Без стремления к научной работе
учитель неизбежно попадает во власть
трех педагогических демонов: механичности
рутинности, банальности.
А. Дистервег
16 лет – вот такой срок отделяет меня от того времени, когда я впервые переступила порог школы как учитель, имея в багаже институтские знания, напутствия моих родителей (тоже учителей) и еще, огромное желание стать Педагогом, Педагогом именно с большой буквы. Поднимаясь по лестнице профессионального роста, я постоянно убеждаюсь, что педагогическому коллективу наибольших результатов можно добиться, если в школе целенаправленно решается одна из самых первоочередных управленческих задач – формирование, сплочение, воспитание и развитие педагогического коллектива – главного субъекта обучения, воспитания и развития учащихся 1.
Объединяет педагогов в одну команду общее для всех “дело”, которое направлено на решение назревших проблем школы 2. Таким “делом” для коллектива Березниковской школы стала инновационная деятельность по трудовому и экологическому воспитанию школьников по теме “Личность. Природа. Деятельность”, а с 1 января 2007 года школа - муниципальная экспериментальная площадка по изучению реальности концептуально построенной модели выпускника школы: физически здоровой, духовно богатой, образованной творческой личности, адаптированной к современной жизни.
Практика Березниковской школы показывает, что инновации не могут быть навязанными коллективу, спущенными сверху. По определению М.М.Поташника3, любая школа проходит несколько этапов в своей жизнедеятельности: становление, функционирование и развитие. Развитие школы, в свою очередь, связано с созданием новой практики образования, а последняя и требует экспериментов. Это одна из главных причин нашего решения принять участие в эксперименте. В процессе выполнения SVOT-анализа 4 мы выделили и другие причины:
- Необходимость обновления содержания деятельности и оптимизации управления в условиях реформирования системы школьного образования, реализации основных направлении модернизации российского образования;
- Низкая мотивация учебной деятельности школьников и слабая сформированность ключевых умений и навыков учебного труда;
- Преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к образовательному процессу, недостаточный уровень профессионализма педагогов;
- Выполнение заказа общества, социума (в нашем случае - сельского социума, находящегося в условиях демографического и социльно-экономического спада).
----------------------------------------------------------------------------------------------
1Поташник М.М. Управление современной школой. – М., 1992. С. 100.
2 Макаренко А.С. Соч. в 7 тт. – М., 1958. Т. 5. – С. 181-182.
3Поташник М.М. Управление современной школой. – М., 1992. С. 134.
4Стратегический план развития школы в условиях изменении – Санкт-Петербург, 2002. С. 39.
Другими факторами выбора пути развития школы стали реальные возможности и условия школы и, самое главное, поддержка инновации большинством субъектов и образования: учеников (78%), педагогов (98%), родителей (75%) общественности (100%) (общешкольное собрание “Березниковская школа - открытая школа” (Протокол №1 от 12.11.06).
Программа инновационной деятельности “Личность. Природа. Деятельность” органично переплетается с другими целевыми подпрограммами: “Информатизация”, “Школа – территория здоровья”, “Семья”, которые составляют основные разделы в Программе развития школы на 2007-11 гг., в разработке которых я принимала самое активное участие.
На основании внутренних и внешних факторов коллектив сформулировал миссию школы: создание психолого-педагогических условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения выпускников в современных социально-экономических условиях.
Инновационная деятельность школы привело к изменению механизмов управления школой, его децентрализацию. Например, локальные акты, программы разрабатывают творческие группы, комиссия из состава всех структурных единиц работников школы распределяет стимулирующую часть зарплаты и др.
Другим, на мой взгляд, важным нововведением в инновационной школе является внедрение матричной системы управления, которая стала возможна вследствие активного освоения педагогами модульной технологии – метода проектов. Ученические проекты, проекты педагогов, родителей проходят через все четыре направления развития школы, наполняя жизнь школы духом общения и социальной значимости каждого. Разработанные проекты прошли независимую экспертизу на различных конкурсах, большинство из них получили гранты.
