Дифференцированное обучение на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


План работы

1. Введение. Основная характеристика дифференцированного обучения.

2. Какие особенности и признаки должны учитываться при дифференцированном обучении.

3. Краткое описание методов и приёмов дифференцированного обучения.

4. Заключение. Итог.

1. Развивающее обучение обеспечивает реализацию индивидуального подхода к ученикам с учётом уровня их умственного развития (дифференцировать - расчленить, различить отдельное, частное при рассмотрении; индивидуальность - особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого).

Итак, дифференцированное обучение – это такое обучение, при котором основные компоненты учебного процесса (содержание, организационные формы, средства обучения и многое другое) осуществляется, прежде всего, с учётом особенностей личности учащегося.

2. В процессе обучения иностранному языку нужно учитывать:

  • обучаемость, которая определяет характер психических процессов (память, восприятие, мышление и т.д.)
  • обученность, т. е. уровень знаний и умений;
  • работоспособность, трудолюбие, здоровье.
  • уровень познавательной самостоятельности и активности;
  • темп продвижения;
  • отношение к учению, мотивация (познавательные интересы, потребности, эмоции);
  • характер волевого развития;
  • темперамент;
  • возраст.

3. Дифференцированный подход к учащимся зависит от конкретных методов и приёмов обучения, направленных на расширение познавательной деятельности. Итак, в классе есть и сильные и слабые ученики. Если вести урок для “среднего” ученика, то сильные теряют интерес к учёбе – слишком просто, а слабые не слушают – очень трудно. В результате теряется интерес к учёбе. А ребёнок должен следить за ростом своего развития.

Вот здесь и нужно дифференцировать задания от простого к сложному. Какие же методы этому способствуют?

Для выполнения упражнения нужно:

  • указать тип задания (правило), на которое опирается данное упражнение;
  • дополнения к заданию ( чертежи, схемы, план);
  • указание или приведение аналогичного упражнения, сделанного раньше;
  • объяснить ход выполнения упражнения;
  • навести на мысль с помощью ассоциаций;
  • расчленить сложное задание на ряд элементарных;
  • поставить наводящие вопросы;
  • предупредить и указать возможные ошибки.

Возьмём конкретный пример: учитель дал задание рассказать о Берлине (монологическая речь) и дифференцирует его от слабого ученика к сильному (от простого задания к сложному).

Помимо методов и приёмов, обучению иностранным языкам также способствуют следующие условия:

  1. Уменьшение численности учащихся в классе.
  2. Условия для работы учителя.
  3. Оценивая ответ, нужно сравнивать работу ученика не только с успехами сверстников, но и его собственными достижениями, показывая, что уже удаётся хорошо, а над чем ещё нужно работать.

4. Итак, принцип дифференцированного обучения является важнейшим принципом оптимизации обучения, так как на практике это позволяет каждому ученику достичь максимально возможного на данном уроке.

Я уже на протяжении нескольких лет стараюсь дифференцировать обучение на своих уроках.

  1. Делю класс ( для себя) на три группы: слабые, средние и сильные.
  2. Составляю для каждой группы свои задания.
  3. Сложные задания комбинирую с игровыми моментами.
  4. Использую на уроках опоры, схемы, презентации.

Анализ результатов применения данного метода показывает:

  • рост качественной успеваемости;
  • отсутствие неуспевающих
  • увеличение количества учащихся, сдающих экзамены по немецкому языку;
  • стабильность занятия призовых мест в городских олимпиадах.