Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).
Тип урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: пятый урок по теме “Основы логики”.
Цели: Развить умения применять законы логики и правила преобразования сложных логических выражений при решении практических логических задач.
Задачи урока:
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Обучающие:
- углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач;
- формирование умения применять полученные знания на практике.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Материально-техническая база:
- презентация “Алгебра логики на практике”; (Приложение 1);
- комплекс: мультимедиа;
- плакаты “Основные законы алгебры логики”, “Таблицы истинности логических операций”;
- бланк для проведения логического диктанта (Приложение 2);
- раздаточный материал «Законы алгебра логики» (Приложение 3).
- Протокол расследования (Приложение 4)
- Раздаточный материал для разминки (Приложение 5)
- Буклет по теме «Алгебра логики» (Приложение 6)
- Решение задачи (Приложение 7)
План урока
Содержание этапа урока |
Время |
Вид и формы работы |
1. Организационный момент |
1 мин |
Приветствие |
2. Мотивационное начало урока |
5 мин |
Постановка цели урока. |
3. Актуализация знаний |
5 мин |
Использование слайдов, работа с (Приложением 5) |
4. Решение логической задачи |
15 мин |
Решение по этапам (Приложение 1), оформление протокола (Приложение 4) |
5. Этап систематизации, обобщения изученного |
5 мин |
Диктат (Приложение 2) |
6. «Зарядка для ума» |
5 мин. |
Формы мышления. (Приложение 1) |
7. Компьютерный эксперимент |
|
Обработка данных на компьютере |
7. Подведение итогов, домашнее задание |
4 мин. |
Работа в тетради |
Ход урока
1. Организационный момент.
Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала. (Приложение 1)
На доске (Приложение 1, слайд 1)
На партах детей разложены:
- бланк для проведения логического диктанта (Приложение 2);
- раздаточный материал «Законы алгебра логики» (Приложение 3).
- Протокол расследования (Приложение 4)
Учитель приветствует детей.
2. Мотивационное начало урока.
(Во время урока обыгрывается логическая задача по определению внешности преступника, на основании свидетельских показаний. Можно ребятам предложить ролевую игру, в течении урока быть оперативными работниками).
Учитель: На прошлых занятиях мы знакомились с логическими выражениями, функциями, учились преобразовывать логические выражения с помощью логических законов. Умеем строить таблицы истинности и определять истинность того или другого логического выражения. Познакомились с построение таблиц истинности с помощью компьютера в среде электронных таблиц «Excel».
Сегодня мы продолжим работу по знакомству с алгеброй логикой, ее практическим применением.
Наш урок начну со слов Джона Лока (Приложение 1, слайд 2).
(Далее зачитывается текст телеграммы (Приложение 1, слайд 3); показание свидетелей (слайд 4))
Вопрос: «Каким был нарушитель?» (слайд 5)
Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним ключевые вопросы алгебры логики. (Приложение 1, слайд 6)
Приложение 5, ребята в нем работают самостоятельно.
(Правильное решение представлено на слайде 6, Приложение 1)
3. Актуализация знаний
Учитель: Теперь нам предстоит, очень ответственная работа – найти преступника. Все свое расследование вы фиксируете в протоколе (Приложение 4)
4. Решение логической задачи
(Ребята работают в протоках по этапам, сверяя свои результаты с результатами представленными на слайдах (с 7 слайда по 16 лайд), также в ходе работы используя Приложение 3 и Приложение 6)
5. Этап систематизации, обобщения изученного.
(Из учащихся класса формируется две группы).
Задание 1 группе (ведет обработку данных на 5 и 6 этапе урока)
Построить таблицу истинности с помощью компьютера в среде электронных таблиц «Excel», для определения истинности полученной логической функции.
Задание 2 группе
(Приложение 2), (Приложение 1, слайд 17)
Диктант: Заданы простые высказывания о погоде. Из них составлены сложные высказывания. Записать их формулами алгебры логики.
N |
Ветер северный |
T |
Температура плюсовая |
S |
Ветер южный |
I |
На деревьях иней |
D |
Идет дождь |
U |
На улице туман |
C |
Идет снег |
P |
Небо пасмурное |
M |
На улице мороз |
Z |
Налипание снега на провода |
O |
На улице оттепель |
G |
На дорогах гололедица |
- «На улице мороз, небо пасмурное, но снег не идет»;
- «На улице температура плюсовая и туман или на деревьях иней»;
- «Если северный ветер или идет снег, то на улице мороз»;
- «На дорогах нет гололедицы, если дует северный ветер при морозе»;
- «На улице оттепель или на деревьях иней, если температура плюсовая»;
- «Для того, чтобы шел дождь или снег, необходимо наличие пасмурной неба»;
- «Для появления на деревьях инея или налипания снега на проводах, достаточно пасмурного неба и оттепели»;
- «Для гололедицы на дорогах необходимо и достаточно наличие плюсовой температуры при северном ветре и тумане»;
- «Если дует южный ветер и на улице оттепель, то на деревьях иней, на улице туман и на дорогах гололедица»;
- «На улице туман или на деревьях иней может быть тогда и только тогда, когда на улице оттепель».
6. «Зарядка для ума»
Работает только группа 2 (если 1 группа освободились присоединяются)
Приложение 1, слайд 18-21
7. Подведение итогов, домашнее задание
Приложение 1, слайд 22-25;
Приложение 7 (полное решение задачи без преобразований)
Литература:
- Н.Н Угринович, Информатика и ИКТ: Учебник для 10-11 классов.
- А.С.Есипов Информатика учебник по базовому курсу.
- А.С.Есипов Информатика задачник по базовому курсу.
- Л.Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская; Занимательные задачи по информатике.