Порядок действий в выражениях со скобками

Разделы: Начальная школа


Цель: Освоение правила выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих все арифметические действия.

Тип урока: "открытие" новых знаний.

Задачи:

Обучающие:

  • Вывести правило порядка действий в выражениях со скобками, содержащих все арифметические действия, формировать способность к его практическому использованию.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес, внимание, математическую зоркость, вычислительные навыки;
  • Способствовать формированию мотивации к математике.

Воспитывающие:

  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего, чувства любви к городу
  • Формировать. коммуникативные навыки при работе в группах.
  • Оборудование: учебник "Математика, 2 класс" (автор: Л.Г.Петерсон), видео, мультимедийные слайды, карточки.

I. Организационное начало

У:

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
А урок наш непростой
С городом ведь связан он.
Задачи будем мы решать,
Выраженья вычислять.
Здесь открытия вас ждут
И скучать вам не дадут.
Я желаю вам удачи
И большой самоотдачи.

II. Актуализация знаний

У: Итак, в путь!

1. Перед вами два ряда чисел. Сравните их.

- Что вы заметили?

(Слайд №1)

9 7 3 10 11 2 4 1 5 8 6
54 42 18 60 66 12 25 6 30 48 36

Дети: Второй ряд чисел получен из первого умножением на 6, ошибка в записи:

4 · 6 = 24

У: Исправляем 25 на 24.

(Слайд №2)

54 42 18 60 66 12 24 6 30 48 36
е з в ц к о о н к н у

У: Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

На карточке в тетради расположите числа данной строки в порядке возрастания и расшифруйте очень родное и близкое слово.

Какое слово получилось?

Дети;

Н о в о к у з н е ц к
6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66

У: С какой буквы пишется это слово?

Дети: Названия городов пишутся с большой буквы.

(Самоконтроль по слайду)

У: Проверьте по слайду правильность выполнения задания.

(Слайд №3)

У: Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

Дети:

1) Таблицу умножения на 6.

2) Правильно выстроить порядок возрастания

У :На линейке достижений поставьте "+", если задание выполнено верно.

Не знаю ____ ?___ Знаю

(ученики выставляют знак на карточке в тетради))

(Слайд №4)

У.: Вот и ответ на ваше задание. (Фото города.)

Возникновение проблемной ситуации

2) На доске записано выражение, найдите его значение:

40 + 24 : 4 * 3

Объяснение учащимися решения выражения

24 : 4 = 6

6 * 3 = 18

40+18=58

У.: Какое правило вы использовали?

Д.:В выражениях без скобок сначала выполняют умножение и деление, затем сложение и вычитание.

(Слайд №5)

Задание на индивидуальных листках.

40-32 : (40 : 5) * 6+ 3 * (48 :6)

У.: Решите его. (Ученики выполняют задание)

- Что у вас получилось? (Заслушиваются варианты ответов)

- В чём затруднение?

Д.: Не знаем правила по вычислению значений выражений со скобками.

- Значит какая тема урока?

(Слайд №6) «Порядок действий выражениях со скобками».

III. "Открытие" нового знания.

У: Чему мы будем учиться на уроке?

Д: Определять порядок действий в выражениях со скобками и вычислять их.

Поиск решения

У: Образовали группы, выбрали своих инструкторов.

На карточках вы определите порядок работы при решении выражений со скобками.

- Подумайте, какие есть у вас предложения по поиску решения? С чего начать?

Ученики фиксируют алгоритм в опорном конспекте, работая в группах.

  • Выполнить сложение и вычитание.
  • Выполнить умножение и деление.
  • Выполнить действие в скобках.

(Слайд №7)

Представители групп объясняют свои алгоритмы(поэтапно появляется алгоритм)

1. Выполнить действие в скобках.

2. Выполнить умножение и деление.

3. Выполнить сложение и вычитание.

- В чём разница между решением выражений без скобок и со скобками? Объяснение учеников.

- Что нужно знать при решении тех и других выражений? (Правила.)

- Давайте проверим, правильно ли вы определили алгоритм.

Работа по учебнику, стр.33

Чтение правила вслух. (С опорой на слайд.)

Отгадайте загадку: "В примерах бывает, первое действие называет".

Ответ детей: "Скобки."

IV. Физминутка (2 мин.)

(Слайд №8)"Пришкольный участок"

- Мы часто приходим сюда отдыхать?

- Встали, начинаем физминутку (Песня "Маленькая страна")

Упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, улучшение кровообращения.

