыков по определению качественного состава солей, используемых как минеральные удобрения,
- развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда.
Методы и методические приемы: самостоятельная работа учащихся с научно-популярной литературой, подготовка сообщений и презентаций, выполнение лабораторного эксперимента, диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, текущий контроль знаний с помощью теста, индивидуально-дифференцированных заданий.
Предварительная подготовка.
За неделю до проведения семинара учащиеся получают вопросы и задания для подготовки (приложение 1)
Учащиеся по группам готовят ответы на вопросы и задания. Организована проектная деятельность учащихся по изучению этих веществ, их роли в жизни человека и общем круговороте веществ живой и неживой природы, а отчёты о проделанной работе подготовлены в виде презентаций.
Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков.
Форма проведения: урок-семинар.
Оборудование и реактивы:
- на столах учащихся - таблицы элементов Д. И. Менделеева, растворимости солей, кислот и оснований в воде, карточки с заданиями, тесты, учебник, справочная литература;
- наборы химических реактивов в лотках по вариантам: растворы KNO3, AgNO3, NH4NO3, K3PO4, NaOH, спиртовка, спички, стаканчик с водой, штатив с пробирками.
Ход урока-семинара
Ребята, мы закончили изучение темы: "Подгруппа азота". Цель нашего урока-семинара - обобщить ваши знания по теме.
План семинара:
I. Химические элементы.
II. Простые вещества.
III. Важнейшие соединения элементов.
-Итак, 1 вопрос.
Учащиеся рассказывают о положении элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов, строении и свойствах их атомов. На основе теории строения атомов поясняют: а) в чём проявляется сходство элементов азота и фосфора, б) чем эти элементы отличаются один от другого. Делают вывод. Нахождение в природе, роль и значение по презентации (приложение 2).
-2 вопрос по презентации (приложение 3)
Учащиеся рассказывают о физических свойствах азота и фосфора, строении кристаллических решеток. Отвечают на вопрос: "Азот встречается в природе в соединениях и в свободном виде, а фосфор только в соединениях. Чем это объясняется?"
Проводится тестовая работа по вариантам (приложение 4).
Ответы слайд №1.
-3 вопрос.
В книге выдающегося писателя сатирика Дж.Свифта "Путешествие Гулливера"есть описание академии Ладаго: "В его распоряжении были две большие комнаты, загромождённые самыми удивительными диковинками, 50 помощников работали под его руководством. Они сгущали воздух, в сухое плотное вещество, извлекая из него селитру:". Напишите цепочку превращений, в результате которых из воздуха и воды можно получить аммиачную селитру.
Пока один ученик составляет цепочку у доски, на местах проводится игра в "крестики - нолики".
Ответы слайды №2,№3.
Учащиеся делают вывод о кислотных свойствах оксидов азота (V) и фосфора(V), свойствах кислот как электролитов. Далее анализируется цепочка превращений.
- Рассмотрим окислительные свойства азотной и фосфорной кислот.
2 ученика у доски выполняют задание:
а) Напишите уравнения реакций, протекающих между медью и разбавленной азотной, а также концентрированной азотной кислотой. Покажите переход электронов и укажите окислитель и восстановитель.
б) Как взаимодействует фосфорная кислота с металлами? Приведите примеры. Покажите переход электронов и укажите окислитель и восстановитель.
На местах выполняется индивидуально-дифференцированное задание из приложения.
Затем проверяются ответы у доски.
Учащиеся делают вывод:
-Фосфорная кислота является окислителем в реакции с металлами за счет ионов водорода(H+). Азотная кислота - более сильный окислитель за счет N+5
Выполняется экспериментальное задание приложение. Затем обсуждается ход распознавания фосфатов и солей аммония, запись ионных уравнений на доске.
Применение кислот и их солей по презентации.
- Вы провели огромную работу по обобщению знаний о веществах жизни и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, еще раз убедились в единстве живой и неживой природы.
Отметки за семинар.
Всем спасибо за работу!
