ЦЕЛЬ УРОКА: способствовать формированию ключевых компетенций гражданского образования.
ЗАДАЧИ:
- Раскрыть сущность политических режимов, определить основные компоненты и разновидности, проанализировать уровень свободы личности в рамках различных политических режимов.
- Развивать коммуникативные способности учащихся, умения анализировать тексты учебных пособий. Выполнять задания по материалам ЕГЭ.
- Воспитывать творческие способности и критическое мышление учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: видеопроектор, экран, учебные пособия ("Обществознание", под. ред. Л. Н. Боголюбова, М., 2009 г., " Введение в политологию", К. С. Гаджиев, Г. В. Каменская и др., М., 1994г., " Политология", И. А. Афонин, Брянск, 2000г.).
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя и проверка готовности класса к уроку.
Мотивация: " Ещё в 6 веке до н. э. в Древней Греции состоялся разговор между рабом и рабовладельцем: " Знаешь ли ты, раб, что я могу поступить с тобой так, как захочу?" "да,- ответил раб, - я опутан оковами рабства, но мысли мои не знают оков". История не сохранила имени рабовладельца, а имя мудрого раба-Эзоп.
-О чём говорил знаменитый раб Эзоп?
Сейчас я предлагаю прочитать отрывок из письма П. Флоренского, арестованного в 1933г. органами НКВД.
(см. презентацию, слайд №1.)
-Выразите суть письма, одним словом.
(Дети называют "свобода")
Учитель пишет на доске слово "свобода" и задаёт вопрос:
-От чего зависит степень свободы в обществе?
(Дети отвечают "политическая система", учитель уточняет у учеников, что такое политическая система и каковы её функции в обществе)
Учитель обращает внимание на то, что на уроке ключевыми понятиями будут свобода и политическая система, и называет тему урока " Политические режимы и проблемы свободы личности".
Учитель просит учащихся назвать ассоциативный ряд к слову "свобода". Дети называют и вместе с учителем составляют кластер. Учитель предлагает учащимся посмотреть на кластер, представленный в презентации и сравнить с тем, что получилось у учащихся.
(см. презентацию, слайд №2)
Учитель предлагает учащимся использовать собственные ассоциации и информацию, представленную на слайде и составить определение слову "свобода".
(работа в группах 1 мин., после обсуждения представители групп озвучивают определение)
Учитель предлагает сравнить определение учащихся с определением, данным в словаре.
(см. презентацию, слайд №3)
Уточнив ключевые понятия темы урока, учитель просит учащихся сформулировать те задачи, которые необходимо решить на уроке. После обсуждения в группах учащиеся называют:
-Определить степень свободы личности в условиях различных политических режимов;
-Развивать коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Учитель с помощью презентации даёт информацию о политическом режиме и его компонентах.
(см. слайд №4 и №5.)
В современной политологии принято выделять три политических режима. С помощью учебной литературы учащиеся называют их и определяют разновидности.
Детям в группах даётся задание: изучить тексты учебной литературы и охарактеризовать заданный компонент, после чего записать его в таблицу на доске и в тетради.
Всё, что учащиеся узнают в процессе урока, они заполняют в таблице, предложенной учителем.
Критерии | Тоталитарим | Авторитаризм | Демократия |
Принципы организации власти. | |||
Наличие оппозиции | |||
Существование конкурентной партийной системы. | |||
Степень политической свободы, степень принуждения и насилия |
По тоталитаризму группы работают следующим порядком:
1 критерий изучает 1 группа;
2 критерий - 2 группа;
3 критерий- 3 группа;
4критерий-4 группа.
Дети обсуждают в группах, фиксируют свой вариант ответа в таблице на доске и в тетради. Учитель предлагает на презентации полную характеристику тоталитаризма и рассматривает виды режима.
(см. презентацию, слайд №6 и №7)
Работа по изучению авторитарного режима строится таким же образом, но меняется задание для групп:
1 критерий изучает 2 группа;
2 критерий - 3 группа;
3 критерий - 4 группа;
4 критерий - 1 группа.
После обсуждения в группах, заполняется таблица на доске и в тетрадях. Учитель демонстрирует на презентации полную характеристику авторитаризма и его разновидностям.
(см. презентацию, слайд №8 и №9)
Работа по изучению демократии организуется подобным образом. Группы получают следующее задание:
1 критерий изучает 3 группа;
2 критерий - 4 группа;
3 критерий -1 группа;
4 критерий -2 группа.
Как и в предыдущих случаях, учащиеся подводят итоги и заполняют таблицу на доске и в тетради. Учитель предлагает с помощью презентации ознакомиться с полной характеристикой демократии.
(см. слайд №10)
Учитель подводит итог работе учащихся, обращает внимание на то, что в обществе чаще встречаются режимы не в чистом виде и, как правило, носят смешанный характер.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание на узнавание политического режима по краткой характеристике.
(см. презентацию, слайд №11)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: учащимся предлагается высказывание Платона, необходимо высказать свою точку зрения. 1 и 3 группы приводят по три аргумента, соглашаясь с утверждением, 2 и 4 группы приводят по три аргумента с опровержением данной точки зрения:
"Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей - то властью"
Платон.
(см. презентацию, слайд №12)
ИТОГ: учитель подводит итог, оценивает работу учащихся, опираясь на мнение в группах, задаёт учащимся вопросы:
- Что на уроке было наиболее трудным?
- Что на уроке было наиболее интересным?
Домашнее задание: учащимся предлагается выучить теоретический материал и выполнить в тетради сравнительную таблицу:
Авторитаризм и тоталитаризм.
ОБЩЕЕ:
1______________________________________________________
2______________________________________________________
РАЗЛИЧИЯ
авторитаризм | тоталитаризм |
ЛИТЕРАТУРА:
- Афонин И. А., "Политология", Брянск, 2000.
- Гаджиев К. С., Каменская Г. В. и др., "Введение в политологию", М., 1994г.
- Боголюбов Л.Н. и др, "Обществознание", М., 2009.