Цель: формирование у учащихся представления о вулканах, как фактора проявления внутренних процессов Земли.
Задачи урока:
- показать особенности строения вулкана в сравнении с горами.
- на примере использования информационных источников познакомить учащихся с делением вулканов на действующие и потухшие
- опираясь на знания учащихся о внутреннем строении Земли рассмотреть механизм действия вулканов
- на основе сопоставления карт формировать умения определять районы распространения вулканов
- познакомиться с ролью вулканов в природе.
Планируемый результат: Учащиеся должны: знать/понимать определения основных понятий темы; уметь объяснять влияние внутренних процессов на формирование основных форм рельефа, называть отличия потухших вулканов от действующих, объяснять закономерности распространения вулканов, определять по карте географические координаты и абсолютную высоту вулканов.
Основные понятия: вулканизм, вулкан, кратер вулкана, жерло вулкана, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава
Ресурсы
- Учебник (авт. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова) стр. 49-51
- Атлас стр. 14-15, 16-17
- Физическая карта полушарий
- Иллюстрации с изображением вулканов
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Подготовительный |
Определение целей и задач урока |
Под руководством учителя учащиеся определяю цель урока |
Учитель помогает учащимся сформулировать цель урока, психологически настраивает их на восприятие материала |
Основной |
Постановка проблемы урока и ее решение: |
|
|
|
а) отличаются ли вулканы от гор? |
Изучение рисунка 31 на стр. 49, ответы на вопросы учителя |
Учитель задает вопросы по рисунку, помогает сделать вывод об особенностях строения вулканов |
|
в) если вулкан потухший, то … |
Работа с текстом учебника, стр. 50 |
Учитель приводит примеры, показывающие относительность деления вулканов на действующие и потухшие |
|
г) работа с картами с целью выявления закономерности в расположении вулканических зон (нахождения ответа на вопрос о совпадении сейсмических зон с зонами вулканизма) |
Учащиеся, работая с картами должны сделать вывод о совпадении сейсмических зон и зон вулканизма |
Учитель помогает сформулировать вывод о совпадении сейсмических зон и зон распространения вулканов как на суше, так в океане |
|
Практическая работа: определение географических координат и абсолютных высот вулканов д) знакомство с характеристиками отдельных вулканов е) роль вулканов в природе |
По картам атласа учащиеся находят вулканы, определяют действующие они или потухшие, их координаты и абсолютную высоту. Работа с текстом, стр. 51 |
Учитель проверяет правильность выполнения работы Помощь в выборе источников информации (работа при подготовке к уроку) |
Заключительный |
Ответы на вопросы, позволяющие определить степень усвоения материала |
Ответы на вопросы |
Вопросы учителя |
Конспект урока
Когда вулканы молчат,
о них забывают.
Индонезийская пословица.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о вулканах, о том, где и почему образуются вулканы, чем они отличаются от гор, какую роль играют вулканы в природе.
(На доске иллюстрации или слайды с изображением вулканов).
Отличаются ли вулканы от гор?
Ученик: В отличие от гор, на вершине вулкана имеется кратер, которым заканчивается жерло (работа с терминами: кратер (от греч. krater- большая чаша) – углубление на вершине вулкана, жерло – канал, по которому магма из очага поднимается к кратеру)
Учитель: Чаще вулканы имеют форму конуса, но могут быть и площадными в виде щитов или трещинными.
Конус вулкана имеет слоистое строение. Как выдумаете, почему?
Ученик: магма, поднимающаяся из земных глубин, застывает, превращаясь в лаву. При следующем извержении накладывается новый слой лавы и, таким образом, происходит нарастание конуса.
(Работа с терминами: магма – (греч. magma – густая мазь)- расплавленная масса, образующая в глубинных зонах Земли), лава – итал. lava – раскаленная масса, изливающаяся на поверхность Земли).
Учитель: Через жерло вулкана на земную поверхность из недр выносятся продукты извержения: расплавленная лава, пепел, бомбы и обломки пород, газы. Под каждым вулканом располагается крупная, объемом в несколько кубических километров камера, заполненная магматическим расплавом – магматический очаг (магматическая камера). У вулкана Ключевская Сопка на полуострове Камчатка такая камера находится на глубине 70-75 км, а у Везувия на глубине – до 4-5 км.
Расплавленная магма насыщена большим количеством газов, основной объем (свыше 90%) которых представлен парами воды, углекислым газом, азотом, кислородом и другими веществами.
Под давлением вышележащих толщ горных пород магматический расплав пребывает в устойчивом равновесном состоянии, но в какой- то момент это равновесие нарушается. Давление в очаге магмы нарастает, разрушается свод магматической камеры. При этом газ вырывается на дневную поверхность и происходит взрыв. Газ увлекает за собой магму, которая устремляется по жерлу и выбрасывается через кратер, в одних случаях распыляясь в атмосфере тучами пепла с бомбами, а в других изливаясь по склонам потоками раскаленной лавы.