Приложение 1:
Вопросы для подготовки к семинару:
"Азот и фосфор элементы жизни".
Положение элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов, строение и свойства их атомов. Нахождение в природе, роль и значение.
- Физические свойства азота и фосфора, строение молекул.
- Химические свойства простых веществ.
- Высшие оксиды азота и фосфора.
- Физические свойства кислот.
- Химические свойства азотной и фосфорной кислот: а) общие, б) специфические.
- Применение солей азотной и фосфорной кислот.
Задания
1) На основе теории строения атомов поясните: а) в чём проявляется сходство элементов азота и фосфора, б) чем эти элементы отличаются один от другого.
2) Перечислите известные вам физические свойства азота, белого и красного фосфора. Азот встречается в природе в соединениях и в свободном виде, а фосфор только в соединениях. Чем это объясняется?
3) Опишите химические свойства азота и фосфора, связав их с положением элементов в периодической таблице.
4) Кислотный характер высших оксидов азота и фосфора.
5) Перечислите физические свойства азотной и фосфорной кислот.
6) Свойства азотной кислоты как электролита и как окислителя. Фосфорная кислота и три ряда её солей.
7) Охарактеризуйте роль азота и фосфора как основных питательных элементов в жизни растений.
Приложение 2 (презентация "Нахождение азота и фосфора в природе")
Приложение 3 (презентация "Физические свойства азота и фосфора")
Приложение 4:
Тестовые задания по теме: "Азот и фосфор"
I вариант
Азот проявляет положительную степень окисления в соединениях:
а) N2; б) NH4Cl; в) KNO3.
2.Какое вещество называется "бурый газ"
а) NH3 , б) NO2, в) NO.
3. В реакции N2+3H2 > 2NH3 окислителем является:
а) NH3; б) H2; в) N2.
4. Кристаллическая решётка азота:
а) молекулярная; б) атомная; в) ионная.
5. Окислительные свойства сильнее выражены у:
а) N; б) C; в) P.
вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ответ |
Тестовые задания по теме: "Азот и фосфор"
II вариант
Фосфор проявляет отрицательную степень окисления в соединениях:
а) P2O5; б) Ca3P2; в) Na3PO4.
2. Какой вид фосфора отвечает формуле P4
а) белый, б) красный, в) чёрный.
3. В реакции 4P+5O2> 2P2O5 восстановителем является:
а) P2O5; б) O2; в) P.
4.Кристаллическая решётка белого фосфора:
а) ионная; б) атомная; в) молекулярная.
5.Восстановительные свойства сильнее выражены у:
а) Cl; б) P; в) N.
вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ответ |
Игра в "крестики-нолики".
Поиграйте в "крестики-нолики". Покажите выигрышный путь из соединений, вступающих в реакцию с:
а) P2O5; б) HNO3 (как электролитом)
Cl2 | H2SO3 | N2 |
CuO | KOH | Na2CO3 |
SO3 | Cu | ZnCl2 |
H2O | CO2 | Fe |
O2 | CaO | H2SO4 |
CuSO4 | HCl | NaOH |
Свойства азотной кислоты (как окислителя).
Индивидуально-дифференцированное задание.
(первый уровень).
Расставьте методом электронного баланса коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:
Ag + HNO3 (разб) > AgNO3 + NO + H2O
(второй уровень).
Вставьте в схему ОВР формулу пропущенного вещества и уравняйте её методом электронного баланса:
Ag + HNO3 (конц) >AgNO3 +:+ H2O
(третий уровень).
Допишите схему химической реакции и расставьте коэффициенты в ней методом электронного баланса:
Zn + HNO3 (конц) >
Экспериментальное задание.
I вариант
В колхоз привезли аммонийную и калийную селитры, очень похожие по внешнему виду минеральные удобрения. Агроному надо внести под томаты удобрения, содержащие калий. Как различить эти удобрения? Проделайте опыты, напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
II вариант
Докажите опытным путём, что образец калийной селитры содержит примесь комплексного удобрения- фосфата калия. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.