V. Первичное закрепление. С.33, з.2.

Запись на доске (2 ученика комментируют у доски, применяют правило)

У :Прочитайте задание: Что нужно сделать?

а) 6 * (33-25)= 6* 8 = 48

У: Что нужно помнить, чтобы правильно прочитать выражение?

Д.: Чтобы правильно прочитать выражение, надо назвать результат последнего действия и его компоненты

Карандашом отмечают дети последнее действие

1) Произведение числа 6 и разности чисел 33 и 25.(Ученики повторяют хором)

б) 54: (6+3)= 54 : 9= 6

2) Частное числа 54 и суммы чисел 6и 3. . (Ученики повторяют хором)

Выберите из предложенных схем те, которые подходят к выражениям.

(Слайд №9)

Д: Подходит первая схема, так как :..

У: Выставление отметок, комментирование выполненной работы.

Программа действий в буквенных выражениях, с.34, з.4.

(Слайд №7, 8)

Ученики комментируют, составляют план решения, контроль.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

С.34, з.5 (а, б)

(Слайд №9)

36: 4 + (47-39) * 5= 9+40= 49

(использование итоговых блоков)

40 - (45-31) : 7 - 8 * 4= 40-2-32=6

Самопроверка по слайду

VI. Физминутка. Работа со зрительным тренажёром.

VII. Включение в систему знаний и повторение

Решение задачи

У:Не только в выражениях мы встречаем скобки, но и при решении задач.

С.33, з.3(а)

- Прочитайте задачу про себя.

(Слайд №10)

- Вслух.

У:

- О каких яблоках идёт речь? О красных и жёлтых.

- Сколько красных яблок лежало на тарелке? (2)

- Сколько жёлтых? (4)

- А сколько было тарелок? (5)

- Какой главный вопрос задачи? Чтение вопроса.

Анализ задачи выполняет ученик у доски.

Решение задачи самостоятельно.

1 способ.

2 * 5+4 * 5= 30 (ябл.)

Ответ: 30 яблок на 5 тарелках.

(Слайд №11) Самопроверка по слайду.

У:А можно решить эту задачу другим способом? Ответы детей, анализ и решение задачи.

2 способ:

(2+4)*5=30(ябл.)

Ответ: 30 яблок на 5 тарелках.

У: В чём сходство и различие этих способов решения?

У: Какой способ рациональнее?

(Слайд №12)

Решение логической задачи.

В нашем городе есть культурные центры: драматический театр, кинотеатр "Пламя", кинотеатр "Коммунар". Они находятся на улицах : проспект Металлургов, ул Ленина, ул.Кирова. На какой улице расположен каждый культурный центр, если драматический театр находится не на улице Ленина и пр. Металлургов, а кинотеатр "Коммунар" стоит не на улице Ленина?

(Слайд №13)

Для решения задачи можно воспользоваться помощью таблицы, отмечая по горизонтали культурные центры, а по вертикали - улицы. Далее работать по условию задачи. Это позволяет поставить в каждой клетке "+" или "-".

Ученики объясняют решение с помощью использования таблицы.

  ул.Ленина ул.Кирова пр.Металлургов
"Пламя" + - -
"Коммунар" - - +
Драматический театр - + -

У: Проверьте своё решение.

VIII. Домашнее задание.

У:Откройте дневники, запишите д/з.(по выбору)

1) С.33,з3 (б), с.34 (в)

2) С.35,з.11

3) По карточке (повторение нахождения площади и периметра прямоугольника)

(Слайд №14)

Вы узнаете название самой высокой горы, если выполните задание №11.

IX. Итог урока, рефлексия

(Слайд №5)

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую мы ставили перед собой цель?

- Давайте решим выражение, которое мы не могли решить в начале урока.

40-32 : (40 : 5) * 6+ 3 * (48 :6)

Не знаю____?___Знаю

Отметьте на своих линеечках достижений своё понимание нашей темы.

- Что вам нужно знать, чтобы правильно решать выражения со скобками?

- Был ли урок интересным?

- Как вы думаете, правильно ли говорят: "Скобки - это регулировщик, показывающий, кому ехать первым" (метафора)

Если вы считаете, что на уроке вы не допустили ошибок, то можете взять жетон с умной совой.

Отметки (комментирование)

Я всех вас благодарю за работу на уроке.

Начали мы урок с задания о городе и заканчиваем его кадрами о своём красивом городе Новокузнецке.

(Кадры фильма о Новокузнецке)

Презентация