Цель: Освоение правила выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих все арифметические действия.
Тип урока: "открытие" новых знаний.
Задачи:
Обучающие:
- Вывести правило порядка действий в выражениях со скобками, содержащих все арифметические действия, формировать способность к его практическому использованию.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес, внимание, математическую зоркость, вычислительные навыки;
- Способствовать формированию мотивации к математике.
Воспитывающие:
- Воспитывать эстетическое восприятие окружающего, чувства любви к городу
- Формировать. коммуникативные навыки при работе в группах.
- Оборудование: учебник "Математика, 2 класс" (автор: Л.Г.Петерсон), видео, мультимедийные слайды, карточки.
I. Организационное начало
У:
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
А урок наш непростой
С городом ведь связан он.
Задачи будем мы решать,
Выраженья вычислять.
Здесь открытия вас ждут
И скучать вам не дадут.
Я желаю вам удачи
И большой самоотдачи.
II. Актуализация знаний
У: Итак, в путь!
1. Перед вами два ряда чисел. Сравните их.
- Что вы заметили?
(Слайд №1)
9 | 7 | 3 | 10 | 11 | 2 | 4 | 1 | 5 | 8 | 6 |
54 | 42 | 18 | 60 | 66 | 12 | 25 | 6 | 30 | 48 | 36 |
Дети: Второй ряд чисел получен из первого умножением на 6, ошибка в записи:
4 · 6 = 24
У: Исправляем 25 на 24.
(Слайд №2)
54 | 42 | 18 | 60 | 66 | 12 | 24 | 6 | 30 | 48 | 36 |
е | з | в | ц | к | о | о | н | к | н | у |
У: Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
На карточке в тетради расположите числа данной строки в порядке возрастания и расшифруйте очень родное и близкое слово.
Какое слово получилось?
Дети;
Н | о | в | о | к | у | з | н | е | ц | к |
6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 | 66 |
У: С какой буквы пишется это слово?
Дети: Названия городов пишутся с большой буквы.
(Самоконтроль по слайду)
У: Проверьте по слайду правильность выполнения задания.
(Слайд №3)
У: Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?
Дети:
1) Таблицу умножения на 6.
2) Правильно выстроить порядок возрастания
У :На линейке достижений поставьте "+", если задание выполнено верно.
Не знаю ____ ?___ Знаю
(ученики выставляют знак на карточке в тетради))
(Слайд №4)
У.: Вот и ответ на ваше задание. (Фото города.)
Возникновение проблемной ситуации
2) На доске записано выражение, найдите его значение:
40 + 24 : 4 * 3
Объяснение учащимися решения выражения
24 : 4 = 6
6 * 3 = 18
40+18=58
У.: Какое правило вы использовали?
Д.:В выражениях без скобок сначала выполняют умножение и деление, затем сложение и вычитание.
(Слайд №5)
Задание на индивидуальных листках.
40-32 : (40 : 5) * 6+ 3 * (48 :6)
У.: Решите его. (Ученики выполняют задание)
- Что у вас получилось? (Заслушиваются варианты ответов)
- В чём затруднение?
Д.: Не знаем правила по вычислению значений выражений со скобками.
- Значит какая тема урока?
(Слайд №6) «Порядок действий выражениях со скобками».
III. "Открытие" нового знания.
У: Чему мы будем учиться на уроке?
Д: Определять порядок действий в выражениях со скобками и вычислять их.
Поиск решения
У: Образовали группы, выбрали своих инструкторов.
На карточках вы определите порядок работы при решении выражений со скобками.
- Подумайте, какие есть у вас предложения по поиску решения? С чего начать?
Ученики фиксируют алгоритм в опорном конспекте, работая в группах.
- Выполнить сложение и вычитание.
- Выполнить умножение и деление.
- Выполнить действие в скобках.
(Слайд №7)
Представители групп объясняют свои алгоритмы(поэтапно появляется алгоритм)
1. Выполнить действие в скобках.
2. Выполнить умножение и деление.
3. Выполнить сложение и вычитание.
- В чём разница между решением выражений без скобок и со скобками? Объяснение учеников.
- Что нужно знать при решении тех и других выражений? (Правила.)
- Давайте проверим, правильно ли вы определили алгоритм.
Работа по учебнику, стр.33
Чтение правила вслух. (С опорой на слайд.)
Отгадайте загадку: "В примерах бывает, первое действие называет".
Ответ детей: "Скобки."
IV. Физминутка (2 мин.)
(Слайд №8)"Пришкольный участок"
- Мы часто приходим сюда отдыхать?
