Цель урока: Познакомить учащихся с животным миром Австралии.
Задачи урока:
- обучающая – показать учащимся, что животный мир Австралии резко отличается от животного мира материковой суши, что своеобразие органического мира связано с развитием его в условиях длительной изоляции от органического мира других материков.
- коррекционно-развивающая – развивать быстроту переключаемости внимания при работе с заданиями и их самостоятельной проверке.
- воспитательная – формирование умения согласованно работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки для индивидуального и дифференцированного опроса, цветные карандаши.
Этапы урока
I. Организационный этап.
II. Этап всесторонней проверки знаний.
Урок следует начать с проверки домашнего задания по теме «Растительный мир Австралии».
На экране показывается изображение материка – Австралия. (слайд 1 – Презентация).
Учитель:
– Назовите растения, которые растут в Австралии.
Учащиеся отвечают, называют известные им растения, растущие в Австралии. После чего с использованием мультимедийной установки на экране показываются растения, растущие в Австралии. Учащиеся проговаривают названия показанных растений вслух и проверяют правильность сказанных ими ранее ответов. (слайд 2).
Учащимся даются карточки с заданием:
Что в Австралии называют скрэбом? Подчеркните правильный ответ.
- разновидность эвкалипта;
- заросли колючих непроходимых кустарников;
- древовидные папоротники.
После выполнения задания на экране высвечивается правильный ответ, учащиеся самостоятельно проверяют свои работы. (слайд 3)
Учитель: Назовите растение, которое является символом Австралии. Это растение изображено на гербе Австралии.
Учащиеся называют это растение: акация. (слайды 4-5).
Учащимся выдаются карточки с заданием
Подчеркни правильный ответ. Какая часть австралийского материка богата лесами?
- Северная,
- Экваториальная,
- Восточная.
После выполнения задания на экране высвечивается правильный ответ, учащиеся самостоятельно проверяют свои работы. (слайд 6)
Учащиеся работают в паре, им выдаются карточки с заданием:
Распредели растения по «адресам» (соедини стрелкой с помощью цветных карандашей название растений с природной зоной, в которой они произрастают, см. Приложение к учебнику, с. 8-9).
Мангры | Саванны | |
Эвкалипт | ||
Бук | ||
Зонтичная акация | ||
Фикус | ||
Древовидный папоротник | Тропические леса | |
Скрэб | ||
Пальма | ||
Бутылочное дерево | ||
Хлебное дерево | ||
Травяное дерево | Пустыни |
После выполнения задания на экране высвечивается правильный ответ, учащиеся самостоятельно проверяют свои работы. (слайды 7-8)
Учитель:
Каждый из вас считает себя знатоком
Австралийский мир вам всем знаком
Постарайтесь вы найти при чтении
Что здесь подвергается сомнению.
Учащимся выдаются карточки с текстом:
«Климат Австралии на севере тропический, на юге умеренный. Здесь растут травянистые растения – скрэб. В тропических лесах растут деревья баобабы – с толстыми у основания стволами, резко суживающимся верхом. Основное растение – хлебное дерево».
В данном тексте были умышленно допущены ошибки, которые учащиеся должны найти и исправить. (слайд 9)
III. Целевая установка.
Учитель: Много причудливых растений растет в Австралии. Мы продолжаем знакомиться с природой самого интересного материка – Австралии. (слайды 10-18)
Я сегодня познакомлю вас с животным миром Австралии, который не менее разнообразен и удивителен.
IV. Динамическая пауза.
Проводится по мере необходимости.
V. Этап усвоения новых знаний.
Учитель сообщает тему урока, учащиеся записывают число и тему урока в рабочей тетради. (слайд 19)
Австралия отличается от других материков своеобразием животного мира. Природа создала здесь естественный заповедник, в котором сохранились животных, близкие к тем, что населяли Землю в далеком прошлом и уже исчезли на других материках. Органический мир развивался в Австралии изолированно, так как она давно отделилась от других материков. Только в Австралии сохранились яйцекладущие млекопитающие (утконос и ехидна); многочисленные сумчатые (кенгуру, вомбаты, волк, крот и многие другие); богат мир птиц (страус эму, казуар, лирохвосты, райские птицы и другие).
