Урок-сказка "Черная магия"

Разделы: Химия


Цель урока: закрепить знания учащихся о строении веществ.

Организационно – воспитательные цели:

  • выявить знания о периодической системе и периодическом законе химических элементов Д.И.Менделеева;
  • определить уровень знаний по технике безопасности при работе с химическими реактивами;
  • привить любовь к химии.

Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация, практический, познавательный и обучающий контроль.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, проблемная.

Оборудование: Химические реактивы: Mg, H, Cu, Р, соляная кислота; индикаторы – фенолфталеин, метил-оранж, лакмусовая бумажка; раствор щелочи (КОН), силикатный клей; соли: AlCl3 , CuCl2 , NiCl2, сильвинит, Mn, K, Fe, роданид аммония (или калия), дихромат аммония, металлический Mg; спирт, спиртовой раствор фенолфталеина, песок, лучина, полимерный материал кожи.

Литература:

  1. Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия» М.- 1999 г.
  2. Бердоносов С.С. «Химия – 6 кл.» М.- 1994 г.
  3. Дмитренко Э. Б. « Предметная неделя химии в школе». - Ростов на Дону, 2006 г.
  4. Енякова Т.М. «Внеклассная работа по химии» М. – 2004 г.
  5. Кабанов А.А. «Фундаментальные основные понятия» К. - 2004 г.
  6. Кульневич С.В. «Воспитательная работа в современной школе» М. – 2002 г.
  7. Курганский С.М. «Интеллектуальные игры по химии» М. - 2006 г.
  8. Курганский С.М. «Внеклассная работа по химии» М. - 2006 г.
  9. Савина Л.А. «Я познаю мир» М. - 1995 г.
  10. Сгибнева Е. П. «Современный открытый урок»- 8-9 кл., Ростов на Дону. -2002 г.
  11. Сомин Л.Е. «Увлекательная химия» М. – 1978 г.
  12. Сергеева М.П. «Внеклассная работа по химии». - М, 2004 г.
  13. Тарасов А. «Веселый урок» Смоленск .– 1999 г.
  14. Штремплер Г.И. «Химия на досуге», М. - 1993 г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

Слово учителя:

Группа учеников была в гостях у дедушки Вода (это добродушный водород). Они узнали много интересного о его друзьях. Дедушка Вод показал им, где они живут. Это был большой семиэтажный дворец. Ребята заметили странную особенность: на каждом этаже живет разное количество его друзей. Дедушка Вод объяснил ребятам, что дворец этот построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов. «Нельзя сказать, что у всех нас добрый и покладистый характер, но, тем не менее, мы прекрасно уживаемся в нашем замечательном дворце. Глубоко продумано во дворце расположение комнат по этажам родственных связей между жильцами. Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора» - сказал дедушка Вод.

А теперь я задам вам вопросы:

  1. О каком дворце идет речь?
  2. Как фамилия архитектора?
  3. Сколько жильцов живет на каждом этаже?
  4. Какие общие черты характера отмечены у жильцов на каждом этаже?

Ребятам было очень интересно, но пора возвращаться домой. Они от всей души поблагодарили дедушку Вода, и пошли домой, пообещав еще прийти. И надо было беде случиться. Возвращаясь, домой, ребята заблудились и попали в царство Черного Мага. Правителем этого царства был Черный Маг. Увидев ребят, он спросил: «Что вы здесь делаете?» Ребята ответили: «Мы заблудились. Не покажете ли вы нам дорогу домой?»

Черный Маг: «Домой? Покажу, но при условии. Вы должны исполнить три моих желания. Вот они»:

1. «Я как-то был в гостях у подводного царя и видел там прекрасные водоросли. Я хочу, чтобы у меня были такие. А еще, я хочу видеть изменения свойств гидроксидов».

а) Опыт «Химические водоросли»:

В стакан наливаем разбавленный равным объемом воды и силикатного клея. На дно бросаем кристаллы хлоридов.

