1.1. Общие представление о плоскостопии
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Основная цель начального образования - развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. в соответствии с принципом природосообразности. Примерно 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению только совместными усилиями отца, матери, врача, учителя.
По данным Министерства образования РФ, от 80 до 90% поступающих в первый класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, до45% первоклассников – с нарушениями психического развития, соматическими осложнениями, социально и педагогически запущенных. Среди детей, пришедших в первые классы, каждый третий имеет патологию позвоночника. К концу школы в выпускных классах всего лишь 4% выпускников здоровы. На состояние здоровья детей влияют социальные условия, экология, медицинское обслуживание, но свою лепту вносит и школа. За ней от 20% до 40% отрицательных влияний на здоровье. Это делает данную проблему о плоскостопии наиболее актуальной и злободневной.
Именно школа должна сформировать у детей мотивацию на хорошее здоровье, внушить им, что оно – элемент национальной культуры.
По данным ВОЗ здоровье индивидуума на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от состояния окружающей среды, 20% - влияние наследственности, 10% - здравоохранения.
Для улучшения здоровья детей нужно влиять на все четыре составляющих, основная из которых – обучение и следование принципам здорового образа жизни подрастающего поколения как носителя здоровья нации в будущем.
Плоскостопие “деформация стопы, которая заключается в уменьшении высоты её продольных сводов”. Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокие расстройства здоровья и даже приводят к инвалидности.
Очень часто такие проблемы как нарушения осанки и походки, мышечный дисбаланс, болевые ощущения в ногах и спине появляются у детей уже при имеющемся плоскостопии, и являются одним из его последствий. Только о наличии начальной деформации стоп родители не догадываются. Тогда как благополучная, здоровая и правильно развитая стопа - это не только опора, но и надежда ребёнка на здоровье в будущем.
Помимо биологически активных точек и зон на подошвенной поверхности, связанных со всеми органами и системами, особого внимания и уважения заслуживает строение стопы. Уникальное строение человеческой стопы можно сравнить с талантливым инженерным решением при строительстве, например, моста, где все конечности учтены, размеры просчитаны, соединения деталей надёжны, запас прочности обеспечен на десятилетия – и всё это с учётом предпологаемых огромных нагрузок. Своды стопы выдерживают серьёзные испытания при самых разнообразных, и не всегда благоприятных, условиях: вес тела плюс тяжёлые сумки, неудобная обувь плюс длительная ходьба, высокий каблук плюс многочасовая статическая нагрузка, спортивные тренировки плюс повышенная влажность с перегревом, и т.п.
Надёжность сводов стопы обеспечена взаимодействием образующих их структурных единиц: костей, мышц, и связок. Своды стопы – это ни что иное, как амортизаторы, которые существенно уменьшают неблагоприятные воздействия при ходьбе или прыжках на весь организм, и на позвоночник в частности.
Благодаря сводчатому строению, эти нагрузки разумно распределяются по всей стопе в поперечном и продольном направлениях. Формирование стопы может продолжаться до 16 лет. Из этого следует, что детская стопа – “сооружение” незрелое, и для правильного развития её требуются определённые условия.
Плоскостопие, как я уже и отмечала, это деформация стопы, при которой происходит уплощение сводов (ориентир для определения продольного свода – внутренний край стопы, для поперечного – линия вдоль основания пальцев).
По характеру деформации различают 2 вида плоскостопия (или их сочетание):
1) поперечное
- уплощается поперечный свод стопы: передний отдел упирается на головки пяти плюсневых костей (в норме только на I и V)
- длина стоп уменьшается
2) продольное
- уплощение продольного свода
- почти вся площадь подошвы контактирует с полом.
Приблизительно до 4-5 летнего возраста у детей в норме определяются элементы плоской стопы.
Спровоцировать же развитие плоскостопия как патологии у детей могут, прежде всего, факторы, ослабляющие мышечно-связочный аппарат стопы:
- избыточный вес
- ношение неудобной обуви
- нерациональные нагрузки
- травмы стопы и голеностопного сустава
- некоторые врождённые состояния (косолапость)
- тяжёлые инфекции (полиомиелит) и их осложнения
- перенесённый в детстве рахит
Бороться уже с имеющимся плоскостопием не просто. Процесс этот и длительный, и трудоёмкий, и порой требует немалых материальных вложений. Особенно тогда, когда патологический процесс зашёл далеко.
