Тип урока: комбинированный.
Дидактическая цель: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения.
Цели познавательной деятельности учащихся:
- характеризовать изображение предмета на сетчатке;
- объяснять недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость;
- знать, какие линзы исправляют дефекты зрения; пояснять термины: аккомодация глаза, иллюзии зрения, расстояние наилучшего зрения;
- высказать свое суждение о том, в чем результат опыта Стреттона.
Цели по содержанию:
- Образовательная цель:
обеспечить усвоение темы через осмысление ранее полученных знаний и исследовательскую деятельность учащихся; - Развивающая цель:
продолжать развитие проблемного мышления для решения познавательных задач; - Воспитательная цель:
способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммутативного общения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение, анализ. Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал на каждую парту индивидуально, для работы в группах.
Здоровье и психосберегающая среда создается через создание комфортных условий для проведения урока, опережающих домашних заданий для учащихся, интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Оформление доски:
- на левой половине доски высказывание:
Если бы оптик принес мне столь несовершенный инструмент, как человеческий глаз, я бы тотчас выбросил его за дверь.
Г. Гельмгольц
В центре – дата, тема урока, правила работы в группах (на правой половине доски):
Истину познаем, а не соревнуемся!
Даем высказаться товарищу!
Единство цели и задачи!
Активность.
Любознательность.Презентацию можно получить у автора статьи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь.
II. Постановка проблемы.
Чем мы занимались на предыдущем уроке? (Изучали строение глаза и его основные функций.)
А сегодня что мы будем делать?.. . (Приложение!)
Обратите внимание на высказывание немецкого физика Гельмгольца: как вы понимаете, что имел в виду автор этих строк? (Глаз человека несовершенен.)
Действительно ли это так?
III. Проверка знаний.
Прежде чем подтверждать или опровергать, давайте вспомним, какое строение имеет глаз человека, и каковы основные функции структурных частей глаза.
? Что образует оптическую систему глаза? (Роговица, хрусталик и стекловидное тело) ? Каким получается изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза? (Перевернутым)
IV. Новый материал:
Рассмотрите электронную микрофотографию нижнего слоя сетчатки.
Учитель: Сетчатка состоит из 120–130 млн. светочувствительных клеток-фоторецепторов, которые называются палочками и колбочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего, зеленого и красного. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам четче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему с наступлением сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета, и все видим в синих или в серо-зеленых тонах. Охарактеризуйте эксперимент америк. психолога Стреттона.
Сейчас вернемся к нашему вопросу о несовершенстве глаза: каждый получает карточку для проведения эксперимента; задания для всех одинаковы.
Вывод: на первый взгляд длины отрезков различны, и линии параллельны, но, если измерить, то все одинаково - глаз несовершенен.
Это явление носит название “иллюзия зрения” или “оптическая иллюзия”.
Рассмотрите подобные картинки (каждому индивидуально).
Вывод: наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле.
Учитель: Есть еще несколько особенностей нашего зрения, о которых нельзя не сказать.
Эксперимент: пронаблюдаем работу хрусталика при различном удалении предмета от глаза:
- расположите ладонь на расстоянии примерно 25см от глаз;
- рассмотрите линии ладони;
- постепенно приближайте ладонь к носу;
- что происходит с изображением?
Вывод: изображение становится нечетким, размытым; расстояние наилучшего зрения 20–25 см от глаза, таким оно должно быть при чтении.
Учитель: Хрусталик – это линза. Известно, что при изменении расстояния от линзы до предмета меняется и расстояние до его изображения. Оказывается, те мышцы, которые прикреплены к хрусталику, способны изменять кривизну его поверхностей и тем самым оптическую силу глаза. Если смотрим вдаль, они расслаблены, и кривизна хрусталика небольшая; переводим взгляд на близлежащие предметы - мышцы сжимают хрусталик, и его кривизна увеличивается. То есть глаз приспосабливается к видению как на близком, так и на далеком расстоянии. Это аккомодация (лат. – приспособление).
Благодаря ей человеку удается фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика – на сетчатке глаза. Однако при близком рассмотрении предметов работа глаза становится утомительной – напряжение мышц, деформирующих хрусталик, усиливается. Поэтому оптимальное расстояние при чтении и письме для нормального глаза составляет около 25см. (на партах схема аккомодации)
? Как вы думаете, а если световые лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а перед ней или за ней, отразится это на “чистоте” зрения или нет? Откройте стр.102 учебника, рис. 98 а, б, в.