Если не происходили бы движения в земной коре, могли бы образовываться вулканы?
Ученик: При движении земной коры магма по трещинам может подниматься ближе к земной поверхности, образовывать очаги магмы (магматические камеры), при нарастании давления в которых ведет к извержению вулканов.
Учитель: Для обозначения вулканов на картах существуют условные знаки.
Ученик: По условным знакам можно определить вулканы действующие и вулканы потухшие.
Учитель: Используя текст учебника, объясните отличия вулкана действующего от вулкана потухшего.
Ученик: Вулканы, об извержении которых есть упоминания в литературе или которые извергаются в настоящее время - вулканы действующие, об извержении которых нет упоминаний –вулканы потухшие.
Учитель:деление вулканов на действующие и потухшие является относительным.
(Можно заслушать сообщение ученика). Примером может служить вулкан Мон - Пеле (Монтань – Пеле), находящийся на острове Мартиника в группе Малых Антильских островов. Этот вулкан издавна считался потухшим, но в 1902 году, после нескольких подземных толчков взорвался. Из вершины вулкана вырвалась клубящаяся туча жгучих газов, которая огненным смерчем обрушилась на близлежащий город Сен-Пьер и омывающую его бухту. В одно мгновение городские кварталы были испепелены, морские воды вскипели, семнадцать кораблей, находившихся в бухте, сгорели.
К неожиданным извержениям можно отнести извержения в 1912 году вулканов Катмай на Аляске и в 1956 году вулкана Безымянный на Камчатке. Эти вулканы также считались потухшими.
Учитель: Существует ли закономерность в размещении вулканов на Земле?
Учащиеся рассматривают карту, на которой отражено расположение сейсмических зон и физическую карту полушарий в атласах.
Делают вывод, что сейсмические зоны и зоны вулканизма совпадают. Вулканы есть на суше и в океане.
Практическая работа
Цель: определение географических координат и абсолютных высот вулканов (расширение знаний географической номенклатуры). Работу можно проводить по вариантам, предложив найти на карте другие вулканы.
Вулкан |
Координаты |
Абсолютная высота |
Материк |
Орисаба |
18°сш98°зд |
5610м |
Северная Америка |
Котопахи |
1°юш79°зд |
5897 |
Южная Америка |
Килиманджаро |
3°юш 38°вд |
5895 |
Африка |
Везувий |
40°сш 15°вд |
1277 |
Евразия (Европа) |
Ключевская Сопка |
55°сш159°вд |
4750 |
Евразия (Азия) |
Эребус |
78°юш166°вд |
3794 |
Антарктида |
Учитель: На каком из материков нет вулканов? Почему?
Ученик: На материке Австралия (нет границ литосферных плит).
Можно заслушать сообщения учащихся о названных вулканах, используя фотографии или презентацию.
Учитель: А какова роль вулканов в природе?
Ученик :(работа с текстом учебника, стр.52). В местах распространения вулканов могут выходить на поверхность горячие источники, которые человек научился использовать для получения электроэнергии, обогрева жилища и теплиц.
Учитель: Извержения вулканов оказывают влияния на природу: лавовые поля надолго, если не навсегда, покрывают обрабатываемые земли, движущаяся лава разрушает постройки, транспортные пути, вызывает пожары. Если вершина вулкана покрыта снегом, то талые воды оказывают разрушительное действие. Лава, обломки горных пород могут перегораживать реки, что ведет к наводнениям. Большие выбросы газов меняют состав воздуха, пепел препятствует проникновению солнечного света – все это неблагоприятно сказывается на окружающей природе. Но вблизи вулканов (примером является полуостров Камчатка, остров Исландия) образуются термальные воды, которые используются для производства электроэнергии, отопления жилых помещений, теплиц.
В настоящее время во многих странах мира ведется работа по изучению вулканов, составлению прогнозов их дальнейшей деятельности.
Закрепление:
Учитель:
- Какие особенности горы указывают на вулкан?
- Если бы не происходило движение земной коры, то было бы возможно появление вулканов?
- Почему деление вулканов на потухшие и действующие носит относительный характер?
- Почему зону вокруг Тихого океана называют «огненным кольцом»?
Домашнее задание. § 19, подготовить сообщение «Вулканы и гейзеры» (для желающих)
Литература, используемая при подготовке урока:
- Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова Начальный курс географии (учебник для 6 класса). М., «Дрофа», 2006г.
- Л.Д. Мирошников. Человек в мире геологических стихий. Ленинград, «Недра», 1989г.