Предлагаемая разработка урока немецкого языка апробирована в 10 классе при изучении темы «Экология». Урок "Wasser - Baustein des Lebens" посвящен проблеме охраны водных ресурсов, так как на сегодняшний день это глобальная экологическая проблема. Только воспитание бережного отношения к природе поможет сохранить жизнь на Земле. Каждый человек должен понять важность и необходимость его личного участия в охране окружающей среды. Посредством иноязычного общения, использования на уроке аутентичных материалов страны изучаемого языка, современных средств обучения и различных организационных форм работы я стараюсь сформировать правильную гражданскую позицию обучаемых, прививать любовь к своей Родине, чувство ответственности за будущее.
Использование мультимедиа компонентов является одним из важнейших условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. В совокупности с другими, в том числе и традиционными, методическими приемами, педагогическими технологиями мультимедийное сопровождение урока способствует повышению эффективности процесса обучения и воспитания.
Опыт показывает, не следует рассматривать мультимедиа компоненты только как носители наглядности. Продуктивность таких материалов повышается, если имеет место интерактивность, учтены психологические и физиологические особенности обучаемых.
Предлагаемый материал состоит из методического руководства к уроку, электронного образовательного ресурса, макета рабочей тетради. Электронный образовательный ресурс является гипертекстовым модулем, созданным на основе презентации Power Point, который соответствует требованиям образовательных стандартов, методики преподавания.
При создании модуля предполагалось, что с его помощью можно будет проводить все виды деятельности при обучении иностранному языку. На уроке обучаемые получают необходимую для информацию из одного источника – модуля. Этот тип образовательного ресурса экономичен, так как:
- содержит аудиовизуальную информацию, информацию для усвоения лексического, грамматического материала,
- дает возможность по мере необходимости (т.е. учитывая индивидуальные потребности обучаемого) повторить изученный ранее материал,
- развивает навыки аудирования, письма, орфографической грамотности,
- обучаемые приобретают практические навыки применения полученных знаний,
- имеет место контроль учебных достижений, при этом обучаемый получает немедленно результат оценки своей деятельности, что способствует рефлексии.
Интерактивность модуля позволяет ученику стать активным участником процесса обучения и в некоторой мере управлять информационным потоком, что способствует повышению познавательной активности школьников. В содержание включены не только изображения, видеоматериал, таблицы, тесты, но и ссылки на источники информации в сети Интернет.
Главная цель: развитие личности обучаемого, способной участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться.
Основные задачи:
- систематизация, обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных ранее, в рамках изученной темы (произношение, активный запас фраз и речевых образцов, умения устного активного и рецептивного речевого общения);
- вовлечение обучаемых в активную речевую деятельность на уроке путем использования современных средств обучения и различных организационных форм работы;
- обеспечение максимального уровня активной деятельности всех обучаемых в течение урока;
- развитие критического и логического мышления при постановке проблемы, умения аргументировано высказываться, убеждать собеседников, учитывая при этом мнение окружающих;
- обеспечение коммуникативной направленности обучения;
- экологическое воспитание школьников.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
Практический выход: умение применять лексический и грамматический материал по данной проблеме в различных ситуациях.
Методы:
- коммуникативно-ситуативные;
- объяснительно-иллюстративные;
- аудио-визуальные;
- репродуктивные;
- практические (приёмы постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля).
Принципы: проблемности, наглядности, доступности, последовательности.
Оборудование: мультимедийный лингафонный кабинет, учебный материал на электронном носителе, рабочие тетради обучаемых «Wasser – Baustein des Lebens»
Ход урока
1. Организационный момент.
Habt ihr heute schon etwas zum Frühstück getrunken?
Wer hat sich gewaschen?
Wer hat die Zähne geputzt?
Jeden Morgen trinken wir Tee oder Kaffee. Aber niemand denkt daran, wie dieses Wasser ist, woraus das Wasser zu uns kommt.
(Слайд 2) Heute werdet ihr Wissenswertes zum Thema Wasser erfahren. In welchen Lebensbereichen verwenden wir es? Woher kommt es, wohin geht es? Sind die Wasservorräte grenzenlos?
Lebenswichtig, kostbar, vielseitig und unentbehrlich - all das trifft auf das Elixier Wasser zu, ohne welches es auf unserem Planeten kein Leben gäbe.
(Слайд 3) Schon der griechische Philosoph Thales von Milet (625-547 v. Chr.) wusste: "Das Prinzip aller Dinge ist Wasser; aus Wasser ist alles und ins Wasser kehrt alles zurück..."
2. Фонетическая зарядка.
Machen wir zuerst das Assoziogramm „Wozu brauchen wir das Wasser?“
/Обучаемые выполняют задание №1 сначала в рабочих тетрадях, потом на доске, учитывая результаты деятельности обучаемых, создается общая схема./ (Слайд 4)
Um richtig unser Problem zu besprechen, machen wir die Mundgymnastik!
/Для фонетической зарядки используются слова и словосочетания из полученной ассоциограммы./
3. Активизация лексического материала, изученного ранее.
Schreibe die Tabelle 1 „Wie viel Wasser brauche ich jeden Tag?“ und zähle den Wasserbedarf! /Übung 2 im Arbeitsheft/
Wozu? | Wie viel? |
Trinken |
|
Kochen |
|
Spülen |
|
Waschen |
|
Baden, Duschen, Körperpflege |
|
WC-Spülung |
|
Sonstiges |
|
Wasserbedarf |
|
Wozu braucht ihr das Wasser? Wozu braucht ihr es am meisten? Vergleichen wir unsere Ergebnisse!
