Основные стадии разработки учебного проекта:
- Разработка проектного задания.
- Разработка самого проекта.
- Презентация.
- Рефлексия.
Разработка проектного задания.
Учебный предмет – окружающий мир.
Возраст учащихся – 4 класс.
Состав проектной группы – учащиеся и родители.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Тематическое поле – естественнонаучное направление.
Проблема: не наносим ли мы вреда природе, когда губим деревья?
Цели проекта: Выяснить, есть ли взаимосвязь между жизнью человека и деревьев?
Цель работы над проектом: создать условия для осознания осмысления важности сохранения окружающей среды. Учить детей работе с научной литературой.
Задачи:
- Выявить взаимосвязь между деревьями и человеком.
- Оформить результаты исследования.
Вопросы проекта:
- Зачем нам деревья?
- Какова роль деревьев в природе?
- Все ли деревья одинаковы?
- Есть ли взаимосвязь между жизнью человека и деревьев?
Предполагаемый продукт проекта:
- Сочинения о деревьях.
- Утренник «Прогулка в лес»
- Посадка саженцев деревьев на территории школьного двора.
Календарный план реализации проекта
Месяц и год |
Что будет сделано? |
Подготовительный этап Сентябрь |
Запуск проекта «Моё дерево». Распределение ролей Выбор объекта наблюдения. Знакомство с деревом. Проведение классного часа на тему: «Зачем нам деревья?» |
Основной этап (исследовательский) Октябрь |
Встреча на лесной поляне. Открытое письмо “От имени природы”, спецвыпуск классной газеты «Правила поведения на природе», «Права и обязанности растений». Наблюдения за осенними изменениями в жизни деревьев: изучение кроны, листьев, плодов, семян. Заготовка корма для птиц. |
Ноябрь |
Зарисовка осенних деревьев. Запись в дневниках наблюдений о состоянии деревьев, их кроны, листьев. Посещение сельской библиотеки. Сбор информации: знакомство с источниками, отбор главного содержания. Изготовление кормушек. |
Декабрь |
Наблюдения за изменениями в жизни деревьев зимой. Подкормка птиц. Зарисовка зимних деревьев. Анализ информации. |
Январь |
Сбор информации на тему: «Какова роль деревьев в природе?» Экскурсия в зимний лес на лыжах. Обмен информацией. |
Февраль |
Подкормка птиц. Посещение школьной библиотеки. Сбор литературы. Изготовление скворечников. |
Март |
Развешивание скворечников дома и в школе. Исследование: все ли деревья одинаковые? Сбор информации. Оформление наблюдений в дневниках. |
Апрель |
Наблюдения за весенними изменениями в жизни деревьев, запись в дневниках наблюдений. Оформление результатов работы: сочинения, викторины, рисунки. Подготовка к празднику: разучивание стихов, песен, изготовление костюмов, декорации. |
Заключительный этап Май |
Проведение праздника «Прогулка в лес». Защита проекта. Посадка саженцев деревьев на территории школьного двора. Рефлексия. Что нового мы узнали о жизни деревьев? Чему научились за это время? Какое главное дело мы сделали? |
Этапы.
I. Подготовительный этап, вхождение в проект.
- Учитель знакомит с предлагаемым проектом учащихся и их родителей.
- Мотивация учащихся и родителей на активное включение в проектную деятельность.
- Класс делится на две группы. Каждая группа выбирает свой объект наблюдений. В результате среди объектов наблюдений оказались берёза, дуб, черёмуха.
- Определяются тема и цели проекта.
- Распределение обязанностей между членами группы.
Уровни участия на первом этапе:
- исследователь – пользуется дополнительными источниками знаний.
- фотограф – делает фотозарисовки.
- художник – ведёт хронику в художественном исполнении.
- участник – выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Каждый учащийся заводит словарь, куда вносит новые слова, с которыми познакомится в ходе выполнения проекта.
II. Исследовательский этап состоит из ряда заданий:
- знакомство с деревом,
- изучение кроны, листьев,
- изучение коры, ствола
- изучение плодов, семян,
- изучение животных, связанных с деревом
Учащиеся поэтапно выполняют исследовательские задачи проекта: проводят исследования, наблюдения.
Группы осуществляют поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты. Самостоятельно планируют работу.
Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми сочинений, сказок о дереве, проведения праздника «День дерева»,составление рекламы своего дерева, выполнения ряда рисунков, проведение подвижных игр, музыкальных занятий, чтение литературы по теме.
Презентация.
- Каждая группа докладывает учителю о результатах работы.
- Презентация - выступления с докладами от групп (1-2 человека от группы представляет работу ( газету, альбом, сочинения.)
- Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы Результаты исследований групп получили высокую оценку и одобрение.
.Правила поведения на природе:
- Отправляясь отдыхать на природу, оставь магнитофон дома, чтобы громкой музыкой не испугать животных;
- Понаблюдай за жизнью муравейника, не разрушай его;
- Выбирай в лесу протоптанные дорожки, не мни свежую траву;
- Послушай пение птиц, отгадай, какие звуки какой птице принадлежат, не разрушай их гнёзд и не бери в руки их яйца или птенцов, иначе твой запах отпугнёт птицу – мать от гнезда.
Права растений:
- Получать из природы всё необходимое для жизни: свет, тепло, воздух;
- Заселять территории с разными условиями окружающей среды;
- Распространять свои семена разными способами: по воздуху, по воде, «выстреливанием», с помощью животных и человека;
- Иметь разные свойства: быть колючими, жгучими, ядовитыми;
- Требовать сохранения и восстановления «краснокнижных» редких и исчезающих видов.
Обязанности растений:
- Украшать природу и дарить человеку радость;
- Вырабатывать кислород и очищать воздух от углекислого газа, задерживать пыль и шум;
- Обеспечивать укрытие и питание животных;
- Предоставлять лекарственное сырьё для человека и животных;
- Служить человеку в качестве продуктов питания, материалов для изготовления одежды, мебели и других вещей.
Словарь:
- Природное сообщество – участок природы, где живые организмы связаны друг с другом и с условиями среды.
- Окружающая среда – всё, что окружает живой организм.
- Пищевая цепь – связь, которая показывает, кто чем (кем) питается.
- Экологическая катастрофа – бедствие, несущее гибель животным организмам, возникшее в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.
- Экологический прогноз – предсказание последствий вмешательства человека в законы природы.
- Заказник – территория, где разводят какие – либо виды растений и животных по заказу государства с разрешением частичного сбора или охоты, а также занимаются акклиматизацией животных, завезённых из других стран или регионов нашей страны.
Изучение ствола коры проводится по таким заданиям:
- Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
- Погладь кору дерева. Какая она: тёплая, холодная, шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто – нибудь жить в этих трещинах?
- Понюхай кору. Что напоминает тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
- Есть ли дупла на дереве? Может ли кто – нибудь в них жить?
- Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать их в альбоме.
- Есть ли на стволе грибы?
- Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа. Как вы считаете, смогло ли дерево залечить эти раны?