На что же следует обратить внимание в первую очередь? Обсудим две проблемы: обувь, которую носит ребёнок, а так же упражнения, предупреждающие развитие патологии.
Ношение неправильно выбранной обуви и неуважение к ногам может спровоцировать развитие деформации стопы, особенно в периоды роста. Начиная с первых шагов ребенка, неопытные родители совершают ошибки при выборе для него обуви, заглядываясь на модные и красивые модели. Но принципы подбора оптимально подходящих вариантов для детей перекликаются с выбором обуви и для взрослых: сначала “удобно” и “качественно”, и лишь затем “модно” - иначе здоровью ног будет нанесён вред.
Учатся ходить малыши в ботиночках – важен высокий задник для фиксации голеностопного сустава, поэтому сандалики и туфельки для освоения столь хитрой науки как ходьба не подходят. Первые “домашние ботиночки” должны быть мягкие – из натуральной кожи или каблука, и иметь минимальное количество внутренних швов. В жёсткой обуви ребёнок будет чаще падать, цепляясь за незначительные препятствия из-за невозможности согнуть ножку внутри ботинка.
Ношение тесной обуви ведёт к нарушению кровоснабжения стоп, затруднённому и венозному и лимфооттоку. Необходимо обратить внимание на ножку ребёнка, снявшего обувь после прогулки: если на коже отпечатался со всеми подробностями рельеф колготок или внутренние швы ботинка – покупка была неудачной, и обувь необходимо сменить. Длительное невнимание родителей к подросшей стопе, в результате чего она продолжительное время упирается в носок обуви, приводит к деформации пальцев.
Необходимо запасать сменную обувь для ребёнка: это даёт возможность ноге отдохнуть от привычного положения, а обуви – хорошенько проветриться. Хождение во влажных туфельках или тапках – залог предстоящей встречи с грибковыми заболеваниями кожи стоп и ногтей.
Теперь обратим внимание на супинаторы – приспособление для коррекции заботе о состоянии сводов стопы. Они бывают встроены в уже готовую обувь, или специально изготавливаются и дополнительно вкладываются. При обоснованно прозвучавшем диагнозе “плоскостопие” и серьёзных деформациях стопы, а также сопутствующих этому мигренях или болях в ногах и спине, ношение супинаторов – вкладышей (ортезов) становится вещью обязательной на длительное время или навсегда.
Для плоской стопы характерно опухание продольного или поперечного вола. При этом ходьба и бег нарушаются, а в дальнейшем появляются другие неприятные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.
В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя её часть не касается земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы. Обычно плоскостопие в запущенных случаях сопровождается отклонением большого пальца наружу. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании её тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов стопы.
Таким образом, основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу её естественной гибкости.
Различают врождённое и приобретённое плоскостопие. Приобретённое, в свою очередь, подразделяется на рахитическое, паралитическое, травматическое плоскостопие.
Наиболее часто встречается приобретённое плоскостопие, и в подавляющем большинстве случаев в форме статического плоскостопия. Важность борьбы с плоскостопием в детском возрасте, так как плоскостопие у взрослых образуется в результате предрасположения к нему в детском возрасте, отсутствия мер и его профилактики и своевременного лечения средствами физической культуры.
Как обнаружить плоскостопие? Учитель, может заметить какие – то отклонения в стопах ребёнка: косолапость, отклонения стоп наружу или внутрь при ходьбе или стоянии. Иногда ребёнок сам может пожаловаться на боль в икроножных мышцах, на подошве в области свода стопы. Страдающие плоскостопием ходят, развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками; у них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв обуви.
Для профилактики плоскостопия большое значение имеют специальные физкультурные приёмы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры и элементы спортивных игр – волейбола, баскетбола и т.д. Если ребёнок достаточно закален, то он может заниматься физическими упражнениями босиком. Ребёнок получит несказанное удовольствие и заодно выполнит прекрасное упражнение не только против плоскостопия, но для улучшения кровообращения в ногах.
В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод. Рекомендуется носить удобную обувь и не допускать чрезмерных нагрузок на ноги.
Следует обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе и в положении стоя. Ходьба с разведёнными носками перегружает край стопы и, следовательно, ведёт к её деформации. Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказывается и на состояние опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности.
Борьба с развивающейся нервно – мышечной недостаточностью является основным условием для успешной профилактики и лечения плоскостопия.
