Цель урока:
- повторение и обобщение изученного материала по световым явлениям;
- развитие умения коллективной работы, применять полученные знания в решении физических задач и использовать их на практике.
Подготовка к уроку.
- Класс разбиваем на две команды.
- Команды выбирают своих капитанов.
Оборудования и материалы:
- собирающая и рассеивающая линзы,
- карточки с заданиями.
Ход урока
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительный мир световых явлений. Мы узнали, что свет-это лучистая энергия, поступающая в глаз и делающая окружающее видимым. Теперь вы можете ответить на вопросы:
Для чего одежду сталеваров изготавливают из блестящей ткани?
Зачем водители в темное время суток при встрече машин переключают фары с дальнего света на ближний?
Для чего при съемках внутри зданий фотографы применяют белые экраны?
Почему, оценивая на глаз глубину любого водоема, мы ошибаемся?
Представляю членов жюри (лаборант, двое старшеклассников), а также капитанов команды "Луч" и"Свет".
За каждый конкурс команды получают баллы, учитываются активность членов команды, соблюдение дисциплины, доброжелательное отношение к другой команде.
1-й конкурс. Разминка. Предлагаю отгадать загадки и ответить на следующие вопросы:
1. Какое физическое явление (объект) отражено в загадке?
2. Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке ?
- Что в сундуке запереть нельзя? (Свет).
- Придет в дом - не выгонишь колом, пора придет- сам уйдет. (Световой луч).
- Попутчица за мною ходит вслед, мне от нее ни зла ни пользы нет. (Тень).
- И языка нет, а правду скажет, (Зеркало).
- Перед нами- вверх ногами, перед тобой- вверх головой. (Отражение в воде).
- Поднялись врата, всему миру красота.(Радуга).
- Своих глаз нет, а другим видеть помогает.(Очки).
- Во мне играет чистая вода, хотя я сух.
Во мне сверкает огонь, хотя я и не жгуч.
я стою много золота, хотя и вешу мало. (Бриллиант).
2-й конкурс "Знаешь ли ты физические термины ?". В этом конкурсе команды получают карточки с кроссвордами и решают его.
Кроссворд 1.
1. Точка, в которой собираются все лучи, прошедшие через собирающую линзу; 2. Частично освещенное пространство; 3. Единица измерения оптической силы линзы; 4. Один из основных элементов оптических приборов; 5. Вид предмета на экране; 6. Излучение,видимое глазом; 7. Оптический прибор, позволяющий рассматривать предметы, находящиеся на большом расстоянии от наблюдателя (бинокль); 8. Раздел физики, в котором изучаются световые явления; 9. Оптический прибор, образующий изображение предмета путем отражения падающих на него лучей. Рис. 1
Кроссворд 2.
1. Прибор для демонстрации опытов по оптике, 2. Оптический прибор, действующий благодаря преломлению света, 3. Точка, в которой собирает лучи, параллельные ее оптической оси, 4. Вид линзы, 5. Свойство лучей света, проходящий через линзу, 6. Оптический прибор, действующий благодаря отражению света, 7. Вид линзы, 8. Характеристика источника света. Рис. 2
Если ребята заполнят строки правильно, то на первом кроссворде в выделенной горизонтальной полосе появится название оптического явления (отражение). На втором кроссворде в выделенном вертикальной полосе прочтут название единицы оптической силы линзы (диоптрия).
Конкурс 3. Конкурс экспериментаторов. Команды получают карточки с заданиями решить экспериментальные задачи :
1. Имеются две линзы с равным поперечником: одна-собирающая, вторая- рассеивающая. Как определить, какая из них обладает большей оптической силой, не прибегая к помощи никаких приборов?
Ответ: Следует сложить обе линзы вплотную. Если полученная система будет действовать как собирающая линза, оптическая сила собирающей линзы больше. В противном случае большей оптической силой обладает рассеивающая линза.
2. Лист бумаги размером 15*15 см расчертить карандашом на квадратики (2*2мм) и раскрасить в шахматном порядке в два цвета- желтый и голубой. Показать этот лист сначала издалека, а затем вблизи. В первом случае он кажется зеленым. Объясните явление.
Ответ: Если раскрашенный лист находится далеко, то изображения соседних желтых и голубых квадратиков укладываются на одном светочувствительном элементе сетчатки глаза и поэтому дают ощущение, соответствующее смешанному свету.
Учитывается смекалка, изобретательность, находчивость членов команд.
Конкурс 4. Конкурс эрудитов. Команды по очереди отвечают на вопросы:
1. Почему тени, даже при точечном источнике света, никогда не бывают вполне темными?
Ответ: Область тени освещается отраженными от окружающих предметов лучами света.
2. Почему окна домов днем кажутся темными?
Ответ: Прозрачные окна отражают меньше света, чем стены домов,
3. На рецепте врача написано: очки +1,5 Д. Расшифруйте, какие это очки и для каких глаз?
Ответ: Очки для дальнозорких глаз, оптическая сила +1,5 дптр.
4. Почему мы видим не только яркий серп Луны, но и частично ту ее область, на которую не попадают прямые солнечные лучи?
Ответ: Мы видим часть темной области Луны, потому что она освещается солнечными лучами, отраженными от земной атмосферы.
Конкурс 5. Конкурс капитанов. Капитаны команд "Свет" и "Луч" решают задачи у доски.
Задача 1. Оцените минимальную высоту плоского зеркала, установленного вертикально в комнате, чтобы, став перед ним, не меняя положения головы, видеть свое изображение во весь рост. (0,5 высоты своего роста).
Задача 2. Лучи пучка проходят систему из двух тонких собирающих линз с различными фокусными расстояниями. Как расположены линзы этой системы, если по выходу из нее лучи пучка остаются параллельными? (Линзы расположены так, что главные фокусы их совпадают).
В это время члены каждой команды получают карточки с задачами на построение изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзами.
Подведение итога. Жюри подводит итог игры, выставляются оценки.
Литература:
1. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К. Физика вокруг нас. - М.: Дом педагогики,1998.
2. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.- М.: Наука, 1979.
3. Лукашик В.И. Физическая олимпиада. -М.: Просвещение, 1987.
4. Тихомирова С.В. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. -М.: Новая школа, 2002.