б) Нужно объяснить характер изменения свойств гидроксидов следующих элементов: Mg, H, Cu, P в зависимости от их порядкового номера:

  1. В пробирку с порошком MgO прильем воду. Растворится ли MgO в воде? Смесь взболтайте. Проверьте действие индикаторов на характер среды. Напишите уравнение, отметьте изменение окраски индикатора. Затем в одну пробирку добавьте по каплям HCl, а в другую - раствор КОН. Растворятся ли раствор Mg(ОН)2?
  2. проделываем то же самое с СuO.
  3. в пробирке – Р2О5, по каплям прильем воду. Исследуем характер среды индикаторами.
  4. возьмем 2–3 мл раствора АlCl3 и по каплям добавим раствор КОН до выпадения белого осадка Аl(OH)3. Поделим его на 2 части. К одной прильем HCl до полного растворения, а к другой – раствор щелочи (КОН).

2. «Я хочу видеть вашу кровь! Мне так хочется узнать какого она цвета?»

Опыт «Кровь из раны без ножа»:

Ватой обильно смазываем ладонь раствором FeCl и бесцветным раствором роданида аммония с помощью ножа проводим по ладони – появляется кровь.

3. «А теперь я хочу видеть вулкан – я получу большое удовольствие от этого!»

Опыт «Вулкан на столе»:

В тигель насыпаем дихромат аммония, смешанный с металлическим Mg. В центр холма из песка, смоченного спиртом, высыпаем эту смесь и поджигаем лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частицы оксида хрома и горящего магния.

«Хорошо. Теперь расшифруйте мое послание!»

Опыт «Тайная надпись»:

Маг на чистом листе бумаги пишет слово «Молодцы» спиртовым раствором фенолфталеина. Ребята опрыскивают этот лист раствором КОН.

Черный Маг: Но я еще должен убедиться, готовы ли прийти на помощь к вам друзья. У меня есть для них вопросы:

  1. Что такое оксиды? Виды оксидов.
  2. Что такое амфотерность?
  3. Что такое индикаторы?
  4. Что такое основания?
  5. Как изменяется среда под воздействием индикаторов?

«Фенолфталеиновый в щелочах малиновый»

Индикатор Цвет индикатора в среде
кислой щелочной нейтральной
Лакмус красный синий фиолетовый
Фенолфталеин бесцветный малиновый бесцветный
Метил-оранж розовый желтый оранжевый

Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет, называют индикаторами.

Можно в качестве индикатора использовать сок цветов. В кислой среде растительная краска приобретает красный цвет, а в щелочной - синий, сине-зеленый.

А теперь мы проведем с вами игры:

  1. «Убери лишнее» (см. в приложении).
  2. «Магический круг» (см. в приложении).
  3. «Исчезнувшие слова» (см. в приложении).
  4. «Кроссворд» и «Найди соответствие» (см. в приложении).

Молодцы! Но мне так не хочется расставаться с вами. А потому, я дам вам еще одно задание. Итак, внимание! Перед вами «Черный ящик»! Что в нем, отгадайте!

Это – сложное вещество, состоящее из двух элементов. Оно белого цвета. Входит в состав тканевой жидкости и крови. Служит материалом для образования соляной кислоты, благодаря чему пища переваривается, а вредные микробы погибают. Его используют для консервирования некоторых продуктов. Оно выполняло даже роль денежной единицы в центральной Африке, в Эфиопии, вплоть до 19 века (поваренная соль).

Маг: Что ж, вы исполнили все мои желания, и я с неохотой покажу вам дорогу, ребята, так как вы мне понравились, а главное, вы хорошо знаете химию. В добрый путь, ребята. Большое вам спасибо!

3. Итог урока:

Учитель:

Я, как добрая фея, тоже говорю вам спасибо. Я думаю, вы получили большое удовольствие от сегодняшней сказки и теперь будете с большим уважением относиться к химии.

А теперь давайте мы произнесем с вами « Клятву химиков»:

Без химии прожить нельзя,
Поверьте химикам друзья!
Еда, песок и снегопад,
Одежда, ядерный распад,
Сиянье северных моментов.
Все они содержат элементы.
К ним подход разумный нужен,
Чтоб отплатили нам добром,
И потому клянемся дружно,
Мы не допустим в мире зло!
Клянемся – химию учить!
Клянемся – химию любить!
Клянемся – мы решать задачи!
Ведь знать: Что? Почему?- какое счастье!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Выставление оценок в дневники и журнал.

Домашнее задание: Разгадать головоломку «Семейный портрет»