1.2 Методы профилактики плоскостопия
Помощь предупредить плоскостопие у младших школьников могут регулярные занятия коньками, лыжами. Тем же, у кого нет возможности для таких тренировок, рекомендуем специальные упражнения.
Систематические занятия специальными корригирующими физическими упражнениями способствует развитию и укреплению мышц, связок и суставов, участвующих в нормальной работе сводов стопы.
Мы рекомендуем следующие физические упражнения (выполнять их следует босиком):
- Стоя прямо за спиной стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
- Сидя на стуле, упереться ступнями в пол, ступни параллельно друг другу на ширине плеч. Пальцами ног, захватить какой – нибудь предмет (кусочек ткани, носовой платок, спичечный коробок и т.д.) и, не отрывая пяток от пола, передвигать этот предмет справа налево, пока обе стопы не повернуться пальцами внутрь.
- Положить на пол деревянный брусок (толщиной со среднюю книгу). Встать на края бруска так, чтобы пятки упирались в него, а пальцы – в пол. Медленно подниматься на носки и также опускаться в и.п.
- Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ноги мячик (для настольного тенниса или меньше).
- Походить 1-2 минуты на носочках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы.
- Сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты. Разводить колени в стороны, поднимая пятки от пола и поворачивая подошвы внутрь, сжать ступни.
- Стоя, попробуйте развести пальцы как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение.
- Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (6-8 раз)
- Ходьба на наружных сводах стоп, руки на поясе (30-60 с).
- Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и.п. (10-15 раз).
- Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в и.п. (10 раз).
- Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и.п. (6-8раз).
- Стоя, правая (левая) нога впереди носка левой (правой) (след в след). Подняться на носки (8-10 раз).
- Стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь (8-10 раз).
- Стоя на носках, повернуть пятки кнаружи и вернуться в и.п. (8-10 раз).
- Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы (8-10 раз).
- Стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях, вернуться в и.п. (6-8раз)
- Упор, стоя на четвереньках. Передвигаться небольшими шагами вперёд (10-15 с). Тоже прыжками “зайчиком”.
- Ходьба в полуприседе (30-40 с).
- Стоя, поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
- Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4-6 раз.
- Стоя, поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
- Стоя (под каждой стопой теннисный мяч), подкатывать мяч пальцами ног к пятке, не понимая её.
- Ходьба на носках “крадучись” (в полуприседе), носки внутрь.
- Ходьба “гусиным” шагом.
- Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходить (30-40с).
- Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки с возвращением в и.п.
- Лёжа на спине, поочерёдно оттягивать носки (подошвенное сгибание) с одновременным поворотом стопы внутрь.
- И.п. – то же, но оттягивать носки одновременно.
- Лёжа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать).
- То же, но другой ногой.
- Лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочерёдно отрывать пятки от пола.
- То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола).
- Лёжа на правом боку, Нои вытянуты. Сгибать левую ногу в коленном суставе. Оттягивать носок (подошвенное сгибание в голеностопном суставе), усиливать сгибание с помощью руки.
- То же, но в положении на левом боку.
- Лёжа на животе, руки на полу, носки повёрнуты внутрь. Поднимать голову и туловище (как при упражнениях для мышц спины) с поворотом стоп внутрь.
- Лёжа на животе, руки в пол, ноги вместе, носки оттянуты и повёрнуты внутрь. Перейти в упор, лёжа с опорой на тыльную поверхность стоп и наклоном туловища вперёд.
- Сидя на полу (без тапочек), колени подтянуты. Захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить её влево, затем вправо.
- Сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширину ладони. Носки и пальцы ног взять “на себя” и повернуть наружу.
В первые занятия достаточно включить только 3-4 специальных упражнения для различных групп мышц. В дальнейшем можно увеличивать их число до шести. Каждое упражнение следует повторять вначале 4-6 раз, затем число повторений постепенно увеличивается до 10.
1.3. Цель, задачи исследования.
Целью своего исследования явилась разработка методов профилактики плоскостопия у младших школьников на уроках физической культуры.
В соответствии с целью исследования в своей работе я поставила следующие задачи:
- Разработать методику профилактики деформации стопы и укрепления мышц голени у младших школьников;
- Реализовать методику профилактики деформации стопы и голени;
- Подобрать тесты для реализации констатирующего эксперимента;
- Провести среди родителей “ликбез” по профилактике и лечению плоскостопия.
Методы исследования
В работе были использованы следующие методы исследования:
- малогрупповой метод исследования.
- ежедневная специальная гимнастика.
