Урок-семинар в 9-м классе по теме "Азот и фосфор — элементы жизни"

Разделы: Химия


"Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз"
(Античный афоризм)

Цели урока:

  • научить учащихся самостоятельно добывать знания путём рационального использования различных источников информации (учебники, научно-популярная литература, материалы периодической печати, интернет) и применять полученные знания; устанавливать причинно - следственные связи между строением, свойствами и использованием веществ на основе изученных теорий,
  • продолжить развитие экспериментальных навыков по определению качественного состава солей, используемых как минеральные удобрения,
  • развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда.

Методы и методические приемы: самостоятельная работа учащихся с научно-популярной литературой, подготовка сообщений и презентаций, выполнение лабораторного эксперимента, диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, текущий контроль знаний с помощью теста, индивидуально-дифференцированных заданий.

Предварительная подготовка.

За неделю до проведения семинара учащиеся получают вопросы и задания для подготовки (приложение 1)

Учащиеся по группам готовят ответы на вопросы и задания. Организована проектная деятельность учащихся по изучению этих веществ, их роли в жизни человека и общем круговороте веществ живой и неживой природы, а отчёты о проделанной работе подготовлены в виде презентаций.

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок-семинар.

Оборудование и реактивы:

  • на столах учащихся - таблицы элементов Д. И. Менделеева, растворимости солей, кислот и оснований в воде, карточки с заданиями, тесты, учебник, справочная литература;
  • наборы химических реактивов в лотках по вариантам: растворы KNO3, AgNO3, NH4NO3, K3PO4, NaOH, спиртовка, спички, стаканчик с водой, штатив с пробирками.

Ход урока-семинара

Ребята, мы закончили изучение темы: "Подгруппа азота". Цель нашего урока-семинара - обобщить ваши знания по теме.

План семинара:

I. Химические элементы.

II. Простые вещества.

III. Важнейшие соединения элементов.

-Итак, 1 вопрос.

Учащиеся рассказывают о положении элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов, строении и свойствах их атомов. На основе теории строения атомов поясняют: а) в чём проявляется сходство элементов азота и фосфора, б) чем эти элементы отличаются один от другого. Делают вывод. Нахождение в природе, роль и значение по презентации (приложение 2).

-2 вопрос по презентации (приложение 3)

Учащиеся рассказывают о физических свойствах азота и фосфора, строении кристаллических решеток. Отвечают на вопрос: "Азот встречается в природе в соединениях и в свободном виде, а фосфор только в соединениях. Чем это объясняется?"

Проводится тестовая работа по вариантам (приложение 4).

Ответы слайд №1.

-3 вопрос.

В книге выдающегося писателя сатирика Дж.Свифта "Путешествие Гулливера"есть описание академии Ладаго: "В его распоряжении были две большие комнаты, загромождённые самыми удивительными диковинками, 50 помощников работали под его руководством. Они сгущали воздух, в сухое плотное вещество, извлекая из него селитру:". Напишите цепочку превращений, в результате которых из воздуха и воды можно получить аммиачную селитру.

Пока один ученик составляет цепочку у доски, на местах проводится игра в "крестики - нолики".

Ответы слайды №2,№3.

Учащиеся делают вывод о кислотных свойствах оксидов азота (V) и фосфора(V), свойствах кислот как электролитов. Далее анализируется цепочка превращений.

- Рассмотрим окислительные свойства азотной и фосфорной кислот.

2 ученика у доски выполняют задание:

а) Напишите уравнения реакций, протекающих между медью и разбавленной азотной, а также концентрированной азотной кислотой. Покажите переход электронов и укажите окислитель и восстановитель.

б) Как взаимодействует фосфорная кислота с металлами? Приведите примеры. Покажите переход электронов и укажите окислитель и восстановитель.

На местах выполняется индивидуально-дифференцированное задание из приложения.

Затем проверяются ответы у доски.

Учащиеся делают вывод:

-Фосфорная кислота является окислителем в реакции с металлами за счет ионов водорода(H+). Азотная кислота - более сильный окислитель за счет N+5

Выполняется экспериментальное задание приложение. Затем обсуждается ход распознавания фосфатов и солей аммония, запись ионных уравнений на доске.

Применение кислот и их солей по презентации.