- Встали, начинаем физминутку (Песня "Маленькая страна")
Упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, улучшение кровообращения.
V. Первичное закрепление. С.33, з.2.
Запись на доске (2 ученика комментируют у доски, применяют правило)
У :Прочитайте задание: Что нужно сделать?
а) 6 * (33-25)= 6* 8 = 48
У: Что нужно помнить, чтобы правильно прочитать выражение?
Д.: Чтобы правильно прочитать выражение, надо назвать результат последнего действия и его компоненты
Карандашом отмечают дети последнее действие
1) Произведение числа 6 и разности чисел 33 и 25.(Ученики повторяют хором)
б) 54: (6+3)= 54 : 9= 6
2) Частное числа 54 и суммы чисел 6и 3. . (Ученики повторяют хором)
Выберите из предложенных схем те, которые подходят к выражениям.
(Слайд №9)
Д: Подходит первая схема, так как :..
У: Выставление отметок, комментирование выполненной работы.
Программа действий в буквенных выражениях, с.34, з.4.
(Слайд №7, 8)
Ученики комментируют, составляют план решения, контроль.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
С.34, з.5 (а, б)
(Слайд №9)
36: 4 + (47-39) * 5= 9+40= 49
(использование итоговых блоков)
40 - (45-31) : 7 - 8 * 4= 40-2-32=6
Самопроверка по слайду
VI. Физминутка. Работа со зрительным тренажёром.
VII. Включение в систему знаний и повторение
Решение задачи
У:Не только в выражениях мы встречаем скобки, но и при решении задач.
С.33, з.3(а)
- Прочитайте задачу про себя.
(Слайд №10)
- Вслух.
У:
- О каких яблоках идёт речь? О красных и жёлтых.
- Сколько красных яблок лежало на тарелке? (2)
- Сколько жёлтых? (4)
- А сколько было тарелок? (5)
- Какой главный вопрос задачи? Чтение вопроса.
Анализ задачи выполняет ученик у доски.
Решение задачи самостоятельно.
1 способ.
2 * 5+4 * 5= 30 (ябл.)
Ответ: 30 яблок на 5 тарелках.
(Слайд №11) Самопроверка по слайду.
У:А можно решить эту задачу другим способом? Ответы детей, анализ и решение задачи.
2 способ:
(2+4)*5=30(ябл.)
Ответ: 30 яблок на 5 тарелках.
У: В чём сходство и различие этих способов решения?
У: Какой способ рациональнее?
(Слайд №12)
Решение логической задачи.
В нашем городе есть культурные центры: драматический театр, кинотеатр "Пламя", кинотеатр "Коммунар". Они находятся на улицах : проспект Металлургов, ул Ленина, ул.Кирова. На какой улице расположен каждый культурный центр, если драматический театр находится не на улице Ленина и пр. Металлургов, а кинотеатр "Коммунар" стоит не на улице Ленина?
(Слайд №13)
Для решения задачи можно воспользоваться помощью таблицы, отмечая по горизонтали культурные центры, а по вертикали - улицы. Далее работать по условию задачи. Это позволяет поставить в каждой клетке "+" или "-".
Ученики объясняют решение с помощью использования таблицы.
ул.Ленина | ул.Кирова | пр.Металлургов | |
"Пламя" | + | - | - |
"Коммунар" | - | - | + |
Драматический театр | - | + | - |
У: Проверьте своё решение.
VIII. Домашнее задание.
У:Откройте дневники, запишите д/з.(по выбору)
1) С.33,з3 (б), с.34 (в)
2) С.35,з.11
3) По карточке (повторение нахождения площади и периметра прямоугольника)
(Слайд №14)
Вы узнаете название самой высокой горы, если выполните задание №11.
IX. Итог урока, рефлексия
(Слайд №5)
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какую мы ставили перед собой цель?
- Давайте решим выражение, которое мы не могли решить в начале урока.
40-32 : (40 : 5) * 6+ 3 * (48 :6)
Не знаю____?___Знаю
Отметьте на своих линеечках достижений своё понимание нашей темы.
- Что вам нужно знать, чтобы правильно решать выражения со скобками?
- Был ли урок интересным?
- Как вы думаете, правильно ли говорят: "Скобки - это регулировщик, показывающий, кому ехать первым" (метафора)
Если вы считаете, что на уроке вы не допустили ошибок, то можете взять жетон с умной совой.
Отметки (комментирование)
Я всех вас благодарю за работу на уроке.
Начали мы урок с задания о городе и заканчиваем его кадрами о своём красивом городе Новокузнецке.
(Кадры фильма о Новокузнецке)