Цель: Закрепление знаний учащихся об имени существительном, имени прилагательном, глаголе и предлоге как частях речи.
Оборудование:
– магнитные карточки со словами;
– разрезные карточки с буквами (на каждую парту);
– видео или фотографии с изображением хамелеона;
– карта Африки.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Какие вы знаете части речи?
Ученик: Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
II. Постановка темы урока
Учитель: Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие по Африке. А во время путешествия будем повторять части речи.
III. Чистописание
Рис.1 |
IV. Работа по теме урока
1. Имя существительное.
Учитель: Прочитайте слова, написанные на доске, и вы узнаете, какие интересные места можно посетить в Африке.
с т р…н а г о р…д р…к а о з…р о п у с т ы н я
Рис.2 |
Учитель: В словах пропущены буквы. Как называется орфограмма?
Ученик: Безударный гласный звук в корне слова.
Учитель: Приготовьте веера с буквами. Показывайте пропущенную букву и называйте проверочное слово (весь класс показывает буквы).
Ученик: В слове страна пропущена буква а, проверочное слово – страны; в слове город пропущена буква о, это словарное слово; в слове река пропущена буква е, проверочное слово – реки; в слове озеро пропущена буква е, проверочное слово – озёра.
Учитель: Запишите эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы (дети записывают слова в столбик).
Учитель (после записи слов в тетрадь): К какой части речи относятся эти слова?
Ученик: Это имена существительные.
Учитель: Что такое имя существительное? (Ученики рассказывают правило).
Учитель: На какой вопрос отвечают существительные, написанные на доске?
Ученик: Что?
Учитель: Как называются такие имена существительные?
Ученик: Неодушевлённые.
Учитель: Ребята, а вы можете сказать, какую страну и какой город мы посетим? На какую реку или озеро поедем? Какую пустыню увидим?
Ученик: Нет. Нужно знать название.
Учитель: Соедините имена существительные с их названиями. (Учитель заранее вывешивает на доску карточки с географическими названиями).
Рис.3 |
(Дети по-одному подходят к доске и подставляют к словам карточки с названиями).
Рис.4 |
Учитель: Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
Ученик: Это имена собственные.
Учитель: Допишите эти имена собственные в тетрадь и подчеркните заглавную букву.
2. Связь существительного с прилагательным.
Учитель: А сейчас вы узнаете, какие животные обитают в Африке. Возьмите карточки с буквами и “соберите” из них названия животных. (Учитель заранее кладёт на парты по одному набору букв. Дети работают в парах).
з |
е |
б |
р |
а |
||||||||||
ж |
и |
р |
а |
ф |
||||||||||
с |
л |
о |
н |
|||||||||||
о |
б |
е |
з |
ь |
я |
н |
ы |
|||||||
Рис.5
(Ученики по-одному выходят к доске и записывают получившиеся слова).
Учитель: К какой части речи относятся эти слова?
Ученик: Это имена существительные.
Учитель: На какой вопрос они отвечают?
Ученик: Кто?
Учитель: Как называются такие имена существительные?
Ученик: Одушевлённые.
Учитель: Как изменяются имена существительные?
Ученик: Имена существительные изменяются по числам.
Учитель: Обозначьте число существительных. (После записи): Какая часть речи тесно связана с существительными?
Ученик: Имя прилагательное.
Учитель: Что такое имя прилагательное? (Ученики рассказывают правило). Подберите к названиям животных подходящие по смыслу прилагательные и запишите полученные словосочетания.
Запись на доске и в тетрадях:
Зебра (какая?) полосатая.
Жираф (какой?) высокий.
Слон (какой?) сильный.
Обезьяны (какие?) шустрые.
Учитель: А какое число будет у прилагательных?
Ученик: Как и у существительных.
Учитель: Как изменяются существительные и прилагательные?
Ученик: Имена существительные и прилагательные изменяются по числам.
3. Физкультминутка.
Учитель: А теперь отправимся к реке Нил. (Дети встают и выполняют движения.)
Мы плывём по тёплой речке,
Тихо плещется вода.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(Потягивания – руки вверх и в стороны.)
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
(Движения руками,
имитирующие махи крыльями.)
Наконец, она садится
На корягу над водой.
(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
(Дети садятся за парты.) [1]
4. Глагол. Письмо по памяти.
Учитель: А вы могли бы вот так поплавать в реке Нил?
Ученик: Нет.
Учитель: Почему?
Ученик: Там плавают крокодилы.
Учитель: Прочитайте предложение.
Рис.6 |
Предложение заранее написано на доске. Учитель обращает внимание детей на трудные места: окончания глагола и прилагательного, безударные гласные, написание предлога и имени собственного.
Учитель: Запишите это предложение по памяти.
Несколько секунд дети запоминают, потом учитель закрывает предложение. После записи – проверка. Учитель открывает предложение. Ученики меняются тетрадями и проверяют друг у друга.
Учитель: Подчеркните главные члены предложения. Подберите синонимы к слову водятся.
Ученик: Живут, обитают.
Учитель: К какой части речи относятся эти слова?
Ученик: Это глаголы.
Учитель: Что такое глагол? (Ученики рассказывают правило.)
5. Части речи.
Учитель: А ещё в Африке обитают экзотические животные, такие как, например, хамелеон.
Рассказ учителя о хамелеонах.
Хамелеоны – особая группа ящериц, куда относятся около 90 видов. Хамелеоны – жители тропиков и субтропиков. Есть хамелеоны длиной полметра, а есть крошки – длиной всего 4 см. Облик хамелеона своеобразен. Ноги, похожие на рачьи клешни, приспособлены для обхватывания веток. У хамелеонов очень медленные, точно сонные, движения.
Основная пища хамелеонов – насекомые. Ловят они их с помощью длинного языка. Заметив жертву, хамелеон “выстреливает” в неё языком и языком же втягивает добычу обратно в рот. Долгое время думали, что на кончике языка у хамелеона – какое-то липкое вещество. Но, оказывается. Кончик языка хамелеона выгибается наподобие чашечки и превращается в мощную присоску. На этой присоске и оказывается жертва-насекомое.
Удивительны глаза хамелеона. Хамелеон может смотреть одним глазом, например, вперёд и вверх, а другим – назад и вниз.
Ещё более примечательная черта хамелеона – изменение окраски и рисунка тела. Хамелеон может менять свою окраску от жёлтой и зелёной до пурпурной. Обычно он окрашен так, чтобы сливаться с окружающим фоном. Переливами красок он выражает своё самочувствие и настроение. Атакованный врагом, он приобретает чёрную окраску и раздувается вдвое против своей обычной величины. [2]
Затем учитель показывает детям видео или фотографии с изображением хамелеона.
Рис.7 |
Учитель: Прочитайте предложение, записанное на доске (Предложение заранее написано на доске).
Рис.8 |
Учитель: Спишите предложение и над каждым словом напишите часть речи (Один ученик пишет части речи на доске).
V. Итог урока
Учитель: Понравилось вам путешествие по Африке? Какие части речи мы повторили во время нашего путешествия? Что интересного вы узнали об Африке?
Список литературы:
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак”, 2005. – 96 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 2. – М.: “Аванта +”, 1994. – 688 с.