- Вы провели огромную работу по обобщению знаний о веществах жизни и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, еще раз убедились в единстве живой и неживой природы.

Отметки за семинар.

Всем спасибо за работу!

Приложение 1:

Вопросы для подготовки к семинару:

"Азот и фосфор элементы жизни".

Положение элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов, строение и свойства их атомов. Нахождение в природе, роль и значение.

  • Физические свойства азота и фосфора, строение молекул.
  • Химические свойства простых веществ.
  • Высшие оксиды азота и фосфора.
  • Физические свойства кислот.
  • Химические свойства азотной и фосфорной кислот: а) общие, б) специфические.
  • Применение солей азотной и фосфорной кислот.

Задания

1) На основе теории строения атомов поясните: а) в чём проявляется сходство элементов азота и фосфора, б) чем эти элементы отличаются один от другого.

2) Перечислите известные вам физические свойства азота, белого и красного фосфора. Азот встречается в природе в соединениях и в свободном виде, а фосфор только в соединениях. Чем это объясняется?

3) Опишите химические свойства азота и фосфора, связав их с положением элементов в периодической таблице.

4) Кислотный характер высших оксидов азота и фосфора.

5) Перечислите физические свойства азотной и фосфорной кислот.

6) Свойства азотной кислоты как электролита и как окислителя. Фосфорная кислота и три ряда её солей.

7) Охарактеризуйте роль азота и фосфора как основных питательных элементов в жизни растений.

Приложение 2 (презентация "Нахождение азота и фосфора в природе")

Приложение 3 (презентация "Физические свойства азота и фосфора")

Приложение 4:

Тестовые задания по теме: "Азот и фосфор"

I вариант

Азот проявляет положительную степень окисления в соединениях:

а) N2; б) NH4Cl; в) KNO3.

2.Какое вещество называется "бурый газ"

а) NH3 , б) NO2, в) NO.

3. В реакции N2+3H2 > 2NH3 окислителем является:

а) NH3; б) H2; в) N2.

4. Кристаллическая решётка азота:

а) молекулярная; б) атомная; в) ионная.

5. Окислительные свойства сильнее выражены у:

а) N; б) C; в) P.

вопрос 1 2 3 4 5
ответ          

Тестовые задания по теме: "Азот и фосфор"

II вариант

Фосфор проявляет отрицательную степень окисления в соединениях:

а) P2O5; б) Ca3P2; в) Na3PO4.

2. Какой вид фосфора отвечает формуле P4

а) белый, б) красный, в) чёрный.

3. В реакции 4P+5O2> 2P2O5 восстановителем является:

а) P2O5; б) O2; в) P.

4.Кристаллическая решётка белого фосфора:

а) ионная; б) атомная; в) молекулярная.

5.Восстановительные свойства сильнее выражены у:

а) Cl; б) P; в) N.

вопрос 1 2 3 4 5
ответ          

Игра в "крестики-нолики".

Поиграйте в "крестики-нолики". Покажите выигрышный путь из соединений, вступающих в реакцию с:

а) P2O5; б) HNO3 (как электролитом)

Cl2 H2SO3 N2
CuO KOH Na2CO3
SO3 Cu ZnCl2
H2O CO2 Fe
O2 CaO H2SO4
CuSO4 HCl NaOH

Свойства азотной кислоты (как окислителя).

Индивидуально-дифференцированное задание.

(первый уровень).

Расставьте методом электронного баланса коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:

Ag + HNO3 (разб) > AgNO3 + NO + H2O

(второй уровень).

Вставьте в схему ОВР формулу пропущенного вещества и уравняйте её методом электронного баланса:

Ag + HNO3 (конц) >AgNO3 +:+ H2O

(третий уровень).

Допишите схему химической реакции и расставьте коэффициенты в ней методом электронного баланса:

Zn + HNO3 (конц) >

Экспериментальное задание.

I вариант

В колхоз привезли аммонийную и калийную селитры, очень похожие по внешнему виду минеральные удобрения. Агроному надо внести под томаты удобрения, содержащие калий. Как различить эти удобрения? Проделайте опыты, напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

II вариант

Докажите опытным путём, что образец калийной селитры содержит примесь комплексного удобрения- фосфата калия. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.