План работы
1. Введение. Основная характеристика дифференцированного обучения.
2. Какие особенности и признаки должны учитываться при дифференцированном обучении.
3. Краткое описание методов и приёмов дифференцированного обучения.
4. Заключение. Итог.
1. Развивающее обучение обеспечивает реализацию индивидуального подхода к ученикам с учётом уровня их умственного развития (дифференцировать - расчленить, различить отдельное, частное при рассмотрении; индивидуальность - особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого).
Итак, дифференцированное обучение – это такое обучение, при котором основные компоненты учебного процесса (содержание, организационные формы, средства обучения и многое другое) осуществляется, прежде всего, с учётом особенностей личности учащегося.
2. В процессе обучения иностранному языку нужно учитывать:
- обучаемость, которая определяет характер психических процессов (память, восприятие, мышление и т.д.)
- обученность, т. е. уровень знаний и умений;
- работоспособность, трудолюбие, здоровье.
- уровень познавательной самостоятельности и активности;
- темп продвижения;
- отношение к учению, мотивация (познавательные интересы, потребности, эмоции);
- характер волевого развития;
- темперамент;
- возраст.
3. Дифференцированный подход к учащимся зависит от конкретных методов и приёмов обучения, направленных на расширение познавательной деятельности. Итак, в классе есть и сильные и слабые ученики. Если вести урок для “среднего” ученика, то сильные теряют интерес к учёбе – слишком просто, а слабые не слушают – очень трудно. В результате теряется интерес к учёбе. А ребёнок должен следить за ростом своего развития.
Вот здесь и нужно дифференцировать задания от простого к сложному. Какие же методы этому способствуют?
Для выполнения упражнения нужно:
- указать тип задания (правило), на которое опирается данное упражнение;
- дополнения к заданию ( чертежи, схемы, план);
- указание или приведение аналогичного упражнения, сделанного раньше;
- объяснить ход выполнения упражнения;
- навести на мысль с помощью ассоциаций;
- расчленить сложное задание на ряд элементарных;
- поставить наводящие вопросы;
- предупредить и указать возможные ошибки.
Возьмём конкретный пример: учитель дал задание рассказать о Берлине (монологическая речь) и дифференцирует его от слабого ученика к сильному (от простого задания к сложному).
Помимо методов и приёмов, обучению иностранным языкам также способствуют следующие условия:
- Уменьшение численности учащихся в классе.
- Условия для работы учителя.
- Оценивая ответ, нужно сравнивать работу ученика не только с успехами сверстников, но и его собственными достижениями, показывая, что уже удаётся хорошо, а над чем ещё нужно работать.
4. Итак, принцип дифференцированного обучения является важнейшим принципом оптимизации обучения, так как на практике это позволяет каждому ученику достичь максимально возможного на данном уроке.
Я уже на протяжении нескольких лет стараюсь дифференцировать обучение на своих уроках.
- Делю класс ( для себя) на три группы: слабые, средние и сильные.
- Составляю для каждой группы свои задания.
- Сложные задания комбинирую с игровыми моментами.
- Использую на уроках опоры, схемы, презентации.
Анализ результатов применения данного метода показывает:
- рост качественной успеваемости;
- отсутствие неуспевающих
- увеличение количества учащихся, сдающих экзамены по немецкому языку;
- стабильность занятия призовых мест в городских олимпиадах.