Методическая разработка урока на тему "Отделка хлопчатобумажных тканей"

Разделы: Технология


Разработанная тема урока “Отделка хлопчатобумажных тканей” является первым занятием по изучению новой темы программы №5 “Отделка тканей” в группе обучающихся по специальности 2809 “Технология швейных изделий”. Поэтому урок по типу носит сообщающий характер нового учебного материала с применением различных приемов, форм и методов обучения.

Целью  урока является формирование знаний обучающихся по процессам отделки тканей, способам нанесения и закрепления красителя на ткани при этом одновременно преследуются следующие аспекты:

  • образовательный аспект – способствование расширению знаний обучающихся о современных видах печати и побуждение их использовать полученные знания в своей практической деятельности;
  • воспитательный аспект – воспитание желания развивать свой профессиональный кругозор;
  • развивающий аспект – способствование развитию аналитических и творческих способностей.

План изучения тем программы и темы урока оформляется в виде логико-смысловой модели (ЛСМ) по Штейнбергу, где заполнение компонентов координат происходит прямо на уроках и в дальнейшем служит для обучающихся опорным конспектом и даже шпаргалкой. Этот метод помогает структурировать учебную информацию, вырабатывая логическое мышление у обучаемых. Первый компонент ЛСМ (К1) – это цели, преследуемые при изучении темы урока. Упрощенно их можно представить так: “Чему научились? Что узнали? Что знали?”. Второй компонент ЛСМ (К2) – это тема урока “Отделка хлопчатобумажных тканей”. Третий (К3), четвертый (К4), пятый (К5), шестой (К6) компоненты ЛСМ – это темы последующих уроков.

На начальном этапе урока проводится разминка “Кто быстрее и умнее” на повторение пройденного материала по строению ткани, процессу ее получения на ткацком станке и по основным дефектам ткачества. Для этого разработаны три вида заданий дифференцированного контроля знаний, отличающихся по сложности, оформлению и цветовому решению. Это контрольные вопросы тестового задания, обучающее лото, редактирование напечатанного текста. Правильность выполнения заданий оценивается тут же легко и быстро самостоятельно или взаимоконтролем сидящих друг с другом. Целью разминки является мотивация обучающихся через ситуацию реального выбора и актуализация опорных знаний.

При объяснении темы использовались опорно-логические конспекты, разработанные мною в виде учебного элемента и включающие подобранный материал из различной учебной литературы в табличной форме, удобной для лучшего усвоения знаний. Также были использованы словесные методы (объяснение, рассказ, работа с доской, фотографиями и схемами, опорными конспектами) и наглядные методы (показ трудовых приемов нанесения изображения на ткань термопечатью с использованием утюга УТП-2) и элементы репродуктивных методов, основанных на познавательной деятельности обучающихся (проблемно-развивающий диалогический метод).

Для закрепления изученного материала обучающимся предлагается выполнить практическую работу в парах: определить этапы и последовательность операций отделки образцов х/б тканей с использованием опорно-логических конспектов. В заключительной части урока будут оценены почти все обучающиеся с получением инструктирования по выполнению домашнего задания.

Использование различных форм и методов обучения в ходе разработанного урока вызывают интерес к предмету, глубокое усвоение полученных знаний, стремление к овладению новыми познаниями, и способствует расширению профессионального кругозора.

План урока (2 часа)

  1. Тема программы № 5: Отделка тканей
  2. Тема урока: Отделка хлопчатобумажных тканей

Цели урока:

образовательные:

  • сформировать знания обучающихся по процессам отделки тканей, способам нанесения и закрепления красителя на ткань;
  • способствовать расширению знаний обучающихся о современных видах печати;
  • побуждать обучающихся использовать полученные знания в практической деятельности;

воспитательная:

  • воспитать желание развивать свой профессиональный кругозор;

развивающая:

  • способствовать развитию аналитических и творческих способностей.

Тип урока – сообщение нового материала.

Вид урока – комбинированный.

Уровень усвоения – 2 (самостоятельное выполнение по памяти типового действия).

Материально-техническое оснащение:

  • плакаты “Схема челночного ткацкого станка”, “Устройство ткацкого станка”;
  • оформленная доска и ЛСМ (логико-смысловая модель);
  • опорно-логические конспекты;
  • образцы тканей;
  • утюг УТП-2 и рабочее место для утюжильных работ;
  • фотографии печатной машины;
  • фотографии дефектов печати;
  • часы;
  • термотрансферная бумага для переноса отпечатанного на принтере изображения на светлую хлопчатобумажную ткань;
  • фотографии дефектов печати;
  • задания дифференцированного контроля знаний (тест, обучающее лото, редактирование напечатанного текста).

