Сборка электрических цепей

Разделы: Технология


Цель: освоение учащимися простейших приёмов монтажа электрических цепей, наглядная демонстрация закона Ома при последовательном и параллельном соединении потребителей.

Оборудование и материалы: патроны для электроламп, провода (желательно разноцветные), выключатели двухклавишные, вилки, изолента, инструкционные карты (оконцевание проводов)

Инструменты: круглогубцы, монтажные ножи, отвёртки, кусачки.

Наглядные пособия: стенд с макетами электрических цепей, образцы сгоревшей арматуры (вилки, розетки, патроны), плакаты по теме урока.

Тип урока: практическая работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Назначение дежурных)

2. Повторение пройденного материала.

- Чем различаются последовательное и параллельное соединение проводников?

(При последовательном соединении складываются сопротивления, а при параллельном складываются проводимости)

- Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление на участке цепи?

(Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению – закон Ома)

- Перечислить виды проводов и их назначение.

(уУстановочные, монтажные, обмоточные)

Объявление темы и цели урока.

3. Объяснение нового материала.

Раздаю ученикам сгоревшую арматуру.

Вопрос: “Что общего в этих деталях”? (в местах возгорания плохой контакт и значит большое сопротивление)

Вывод: “Крепление должно быть надёжным”.

Можно написать на доске формулу Джоуля – Ленца, из которой следует, что количество тепла, выделяемого на участке цепи, пропорционально сопротивлению.

Демонстрация оборудования.

Задание: собрать цепь, в которой две лампы, соединённые последовательно, включаются одной клавишей, а другая клавиша включает две лампы, соединённые параллельно.

Демонстрация стенда с макетами различных цепей.

- Какие лампы будут гореть ярче? Почему? (Разветвление из ламп, соединённых параллельно, имеет меньшее сопротивление. Аналогия тока в проводах – поток воды в трубах. Большее сопротивление соответствует меньшему диаметру трубы.) Проверяем подключением к сети.

Демонстрация плакатов по теме урока, (инструменты для электромонтажных работ) Показываю правильное оконцевание проводов. Если нет круглогубцев, можно использовать плоскогубцы и гвоздь подходящего диаметра.

В тетрадях составляем схему цепи. Одновременно один ученик чертит схему на доске.

4. Практическая работа.

Класс делится попарно. Дежурные раздают инструкционные карты, материалы и инструменты.

Перед началом работы напомнить правила ТБ при работе с ножом.

Во время работы обхожу класс и проверяю правильность сборки и надёжность крепления контактов.

Выполнившие работу, поочерёдно подходят к учителю. После проверки схемы, учитель вкручивает лампы и подключает цепь к источнику тока.

Учащиеся, включая лампы, убеждаются в их различном свечении при последовательном и параллельном соединении.

После оценки работы, цепь разъединяется. Провода, арматура и инструменты укладываются в ящики и сдаются дежурным.

5. Подведение итогов урока по результатам работы. Уборка рабочих мест.