4. Развитие навыков аудирования (работа с видеофрагментом).
a) Seht den Auszug aus dem Film an!
Erzählt, was ihr aus dem Film erfahren habt! (Слайд 5)
b) Seht den Auszug noch einmal an!
Schreibt die Tabelle 2 „Wie viel Wasser braucht der Mensch im Deutschland jeden Tag?“! /Übung 3 im Arbeitsheft/
Wozu? | Wie viel? |
Trinken |
|
Kochen |
|
Spülen |
|
Waschen |
|
Baden, Duschen, Körperpflege |
|
WC-Spülung |
|
Sonstiges |
|
Wasserbedarf |
|
Vergleicht die Ergebnisse!
5. Развитие навыков чтения с общим охватом содержания.
Auf unserem Planet Erde leben viele Menschen. Und alle Menschen brauchen täglich viel Wasser.
a) Das Wasser ist auf der Erde allgegenwärtig und trotzdem nehmen wir nur einen kleinen Teil davon wahr. Das alltägliche Aufdrehen des Wasserhahns hat den Menschen vergessen lassen, wie kostbar und schützenswert der Flüssigkeitsspeicher des blauen Planeten ist.
Das Wasser macht unsere Welt vielfältig und faszinierend.
Doch auch die negative Seite soll nicht verschwiegen werden. (Слайд 6)
Lest selbst! /Übung 4 im Arbeitsheft /
b) Macht den Test! (Слайды 7 - 17)
6. Развитие умения аргументировано высказываться, убеждать собеседников, учитывая при этом мнение окружающих.
a) (Слайд 18) Jeder hat das Wasser zu sparen. Zum Wassersparen kann jeder selbst beitragen. Habt Ihr Lust, mal Umweltdetektiv in Eurer eigenen Umgebung zu sein? Ihr glaubt gar nicht, wie viele Möglichkeiten es gibt, das Wasser im ganz normalen Alltag einzusparen. Man muss nur wissen wie es geht!
/Обучаемым предлагается пройти тестирование «Bist du sparsam?». (Слайды 19-38) Если компьютерное тестирование каждого обучаемого невозможно, то выполняется упражнение №5 в рабочей тетради. /
Es gibt verschiedene ökologische Organisationen. Zu den ökologischen Jugendorganisationen gehört die Organisation NABU (Naturschutzbund Deutschlands). Um im NABU aktiv zu werden, zählt vor allem eins: Der Wunsch und die Bereitschaft etwas für die Natur tun zu wollen! Jeder hat eine Möglichkeit, Mitglied dieser Organisation zu werden.
(Обучаемым предлагается посетить сайт организации http://www.nabu.de/mitglied/ )
Stellt euch vor, dass ihr solche Möglichkeit habt! Füllt diese Fragebogen aus! (Слайд 38) /Если на уроке нет возможности заполнить электронный вариант анкеты, обучаемые выполняют упражнение 6 в рабочей тетради. /
7. Обобщение и закрепление знаний грамматического материала (haben/sein + zu + Infinitiv).
a) (Слайд 39) Die Wasservorräte werden knapper, die Gewässer sterben ab und die Lebensräume werden zerstört. Täglich werden Millionen Liter Wasser verschwendet und verschmutzt. Was müssen wir tun, um unser Planet Erde zu retten?
Diese Frage kann man anders stellen!
Wer kann uns diese grammatische Regel erklären?
(Слайд 40) Vergleicht diese Sätze!
Wir müssen das Wasser sparen. = Wir haben das Wasser zu sparen.
Das Wasser muss gespart werden. = Das Wasser ist zu sparen.
(Обучаемым предлагается восползоваться грамматическим справочником в сети Интернет www.grammade.ru/grammar/infinitiv.shtml#habensein . В случае, если подключение к сети Интернет невозможно, - материал для повторения – слайды 43, 44)
b) Um diese Frage zu beantworten, können wir „haben/sein + zu + Infinitiv“ benutzen.
Macht selbstständig die Übung 6 im Arbeitsheft!
- Jeder Mensch muss das Wasser sparen.
- Das gereinigte Wasser muss zum Trinken benutzt werden.
- Der Wasserhahn muss fest zugedreht werden.
- Das Trinkwasser muss beim Duschen eingespart werden.
- Die Fabriken und Betriebe müssen die industriellen Abwässer reinigen.
- Die giftigen Abwässer müssen richtig gereinigt werden.
- Die Bauern müssen vorsichtig die Kunstdünger benutzen.
- Wir müssen an der Zukunft denken
c) Kontrolliert einander! Vergleicht mit dem Beispiel! /Обучаемые проверяют выполнение задания друг у друга, потом сравнивают с образцом, предлагаемым на экране./ (Слайд 41)
8. Заключительный этап (рефлексия, информация о домашнем задании).
a) Heute haben wir sehr viel über die ökologischen Probleme gesprochen.
Ist es wichtig, die Wasservorräte zu schützen?
b) Alle haben gut gearbeitet. /Оценка деятельности обучаемых на уроке/
с) Man kann viel dieses Problem bereden. Aber das stoppt nicht die Wasserverschmutzung! Wir haben etwas zu machen. Entwirf zu Hause Poster, die zum Wasserschutz, zu kleinen Veränderungen im Alltag anregen! Arbeitet, bitte, in der Gruppe!