Сценарий урока

Организационная часть:

  • приветствие обучающихся и гостей;
  • проверка явки обучающихся и готовности к занятию;
  • заполнение журнала.

- Добрый день! Я рада приветствовать Вас и наших гостей, надеюсь, что их присутствие не повлияет на снижение Вашей работоспособности. Пожалуйста, доложите о готовности к занятию и отсутствующих на сегодняшний день (доклад старосты группы Силкиной Анны).

Повторение изученного материала:

Сообщение темы программы и темы урока, постановка целей.

Работа с доской и ЛСМ.

- Сегодня снова будем говорить о тканях и их строении и тема последующих занятий будет “Отделка тканей”, где мы отдельно рассмотрим отделку хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых тканей из натуральных волокон и отделку тканей из химических волокон и нитей. Давайте посмотрим на доску и познакомимся с логико-смысловой моделью (ЛСМ), которая будет являться для нас планом и шпаргалкой в изучении тем <Приложение №1>.

Как пользоваться ей Вы уже знаете:

- 1-ый компонент ЛСМ - это цели, преследуемые при изучении темы;

- 2-ой компонент ЛСМ - это тема урока “Отделка хлопчатобумажных тканей”;

- 3 – 6- ой компоненты ЛСМ – это темы следующих занятий.

- Сегодня мы должны изучить этапы и операции отделки х/б тканей, которые еще не имеют красивого внешнего вида; познакомиться с различными способами нанесения и закрепления красителей на ткани; получить знания о современных видах печати и ,опираясь на полученные знания, суметь определить последовательность отделочных операций для конкретного образца ткани.

- Пожалуйста, перенесите тему и ЛСМ в тетрадь. <Рисунок 1>

Обоснование повторения изученного материала.

Разминка на повторение “Кто быстрее и умнее” с использованием дифференцированных заданий для контроля знаний.

Подведение итогов.

- Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что же такое ткань, как ее получают, устройство ткацкого станка и основные дефекты ткачества, чтобы выявить пробелы в знаниях обучающихся. Для этого проведем разминку на повторение и закрепление “Кто быстрее и умнее”, оценены будут все.

- Предлагается три вида заданий на выбор, отличающихся по сложности и оформлению из разных цветных папок:

№1 - редактирование напечатанного текста (желтая папка) <Приложение №2>;

№2 - обучающее лото (зеленая папка) <Приложение №3>;

№3- тестовое задание из 12 вопросов (красная папка) <Приложение №4>.

- Внимательно читаем задание и отвечаем “Время пошло”! (7-10 минут)

- Давайте проверим правильность выполнения заданий. Это Вы сможете сделать самостоятельно причем очень быстро.

  • (для задания №1 - 1 человек читает верный печатный текст, остальные подсчитывают число “небылиц”;
  • для задания №2 – просто переворачиваются наложенные карточки с названием дефектов, чтобы получилась правильная целостная картина костюмов эпохи 16-17 веков;
  • для задания №3 – раздать справочные листы с ответами).

- Каждый оценил себя сам легко и быстро, увидел свои недочеты. Так кто же из Вас самый умный?

(назвать отличившихся, остановиться на частых ошибках)

Получение новых знаний:

1. Работа со 2-ым компонентом ЛСМ и опорно-логическими конспектами <Приложение №5>.

2. Объяснить сущность и назначение отделки х/б тканей, перечислить основные этапы:

- предварительная отделка;

- крашение;

- печатание;

- заключительная отделка..

3. Рассказать о содержании каждой отделочной операции и ее влиянии на свойства ткани (по опорно-логическим конспектам):

3.1 Разбраковка и приемка суровья.

3.2 Опаливание.

3.3 Расшлихтовка.

3.4 Отваривание.

3.5 Мерсеризация.

3.6 Ворсование.

3.7 Крашение.

3.8 Печатание.

3.9 Спиртовка.

3.10 Ширение.

3.11 Подворсовка.

3.12 Аппретирование.

3.13 Каландрирование.

4. Обратить внимание на х/б ткани, для которых не свойственны некоторые виды операций (показать образцы текстильных материалов).

