Цель урока: закрепить знания учащихся о строении веществ.
Организационно – воспитательные цели:
- выявить знания о периодической системе и периодическом законе химических элементов Д.И.Менделеева;
- определить уровень знаний по технике безопасности при работе с химическими реактивами;
- привить любовь к химии.
Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация, практический, познавательный и обучающий контроль.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, проблемная.
Оборудование: Химические реактивы: Mg, H, Cu, Р, соляная кислота; индикаторы – фенолфталеин, метил-оранж, лакмусовая бумажка; раствор щелочи (КОН), силикатный клей; соли: AlCl3 , CuCl2 , NiCl2, сильвинит, Mn, K, Fe, роданид аммония (или калия), дихромат аммония, металлический Mg; спирт, спиртовой раствор фенолфталеина, песок, лучина, полимерный материал кожи.
Литература:
- Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия» М.- 1999 г.
- Бердоносов С.С. «Химия – 6 кл.» М.- 1994 г.
- Дмитренко Э. Б. « Предметная неделя химии в школе». - Ростов на Дону, 2006 г.
- Енякова Т.М. «Внеклассная работа по химии» М. – 2004 г.
- Кабанов А.А. «Фундаментальные основные понятия» К. - 2004 г.
- Кульневич С.В. «Воспитательная работа в современной школе» М. – 2002 г.
- Курганский С.М. «Интеллектуальные игры по химии» М. - 2006 г.
- Курганский С.М. «Внеклассная работа по химии» М. - 2006 г.
- Савина Л.А. «Я познаю мир» М. - 1995 г.
- Сгибнева Е. П. «Современный открытый урок»- 8-9 кл., Ростов на Дону. -2002 г.
- Сомин Л.Е. «Увлекательная химия» М. – 1978 г.
- Сергеева М.П. «Внеклассная работа по химии». - М, 2004 г.
- Тарасов А. «Веселый урок» Смоленск .– 1999 г.
- Штремплер Г.И. «Химия на досуге», М. - 1993 г.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
Слово учителя:
Группа учеников была в гостях у дедушки Вода (это добродушный водород). Они узнали много интересного о его друзьях. Дедушка Вод показал им, где они живут. Это был большой семиэтажный дворец. Ребята заметили странную особенность: на каждом этаже живет разное количество его друзей. Дедушка Вод объяснил ребятам, что дворец этот построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов. «Нельзя сказать, что у всех нас добрый и покладистый характер, но, тем не менее, мы прекрасно уживаемся в нашем замечательном дворце. Глубоко продумано во дворце расположение комнат по этажам родственных связей между жильцами. Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора» - сказал дедушка Вод.
А теперь я задам вам вопросы:
- О каком дворце идет речь?
- Как фамилия архитектора?
- Сколько жильцов живет на каждом этаже?
- Какие общие черты характера отмечены у жильцов на каждом этаже?
Ребятам было очень интересно, но пора возвращаться домой. Они от всей души поблагодарили дедушку Вода, и пошли домой, пообещав еще прийти. И надо было беде случиться. Возвращаясь, домой, ребята заблудились и попали в царство Черного Мага. Правителем этого царства был Черный Маг. Увидев ребят, он спросил: «Что вы здесь делаете?» Ребята ответили: «Мы заблудились. Не покажете ли вы нам дорогу домой?»
Черный Маг: «Домой? Покажу, но при условии. Вы должны исполнить три моих желания. Вот они»:
1. «Я как-то был в гостях у подводного царя и видел там прекрасные водоросли. Я хочу, чтобы у меня были такие. А еще, я хочу видеть изменения свойств гидроксидов».
а) Опыт «Химические водоросли»:
В стакан наливаем разбавленный равным объемом воды и силикатного клея. На дно бросаем кристаллы хлоридов.
б) Нужно объяснить характер изменения свойств гидроксидов следующих элементов: Mg, H, Cu, P в зависимости от их порядкового номера:
- В пробирку с порошком MgO прильем воду. Растворится ли MgO в воде? Смесь взболтайте. Проверьте действие индикаторов на характер среды. Напишите уравнение, отметьте изменение окраски индикатора. Затем в одну пробирку добавьте по каплям HCl, а в другую - раствор КОН. Растворятся ли раствор Mg(ОН)2?
