Цель: освоение учащимися простейших приёмов монтажа электрических цепей, наглядная демонстрация закона Ома при последовательном и параллельном соединении потребителей.
Оборудование и материалы: патроны для электроламп, провода (желательно разноцветные), выключатели двухклавишные, вилки, изолента, инструкционные карты (оконцевание проводов)
Инструменты: круглогубцы, монтажные ножи, отвёртки, кусачки.
Наглядные пособия: стенд с макетами электрических цепей, образцы сгоревшей арматуры (вилки, розетки, патроны), плакаты по теме урока.
Тип урока: практическая работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Назначение дежурных)
2. Повторение пройденного материала.
- Чем различаются последовательное и параллельное соединение проводников?
(При последовательном соединении складываются сопротивления, а при параллельном складываются проводимости)
- Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление на участке цепи?
(Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению – закон Ома)
- Перечислить виды проводов и их назначение.
(уУстановочные, монтажные, обмоточные)
Объявление темы и цели урока.
3. Объяснение нового материала.
Раздаю ученикам сгоревшую арматуру.
Вопрос: “Что общего в этих деталях”? (в местах возгорания плохой контакт и значит большое сопротивление)
Вывод: “Крепление должно быть надёжным”.
Можно написать на доске формулу Джоуля – Ленца, из которой следует, что количество тепла, выделяемого на участке цепи, пропорционально сопротивлению.
Демонстрация оборудования.
Задание: собрать цепь, в которой две лампы, соединённые последовательно, включаются одной клавишей, а другая клавиша включает две лампы, соединённые параллельно.
Демонстрация стенда с макетами различных цепей.
- Какие лампы будут гореть ярче? Почему? (Разветвление из ламп, соединённых параллельно, имеет меньшее сопротивление. Аналогия тока в проводах – поток воды в трубах. Большее сопротивление соответствует меньшему диаметру трубы.) Проверяем подключением к сети.
Демонстрация плакатов по теме урока, (инструменты для электромонтажных работ) Показываю правильное оконцевание проводов. Если нет круглогубцев, можно использовать плоскогубцы и гвоздь подходящего диаметра.
В тетрадях составляем схему цепи. Одновременно один ученик чертит схему на доске.
4. Практическая работа.
Класс делится попарно. Дежурные раздают инструкционные карты, материалы и инструменты.
Перед началом работы напомнить правила ТБ при работе с ножом.
Во время работы обхожу класс и проверяю правильность сборки и надёжность крепления контактов.
Выполнившие работу, поочерёдно подходят к учителю. После проверки схемы, учитель вкручивает лампы и подключает цепь к источнику тока.
Учащиеся, включая лампы, убеждаются в их различном свечении при последовательном и параллельном соединении.
После оценки работы, цепь разъединяется. Провода, арматура и инструменты укладываются в ящики и сдаются дежурным.