5. Рассказать о видах печати и их особенностях выполнения, выделить современные виды печати (по опорным конспектам и фотографиям) <Приложение №6>.

6. Выполнить практически вид термопечати “сублистатик” под руководством преподавателя.

- Модным направлением на сегодняшний день является использование изделий и тканей оформленных вручную: рисунками в технике батик (с использованием холодного и горячего резерва), рисунками в технике тай-дай (путем нанесения красителя с помощью распылителя) или термопечатью. Все это можно сделать в домашних условиях, подчеркнув индивидуальность изготавливаемого изделия.

Китайская пословица гласит:

“Я слышу - я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю!”

В качестве примера хочу познакомить с таким видом печати как “сублистатик” - это перенос рисунка с бумаги на материал при кратковременном термоконтакте. Для переноса его на ткань используют эффект сублимации, когда краситель при температуре 150-220оС и давлении переходит из твердого состояния в газообразное. При этом вначале происходит адсорбция молекул красителя на поверхности, а затем диффузия их внутрь волокон и взаимодействие с активными центрами волокон (физическое явление).

Это может выполнить любой из Вас и без моего участия. Пусть мне кто-нибудь поможет (по желанию). Заодно и повторим технику безопасности при работе с утюгом.

(1 из обучающихся за оборудованным утюжильным местом с помощью утюга и моих подсказок переводит изображение на готовое изделие).

Пояснения к применению:

  • Печатная сторона находится с не разлинованной стороны;
  • Печать позитивная, поэтому изображение должно быть напечатано зеркально перевернутым;
  • Изображение получают с помощью струйного принтера;
  • После печати изображению необходимо просохнуть около 30 минут;
  • Вырезать контур изображения с краями 0,3-0,5 см;
  • Наметить положение рисунка на изделии;
  • Уложить бумажное изображение рисунком на изделие;
  • Проутюжить изображение максимально горячим утюгом с максимальным нажатием круговыми движениями для равномерного распределения тепла без пара (40-90 секунд).
  • Стараться, чтобы центр подошвы утюга прошелся по всем элементам рисунка.
  • Дать остыть изображению.
  • Снять защитную клетчатую подложку не растягивая.
  • Стирать изделия следует не более 40оС (выдерживает 20 стирок), вывернув изделие на изнаночную сторону, не используя отбеливатели и ускоренную сушку.
  • Изображение приутюжить через бумагу.

Надеюсь, Вам это было интересно и познавательно.

7. Ознакомить с дефектами печатания (показ фотографий дефектов) <Приложение №7>.

Закрепление изученного материала:

- Я думаю, сегодня Вы узнали много нового о, казалось бы, давно известных вещах, и, очень надеюсь, что эти знания Вам пригодятся в дальнейшем. Для закрепления своих знаний и умений давайте выполним практическую работу в парах, определим последовательность отделочных операций и обоснуем свой ответ.

1 Дать практическое задание: определить этапы и последовательность операций отделки образцов х/б тканей для 1 образца (по опорному конспекту и органолептическим методом).

2. Объяснить ход выполнения работы.

3.Провести текущий инструктаж и ответить на возникшие вопросы.

4. Оказать помощь.

5. Проверить выборочно.

Заключительная часть и домашнее задание:

  • Оценить работу обучающихся, отметить лучших.
  • Сделать обобщения.

Информация о домашнем задании:

- с. 49-58 (Мальцева Е. П. Материаловедение швейного производства, 1986);

- оформить конспект в тетради;

- выполнить практическое задание: определить этапы и последовательность операций отделки образцов х/б тканей для 2 образца.

Структура урока с указанием алгоритма действий обучающихся и преподавателя, а также целей каждого этапа открытого урока представлена в <Приложении №8>.

Библиографический список

  1. Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия: Высшая школа,2000.
  2. Калмыкова Е. А. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 2001.
  3. Мальцева Е. П. Материаловедение швейного производства. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
  4. Материалы для швейных изделий: Учебное пособие для сред. проф. образования. – М.: Легпромбытиздат, 1988.
  5. Бузов Б. А. и др. Материаловедение швейного производства. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Легпромбытиздат,1986.
  6. Жихарев А. П. Материаловедение: Швейное производство: Учебное пособие для НПО. – М.: Академия, 2005.
  7. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006.
  8. Сибирская М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: 2002