Задачи:
1) раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности Эвглены зелёной;
2) доказать принадлежность эвглены к царству животных.
Ход урока
I. Повторение материала.
Фронтально:
1) Назовите царства живой природы.
2) Перечислите признаки растительных организмов.
3) Перечислите признаки животных организмов.
II. Изучение нового материала.
Учитель:
1) Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным представителем живой природы. Этот представитель перед вами (на доске рисунок организма).
2) Зачитать текст об этом представителе (поставить проблему).
Если взять зелёную плёнку с поверхности небольшой лужи, застоявшейся на проезжей дороге или около скотного двора, то мы увидим под микроскопом зелёные одноклеточные организмы. Тело у них стройное и продолговатое с одним жгутиком.
Присутствие хлорофилла придаёт им зелёный цвет, а маленький красноватый “глазок” на переднем конце вполне соответствует такому же “глазку” у хламидомонады. Эти организмы, как и водоросли, способны к фотосинтезу.
Кто же это? Что это за организм?
3) Назвать этот организм.
Учитель: – А вы знаете, как зовут этот организм?
Ученики: – Это эвглена!
4) Разобрать систематическое положение.
Вид
Род
Класс
Тип
Царство
Постепенно заполняем эту схему:
Эвглена – какая систематическая единица (род), тогда вид – эвглена зелёная, почему зелёная?
– Т. к. этот организм зелёного цвета, он содержит хлорофилл.
– Что мы еще можем сказать о нём?
Читая выданный текст, учащиеся могут определить класс, тип; царство нельзя.
Получается на доске схема:
Вид | Эвглена зелёная |
Род | Эвглена |
Класс | Жгутиковые (жгутик – орган передвижения) |
Тип | Простейшие (тело состоит из 1 клетки) |
Царство | ? |
5) Почему нельзя определить царство, читая текст (есть сходство с растениями).
6) Разбираем признаки эвглены (находим противоречия).
Растение | Животные |
– глазок | – глазок |
– хлорофилл | – хлорофилл |
– автотрофное питание | – автотрофное питание |
– жгутик | – жгутик |
– ограниченный рост |
Учащиеся в удивлении, кто же это, растение или животное.
Далее учитель зачитывает текст:
Если поместить этот живой организм в полную темноту, прибавив к воде картофельного отвара, и подержать его там 20-25 дней, то тогда мы увидим, что организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски.
– Что мы можем сказать теперь?
– Этот организм способен к гетеротрофному питанию, потому он и не погиб, т. е. он питался органическими веществами картофельного отвара.
– Так кто же это?
Учащиеся говорят, что это животное, тогда учитель спрашивает, а как же быть с признаками растений. Дети снова в недоумении.
После чего учитель сообщает, что более тщательные исследования ученых, показали наличие у эвглены ротового отверстия.
– Вот тогда учащиеся убеждены, что это животное.
7) Почему? Доказать?
Растения не могут в темноте питаться, т. к. органические вещества образуются у них только при действии света, и у растений нет ротового отверстия.
8) Формулируем вывод и знакомство с новым типом питания.
Вывод:
Эвглена зелёная относится к царству животных, в темноте питается гетеротрофно, но она может питаться и как растение (автотрофно) на свету, значит у неё смешанный тип питания.
Учитель: Да, у эвглены смешанный тип питания, а называется он – МИКСОТРОФНЫЙ.
В результате определили царство организма – царство Животные. Вопрос с доски убираем.
9) Почему этот организм вызвал у нас затруднение, удивление?
– Потому что он сочетает в себе признаки растений и животных.
– А о чём это говорит?
– Это говорит о единстве происхождения органического мира.
III. Закрепление материала (работа в тетрадях).
а) Запись темы урока.
б) Систематическое положение эвглены зелёной.
в) Вывод.
г) Подписать органоиды клетки и написать выполняемые функции (рисунок выдан).
IV. Запись дом. задания. Стр. 97.