Ехидна – наземное животное. Она живет в сухих местах, предпочитая каменистые участки. Нор она не роет. Главная ее защита - иглы. Потревоженная ехидна сворачивается в шар, как еж. С помощью когтей она может частично зарываться в рыхлую землю; зарывая переднюю часть тела, она подставляет врагу лишь направленные назад иглы. В холодное время она впадает в непродолжительную спячку. Ехидна питается муравьями, термитами и прочими насекомыми. Ехидна насиживает яйца и кормит детенышей молоком. (слайд 20).
Утконос – зверек с коричневым мехом, длиной до 65 см, включая длину уплощенного хвоста, похожего на хвост бобра. В воде утконос проводит около 2 часов в сутки. Кормиться он дважды: рано утром и в вечерние сумерки. Питается мелкими водными животными. Утконос откладывает яйца, а детенышей вскармливает молоком. (слайд 20).
Сумчатая мышь – живет в Австралийских пустынях. Это дневное животное. Сумка почти отсутствует. Детеныши, висящие на сосках матери, примерно в течение месяца защищены лишь небольшой боковой складкой кожи. Она преимущественно насекомоядная, но при случаи охотно нападает на домовых мышей и других мелких зверьков. (слайд 21)
Сумчатая куница – древесное животное. Сумчатая куница большей степени напоминает мелких хищников типа куница или мангуст. Добычу она выслеживает и настигает прыжком, в основном это: насекомые, ящерицы, мелкие птицы, млекопитающие и рыба. (слайд 22)
Сумчатый волк – это самый крупный и сильный из хищных сумчатых. Сумчатый волк ночное животное. Он выходит из своего убежища только в сумерки и идет на охоту в одиночку или парой. Он охотится за валлаби, мелкими сумчатыми, крысами, ехиднами, птицами. В настоящее время сумчатый волк вероятнее всего исчез, т.к. в последние 45-50 лет не известны случаи поимки или встречи с ним. (слайд 23)
Сумчатый крот – насекомоядное животное. Длина тела около 15 см. Окраска беловатая или золотистая. Этот крот полностью лишен глаз и наружного уха. Морда, приспособленная для рытья защищена особым ороговевшим щитком. Сильно развиты протоки слезной железы; они орошают носовую полость и препятствуют ее загрязнению землей. Конечности короткие и сильные. (слайд 24)
Кенгуру – владыки австралийской саванны. Эти могучие атлеты – один из официальных символов Австралии: их изображение выбрано вместе с изображением страуса эму для герба Австралийской Федерации. Самцы крупных кенгуру больше самок; длина их тела, включая длину хвоста, может достигать почти 3 метра, масса превышает 80 кг. Передние лапы слабее задних, но все же достаточно развиты, что бы животные могли вставать на «четвереньки», во время пастьбы или при защите от врагов. Когда нужно спасаться, кенгуру делает фантастические прыжки, до 9-12 метров в длину. Детеныш у кенгуру рождается размером с фасолину, достигает сумки матери, забирается в нее и хватается за сосок, который находится внутри сумки. В сумке детеныш находится до возраста 1,5 лет. Кенгуру травоядные животные. (слайд 25)
Коала – сумчатый медведь. У него пушистая шкура, маленькие глаза, уплощенный и согнутый нос. Коала неподвижно сидит на дереве, никогда не покидая его. Сильные когти служат ему для прикрепления. Питание коала очень специализированно: взрослый зверь питается исключительно листьями эвкалиптов, в связи с чем у него в природе нет врагов, так как запах эвкалипта отпугивает хищников. (слайд 26)