Научно-методический совет является органом, координирующим всю научно-методическую деятельность педагогического коллектива, школьных методических объединений: обеспечивает взаимосвязь педагогической науки с практикой, направляет и диагностирует инновационную работу педагогов, творческих групп, команд, способствует самореализации личности педагогов на основе непрерывного повышения квалификации.
В состав совета входят научный руководитель - Гилева Елена Анатольевна – старший преподаватель кафедры методики профессионального образования и трудового обучения, административный аппарат школы, руководители школьных и кустовых МО.
С 2007 года я занимаюсь новым для себя видом деятельности - управлением опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работой педагогического коллектива. Моими основными функциями являются регуляция и корректировка реализации основных направлений опытно-экспериментальной работы, анализ состояния и результативности опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы педагогического коллектива. Под моим руководством создаются творческие рабочие группы по выполнению исследовательских, проектных, конкурсных работ, по разработке программ, подпрограмм и т.д. Одна из главных моих задач – это мотивационная: создание для всех участников эксперимента условий для самовыражения, самореализации, саморазвития в процессе творческой деятельности.
Хотелось бы также выделить возрастание роли в школе общественно-государственных органов самоуправления, внедрение которых само по себе инновация.
С 2008 года в школе начали работу управляющий совет, которая регламентирует внутреннюю жизнь школы, и попечительский совет – распределяющий внебюджетные средства. Попечительский совет, председателем которой я являюсь, в данное время находится на стадии юридического оформления. Мое твердое убеждение: появление таких общественных органов управления – это не дань моде, а предопределенный процесс демократизации общества. Да и перед кем отчитываться директору школы, как не перед своим главным заказчиком и потребителем – перед родителями и учениками!
Наконец, важным фактором роста производительности труда педагога является наличие в школе положительного психологического микроклимата – индикатора эмоционального благополучия педагога, удовлетворенности взаимоотношениями с администрацией, защищенности его личности в коллективе. Данный вопрос у нас стоит на особом контроле. По изучению комфортности среды школы проводятся ежегодные опросы всех субъектов образования. Социльно-психологическая служба проводит оперативные мероприятия по устранению причин тревожных сигналов, выявленных при опросе.
Успешность всякого управления во многом зависит от качества контроля. Особенностью контроля над процессом развития экспериментальной площадки является тесное взаимодействие его с диагностированием, анализом, коррекцией развития. Эффективность механизмов управления отслеживается на основе муниципальной рейтинговой системы и педагогического мониторинга.
Вот уже два года педагогический коллектив работает в режиме инновационной деятельности. Вот те результаты, которые мне бы хотелось выделить:
- повышение качества образования учащихся за последние 3 года с 39,8 до 44.6 %%;
- проведение на базе ОУ краевого Фестиваля национальных школ “Сабактуй-2007” по теме “Взаимодействие школы и семьи” (2007 г.);
- II место на III национальном конкурсе “Лучшие российские программы для семьи” в номинации “Укрепление семейных традиций и межпоколенных связей” (г. Москва, 2006 г.);
- участие школы на Рождественских чтениях (г. Москва, 2008 г.);
- участие и призовые места на муниципальном конкурсе “Учитель года-2007” (4 участника, 1 призер - III место), “Учитель года - 2008” (7 участников, 2 призера – II, III места), “Учитель года - 2009” (8 участников);
- Диплом I степени Международного конкурса имени А.С.Макаренко (Москва, 2008 г.);
- Школа-победитель Национального конкурса ПНПО “Образование” (2008 г).
Программа развития школы прошла независимую экспертизу, а это говорит о том, что запуск эксперимента был правильным решением для развития педагогического коллектива. Инновационное управление процессом позволило вводимым новшествам быть понятыми и принятыми коллективом. Завершился ли у нас процесс создания эффективного педагогического коллектива? Однозначно, нет. У нас есть ряд нерешенных проблем, над которыми мы целенаправленно работаем. Но с полной уверенностью я могу сказать, что наш коллектив находится в процессе развития. И в недалеком будущем мы превратимся в команду единомышленников, в команду “играющих в одни ворота”.