- проделываем то же самое с СuO.
- в пробирке – Р2О5, по каплям прильем воду. Исследуем характер среды индикаторами.
- возьмем 2–3 мл раствора АlCl3 и по каплям добавим раствор КОН до выпадения белого осадка Аl(OH)3. Поделим его на 2 части. К одной прильем HCl до полного растворения, а к другой – раствор щелочи (КОН).
2. «Я хочу видеть вашу кровь! Мне так хочется узнать какого она цвета?»
Опыт «Кровь из раны без ножа»:
Ватой обильно смазываем ладонь раствором FeCl и бесцветным раствором роданида аммония с помощью ножа проводим по ладони – появляется кровь.
3. «А теперь я хочу видеть вулкан – я получу большое удовольствие от этого!»
Опыт «Вулкан на столе»:
В тигель насыпаем дихромат аммония, смешанный с металлическим Mg. В центр холма из песка, смоченного спиртом, высыпаем эту смесь и поджигаем лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частицы оксида хрома и горящего магния.
«Хорошо. Теперь расшифруйте мое послание!»
Опыт «Тайная надпись»:
Маг на чистом листе бумаги пишет слово «Молодцы» спиртовым раствором фенолфталеина. Ребята опрыскивают этот лист раствором КОН.
Черный Маг: Но я еще должен убедиться, готовы ли прийти на помощь к вам друзья. У меня есть для них вопросы:
- Что такое оксиды? Виды оксидов.
- Что такое амфотерность?
- Что такое индикаторы?
- Что такое основания?
- Как изменяется среда под воздействием индикаторов?
«Фенолфталеиновый в щелочах малиновый»
Индикатор | Цвет индикатора в среде | ||
кислой | щелочной | нейтральной | |
Лакмус | красный | синий | фиолетовый |
Фенолфталеин | бесцветный | малиновый | бесцветный |
Метил-оранж | розовый | желтый | оранжевый |
Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет, называют индикаторами.
Можно в качестве индикатора использовать сок цветов. В кислой среде растительная краска приобретает красный цвет, а в щелочной - синий, сине-зеленый.
А теперь мы проведем с вами игры:
- «Убери лишнее» (см. в приложении).
- «Магический круг» (см. в приложении).
- «Исчезнувшие слова» (см. в приложении).
- «Кроссворд» и «Найди соответствие» (см. в приложении).
Молодцы! Но мне так не хочется расставаться с вами. А потому, я дам вам еще одно задание. Итак, внимание! Перед вами «Черный ящик»! Что в нем, отгадайте!
Это – сложное вещество, состоящее из двух элементов. Оно белого цвета. Входит в состав тканевой жидкости и крови. Служит материалом для образования соляной кислоты, благодаря чему пища переваривается, а вредные микробы погибают. Его используют для консервирования некоторых продуктов. Оно выполняло даже роль денежной единицы в центральной Африке, в Эфиопии, вплоть до 19 века (поваренная соль).
Маг: Что ж, вы исполнили все мои желания, и я с неохотой покажу вам дорогу, ребята, так как вы мне понравились, а главное, вы хорошо знаете химию. В добрый путь, ребята. Большое вам спасибо!
3. Итог урока:
Учитель:
Я, как добрая фея, тоже говорю вам спасибо. Я думаю, вы получили большое удовольствие от сегодняшней сказки и теперь будете с большим уважением относиться к химии.
А теперь давайте мы произнесем с вами « Клятву химиков»:
Без химии прожить нельзя,
Поверьте химикам друзья!
Еда, песок и снегопад,
Одежда, ядерный распад,
Сиянье северных моментов.
Все они содержат элементы.
К ним подход разумный нужен,
Чтоб отплатили нам добром,
И потому клянемся дружно,
Мы не допустим в мире зло!
Клянемся – химию учить!
Клянемся – химию любить!
Клянемся – мы решать задачи!
Ведь знать: Что? Почему?- какое счастье!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Выставление оценок в дневники и журнал.
Домашнее задание: Разгадать головоломку «Семейный портрет»