Вомбаты – добродушные сумчатые толстяки, длиной до 1 м и массой до 40 кг. У них жесткая шерсть, короткие круглые уши. Конечности у вомбатов сильные, вооружены мощными лопатообразными когтями, приспособленными для рытья. Вомбаты – ночные животные, любят тепло. Питаются растительной пищей. (слайд 27)
Страус эму – крупная птица. Оперение имеет шерстистый характер и окрашено в буровато-серые тона. Масса птицы 45-55 кг, высота 170 см. В кладке обычно 7-8 яиц, насиживает их только самец. Питаются эму плодами, семенами, мелкими животными. (слайд 28)
Лирохвост – осторожные, пугливые птицы, ведущие одиночный образ жизни, они быстро и ловко бегают в лесных зарослях. Будучи наземными птицами, ночуют на ветвях высоких деревьев. Наиболее замечателен у этих птиц хвост, который особенно развит в самца – по форме напоминает инструмент «лиру». (слайд 29)
Динго – это своеобразная дикая вторично одичавшая собака. Динго завезли в Австралию еще в каменном веке охотники и рыболовы. В Австралии сбежавшие от своих хозяев или брошенные ими динго нашли прекрасные условия обитания – массу дичи и полное отсутствие врагов. Самка приносит 4-6 щенков. Чистокровный динго не лает, а только тявкает и завывает. (слайд 30)
Черепаха – огромное пресмыкающееся Австралии. Длина которого иногда превышает 1 метр, а его вес свыше 150 кг. (слайд 31)
Далее на экране демонстрируются животные, которых учитель называет, но краткую характеристику уже не дает. (слайды 32-39)
Учитель: На гербе Австралии, вы его уже видели, изображено 2 животных, назовите их.
После ответа учащихся на экране демонстрируется герб Австралии (слайд 40).
Учащиеся в тетрадях записывают какие животные в какой природной зоне обитают. (переписывают с экрана слайд 41).
Учитель: Раньше местное население очень бережно относилось к природе, сосуществовали с ней в тесном единении. В наши дни природа материка сильно пострадала в результате хозяйственной деятельности человека. Наиболее сильно изменены восточная, юго-восточная и юго-западная густо заселенные части Австралии. Изменился животный мир материка, сократилось число видов, некоторые находятся на грани вымирания. Законы об охране природы, принятые в Австралии еще в прошлом веке, были в основном направлены на сохранение только уникального органического мира. В настоящее время на материке существует более 1000 охраняемых территорий. Среди них много национальных парков («Косцюшко», подводный заповедник и др.) (слайд 42).
VI. Закрепление полученных знаний.
Задание 1.
Ученикам раздаются карточки с заданиями следующего содержания:
(отметить ручкой правильный ответ)
- Кто не является животным Австралии:
– кенгуру
– утконос
– коала
– белый медведь. - Кто из перечисленных животных Австралии является сумчатым:
– белка
– кенгуру
– волк
– тигр
– заяц. - Кто из этих животных живет на деревьях и никогда не сходит на землю:
– белка
– коала
– обезьяна.
Это задание дается дифференцированно в зависимости от успеваемости учащихся
(выполняют два или три задания. Затем свои ответы сверяют с ответами на экране).
(слайды 43-45).
Задание 2.
Учащиеся работают в паре, им необходимо решить кроссворд. (слайд 46).
После выполнения задания, всем классом проверяется правильность ответов.
VII. Домашнее задание.
(слайд 47).
VIII. Итог урока и выставление оценок.
Список используемой литературы:
- Гильяров М.С. – Биологический энциклопедический словарь,
- Ильчева В.Д, Михеева А.В. – Жизнь животных. Том 6.
- Лифанова Т.М. – География материков и океанов.
- Лифанова Т.М. – Рабочая тетрадь к учебнику «География материков и океанов»,
- Соколова В.Е. – Жизнь животных. Том 7.
- Учебный справочник школьника (4 издание)