? Какие недостатки зрения известны (близорукость, дальнозоркость) ? Чем отличается близорукий глаз от дальнозоркого?(стр. 102–103) ? Почему у человека возникают нарушения зрения? (Сообщение о гигиене зрения)
Близорукость имеет научное название миопия (греч. – “мио”– щуриться и “опсис”– взгляд, зрение). При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковогнутыми стеклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся. При дальнозоркости помогают очки с собирающими двояковыпуклыми линзами, которые улучшают остроту зрения и снижают изменение напряжения аккомодации. !! Работа с учебником: стр.103, рис.99 (а – близорук., б – дальноз.)
Учитель: помимо недостатков зрения существуют и болезни глаз (сообщения) Нашим глазам необходим постоянный отдых. Давайте позаботимся о них! (Гимнастика для глаз.)
Проведем второй эксперимент:
- сидящие слева в каждом ряду просят соседа по парте повернуться к источнику света (окну, лампе) и прикрыть один глаз ладонью;
- через несколько секунд отодвиньте ладонь “испытуемого” и проследите, что происходит с его зрачком;
- поменяйтесь ролями и повторите эксперимент.
Вывод: зрачок рефлекторно сужается на свету.
? Можно ли назвать те части глаза, о которых сейчас шла речь, живой оптической системой? (Можно)
!! Видимо, физиолог, физик Гелъмголъц имел в виду физиологическое несовершенство глаза!!
Проведем третий эксперимент:
- рассмотрите большой палец руки отдельно правым и левым глазом;
- что вы наблюдаете?
Вывод: изображения различны.
? А почему тогда мы четко воспринимаем окружающий мир? (Мы видим двумя глазами.)
Учитель: это и есть, в сущности, главная причина того, что предметы представляются нам объемными: наше сознание совмещает оба впечатления в один рельефный образ; бинокулярное (лат. – пара и глаз) зрение увеличивает поле зрения, повышает его остроту, обеспечивает большую чувствительность к свету.
У зрения человека есть еще одна удивительная способность: приспосабливаться к восприятию окружающих предметов при изменении их яркости или освещенности в больших пределах; она называется адаптацией. При смене дня ночью протекает темновая адаптация, при переходе от ночи ко дню – световая. При изменении уровня освещенности меняется площадь отверстия зрачка, пропускающего световой поток в глаз. Если вы попали из темного помещения на яркий свет, то вы щуритесь, стараясь сократить площадь зрачка до минимума.
Дома вы приготовили сообщения о зрении насекомых, рыб и птиц. Заслушаем их Итак, как вы считаете, достигли мы нашей цели, ответили на вопрос: “Совершенен ли глаз человека?”?
V. Закрепление.
Тест “Подберите пары” со взаимопроверкой (ключ с ответами диктует учитель).
Ответ: 1. 1а, 26, 2. 16, 2а, 3. 16, 2а, 4. 16, 2а, 5. 1а, 26, 6. 1а, 26.
Критерий оценивания (на доске заранее): менее 3-“2”, 3-4-“3”, 5-“4”, 6-“5”
VI. Работа в группах.
Давайте устроим соревнование. Разобьемся на 2 группы, выберите в каждой группе ответственного за выступление – спикера.
Прочитайте правила работы в группе. Постарайтесь его придерживаться.
Задание 1: (выполняли дома)
Вспомнить поговорки, пословицы, загадки о зрении, глазах (за каждое-1 балл, выступать по очереди от каждой группы)
Задание 2:
Отгадать криптограмму “Афоризм”.
(За быстрый и правильный ответ Збаллов), проигравшая команда на следующий урок придумает “оптические иллюзии”.
Ответы:
1. Глаз. 2. Близорукость. 3. Хрусталик. 4. Сетчатка. 5. Линза. 6. Дальнозоркость. 7. Аккомодация. 8. Очки. 9. Микроскоп. 10. Телескоп. 11. Свет.
1-ь 2-е 3-л 4-и 5-а 6-6 7-о 8-к 10-з 11-г 12-у 13-р 14-д 15-х 16-с 17-ч 18-т 19-н 20-м 21-в 22-п 23-ц 24-я
Ключевая фраза:
“Зрение – самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств”
(Д. Аддисон)
VII. Домашнее задание:
VIII. Рефлексия.