Одним из ведущих факторов модернизации преподавания географии и всего образования в целом является интеграция одновременно нескольких современных образовательных технологий, позволяющих раскрыть потенциальные возможности каждому ученику, войти в социальное пространство, направить на путь развития личности. Ядром педагогической деятельности на основе комплексного подхода к преподаванию географии является создание условий для социализации личности ребенка на основе следующих программ деятельности:
- использование адаптивных технологий;
- проектная деятельность учащихся;
- использование информационно - коммуникативных технологий;
- работа с одаренными учащимися, научно-исследовательская деятельность;
- использование краеведческого принципа в обучении и воспитании.
В основе проектной деятельности учащихся закладывается развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
На большей части уроков ученики выполняют различные творческие, исследовательские мини-проекты и задания, которые в дальнейшем представляют и защищают, тем самым развивают свои коммуникационные способности. Из числа лучших проектных работ отбираются проекты и проводятся дальнейшие исследования, результаты которых представляются на географических конференциях, а также школьной научно-практической конференции с дальнейшим выходом на районный, городской и областной уровни.
В комплексном подходе важное место уделяется работе с одаренными учащимися и исследовательской деятельности с широким применением краеведческих принципов познания окружающего мира.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования.
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Целью работы с одаренными учащимися является создание условий для развития творческого потенциала школьников, формирование устойчивого мотива к творческой деятельности.
В качестве программы деятельности по раскрытию потенциальных возможностей учащихся выделяются основные направления: развитие интеллектуальной и творческой активности; формирование устойчивой мотивации к учебной и творческой деятельности; формирование потребности к самообразованию; овладение методами исследовательской деятельности на основе проектной деятельности учащихся; развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности; реализация способностей образного восприятия и воображения; реализация в поведении ценностного отношения к себе как личности и личности человека вообще; способность адекватного восприятия жизненных ситуаций и их решения.
Реализация поставленных целей и задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности школьников.
В основу программ для одарённых и талантливых учащихся, прежде всего, необходимо заложить принцип ускорения. Ускоренное прохождение образовательных программ рассматривается как главный фактор развития способностей и всей индивидуальности.
Научно-исследовательская деятельность учащихся находится на переплетении основных направлений педагогической деятельности в условиях интеграции проектной работы, системы развития одаренности в условиях широкого применения информационно-коммуникативного пространства в основном в области распространения краеведения. Конечной целью развития научно-исследовательской деятельности учащихся является, естественно, социализация личности, т.к. именно на данном этапе ученик в реальном времени сталкивается с основными процессами вхождения в социальную среду и взаимодействия в ней.