Прогрессии как математические модели реальных ситуаций (9-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать материал по теме "Геометрическая прогрессия. Проконтролировать степень усвоения знаний, умений, навыков.
  • Воспитательные: показать на исторических задачах, что "геометрическая прогрессия" возникла из практических потребностей людей. Приучить учащихся умению выслушивать других и умению общаться, прививать трудолюбие.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, продолжать формирование математической речи; формировать положительный мотив учения; развитие творческой деятельности.

Ход урока

Этапы урока и их содержание Деятельность
учителя учащихся
I. Организационный этап Организационная Сообщают об отсутствующих
II. Постановка цели.

Сегодня на уроке мы повторим основные понятия и формулы по теме "Геометрическая прогрессия"; познакомимся с историческими сведениями; на примерах реальных ситуаций увидим для чего нужны знания и как их применять в современной жизни по данной теме.

Сообщает тему урока, дату, цель. Записывают в тетради.
III. Проверка домашнего задания.

На дом Вам было предложено дифференцированное домашнее задание.

1 группа № 6.22(1)

2 группа № 6.36(1)

3 группа

  • работа 1 вариант 2 №14
  • работа 9 вариант 2 №14

все задания взяты из сборника заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

Авторы: Л.В. Кузнецова и др. Москва "Просвещение" 2007г.

Два ученика

1 группы и 2 группы готовили домашнее задание на слайдах

Приложение №1.

Учитель вызывает учащихся из 3 группы и проверяет их работы

Учащиеся показывают свои работы. Остальные по тетрадям проверяют.

2 человека из 3 группы устно рассказывают решение заданий

IV. Актуализация опорных знаний.

Повторим знания полученные по теме: "Геометрическая прогрессия", посмотрев презентацию подготовленную учащимися.

Приложение №2 1 учащийся показывает подготовленную им презентацию по теме: "Геометрическая прогрессия"
V. Решение задач.

Задача №1.

В школе 1023 ученика. В 8 часов один ученик рассказал новость двум своим приятелям. Через 5 минут каждый из двоих рассказал еще уже двум своим знакомым и т.д.

Вопрос: во сколько эта новость будет известна всей школе.

Решение:

b1=1; b2=2; b3=4;::..

g=2; Sn=1023

- математическая модель

2n - 1 = 1023

2n = 1024

2n = 210

n = 10

5 мин. * 10 = 50 мин.

8 ч. + 50 мин. = 8 ч. 50 мин.

Ответ: в 8 часов 50 минут.

Задача №2.

Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: "Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100000 рублей. А ты мне в первый день 1 копейку, во второй 2 копейки, и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем." Купец обрадовался, он посчитал что за 30 дней получит от незнакомца 3000000 рублей. На следующий день пошли к нотариусу и уговорили сделку.

Вопрос: кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец?

Решение:

b1=1; b2=2; b3=4;::..

g=2; n=30

Ответ: купец проиграл.

Как видите ,из презентации и в древнем мире и в современном существуют реальные ситуации, где необходимы знания по теме "Геометрическая прогрессия".

Решим две такие задачи.

Учащиеся предлагают перевод реальной задачи на язык математики и ищут пути решения, затем один ученик у доски решает , а остальные записывают в тетрадь.
VI. Тестирование

Тест проводится в двух вариантах.

Приложение №3 Самостоятельная работа учащихся
VII. Домашнее задание

Повторить 16

№518(а), №512 - 1 группа

№505 - 2 и 3 группы

Поясняет домашнее задание  
VIII. Подведение итогов урока. Оценки.