- изучение материалов городских исследований с целью получения материалов о здоровье школьников.
- изучение медицинских и педагогических источников и литературы.
Организация исследования
Исследования проводились в три этапа:
1-й этап: изучение литературных источников, наблюдение, изучение материалов городских исследований, где получалась информация о состоянии здоровья школьников.
2-й этап: Были созданы две группы: Медицинская (экспериментальная) и контрольная. Проводились испытания малогрупповым методом в медицинской группе.
3-й этап: Были проведены специальные профилактические упражнения, предложенные в предыдущем параграфе.
Комплекс профилактических упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.
Результаты констатирующего эксперимента.
Прежде всего, были проанализированы физические показатели детей медицинской группы. Результаты обследования отражены в таблице 1.
Таблица 1.
ФИ ребёнка | Результаты исследования (вес, кг) |
Приз Татьяна | 30 |
Сесько Вячеслав | 28 |
Червяткин Илья | 26 |
Подсадний Николай | 27 |
Трондина Екатерина | 38 |
Саукова Ектерина | 25 |
Дерябина Яна | 27 |
Ющенко Алёна | 35 |
Мартыневский Илья | 34 |
Марченко Валерия | 31 |
Вычисление средней арифметической:
М = (30 + 28 + 26+ 35+31 +34+3 +38 +25 + 27+ 33)\ 10 = 274
Вычисление среднего квадратного отклонения:
Сигма корень из с\n -1 = 5,5
Вычисление средней ошибки средней арифметической:
М = сигма корень из n = 5,5 \ корень из 10 = 1,8.
По данным исследования мы видим, что масса тела не соответствует возрастным особенностям детей. Следовательно, плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса тела, тем больше нагружается стопа, тем более вероятность развития плоскостопия.
Результаты анализа: М = 274
Квадрат среднего отклонения:5,5
Ошибка средней арифметической: 1,8.
1.4. Результаты проведенного эксперимента
На протяжении 2 месяцев использовалась разработанная методика, проводя с младшими школьниками специальные упражнения. Результаты использования методики отражены в Таблице 2.
Таблица 2.
Результаты использования методики
ФИ ученика | Результаты |
Приз Татьяна | 32 |
Сесько Вячеслав | 29 |
Червяткин Илья | 31 |
Подсадний Николай | 32 |
Трондина Екатерина | 36 |
Саукова Екатерина | 28 |
Дерябина Яна | 30 |
Ющенко Алёна | 33 |
Мартыневский Илья | 31 |
Марченко Валерия | 30 |
Вычисление средней арифметической:
М = 32,4
Вычисле7ие среднего квадратного отклонения:
Сигма = корень из с/n -1 = 1,9
Вычисление средней ошибки средней арифметической:
М + сигма корень из n = 10 = 0, 06.
М1 –М2\ корень из (м2 – м2 в квадрате) = 274 – 32, 4\18 = 2,7
2,7 больше 2,3
В таблицы занесены данные детей после занятий лечебной гимнастикой. Данные таблицы показывают, что вес детей варьируется от 29 до 32 кг. Затем значительный результат у пятерых человек, вес которых за процесс обуче6ния значительно уменьшился.
М = 32,4
Среднее квадратное отклонение равно 1,9, ошибка средней арифметической равна 0,06. Данный метод позволил указать на эффективность использованной меотодики.
Вывод
Контрольные плантограммы, проводимые мной плоская часть стопы уменьшилась, ухудшения не наблюдалось. У всех ребят улучшилось самочувствие. Дети эмоциональны, подвижны.
Проведение всех этих мер позволяет говорить о снижении заболеваемости в целом. На сегодняшний день эти данные таковы: снизился показатель пропусков по болезни одним ребёнком в году с 7,4 до 6,4 дней.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребёнка на протяжении года позволяют считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств был достаточно или недостаточно эффективен. В случае неэффективности метода он пересматривается, корректируется, дополняется.
Хочется более подробно остановиться на некоторых методах оздоровления детей, которые мной разработаны, дополнены, скорректированы, апробированы и дают положительные результаты.
Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребёнка. Как было сказано выше, я дополнила, “усилила” модель двигательной активности оздоровительными мероприятиями. Я ввела у себя лечебную гимнастику. Именно лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия. Понимала и понимаю до сих пор, что самое важное состоит в том, каким образом дети будут воспринимать занятия ЛФК. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения ребёнка.