Проект "Моё дерево"

Разделы: Начальная школа


Основные стадии разработки учебного проекта:

  1. Разработка проектного задания.
  2. Разработка самого проекта.
  3. Презентация.
  4. Рефлексия.

Разработка проектного задания.

Учебный предмет – окружающий мир.

Возраст учащихся – 4 класс.

Состав проектной группы – учащиеся и родители.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Тематическое поле – естественнонаучное направление.

Проблема: не наносим ли мы вреда природе, когда губим деревья?

Цели проекта: Выяснить, есть ли взаимосвязь между жизнью человека и деревьев?

Цель работы над проектом: создать условия для осознания осмысления важности сохранения окружающей среды. Учить детей работе с научной литературой.

Задачи:

  1. Выявить взаимосвязь между деревьями и человеком.
  2. Оформить результаты исследования.

Вопросы проекта:

  1. Зачем нам деревья?
  2. Какова роль деревьев в природе?
  3. Все ли деревья одинаковы?
  4. Есть ли взаимосвязь между жизнью человека и деревьев?

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Сочинения о деревьях.
  2. Утренник «Прогулка в лес»
  3. Посадка саженцев деревьев на территории школьного двора.

Календарный план реализации проекта

Месяц и год

Что будет сделано?

Подготовительный этап

Сентябрь

Запуск проекта «Моё дерево». Распределение ролей

Выбор объекта наблюдения. Знакомство с деревом.

Проведение классного часа на тему: «Зачем нам деревья?»

Основной этап (исследовательский)

Октябрь

Встреча на лесной поляне. Открытое письмо “От имени природы”, спецвыпуск классной газеты «Правила поведения на природе», «Права и обязанности растений». Наблюдения за осенними изменениями в жизни деревьев: изучение кроны, листьев, плодов, семян. Заготовка корма для птиц.

Ноябрь

Зарисовка осенних деревьев. Запись в дневниках наблюдений о состоянии деревьев, их кроны, листьев. Посещение сельской библиотеки. Сбор информации: знакомство с источниками, отбор главного содержания. Изготовление кормушек.

Декабрь

Наблюдения за изменениями в жизни деревьев зимой. Подкормка птиц. Зарисовка зимних деревьев. Анализ информации.

Январь

Сбор информации на тему: «Какова роль деревьев в природе?» Экскурсия в зимний лес на лыжах. Обмен информацией.

Февраль

Подкормка птиц. Посещение школьной библиотеки. Сбор литературы. Изготовление скворечников.

Март

Развешивание скворечников дома и в школе. Исследование: все ли деревья одинаковые? Сбор информации. Оформление наблюдений в дневниках.

Апрель

Наблюдения за весенними изменениями в жизни деревьев, запись в дневниках наблюдений. Оформление результатов работы: сочинения, викторины, рисунки.

Подготовка к празднику: разучивание стихов, песен, изготовление костюмов, декорации.

Заключительный этап

Май

Проведение праздника «Прогулка в лес». Защита проекта. Посадка саженцев деревьев на территории школьного двора.

Рефлексия.

Что нового мы узнали о жизни деревьев?

Чему научились за это время?

Какое главное дело мы сделали?

Этапы.

I. Подготовительный этап, вхождение в проект.

  1. Учитель знакомит с предлагаемым проектом учащихся и их родителей.
  2. Мотивация учащихся и родителей на активное включение в проектную деятельность.
  3. Класс делится на две группы. Каждая группа выбирает свой объект наблюдений. В результате среди объектов наблюдений оказались берёза, дуб, черёмуха.
  4. Определяются тема и цели проекта.
  5. Распределение обязанностей между членами группы.

Уровни участия на первом этапе:

  • исследователь – пользуется дополнительными источниками знаний.
  • фотограф – делает фотозарисовки.
  • художник – ведёт хронику в художественном исполнении.
  • участник – выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Каждый учащийся заводит словарь, куда вносит новые слова, с которыми познакомится в ходе выполнения проекта.

II. Исследовательский этап состоит из ряда заданий:

  • знакомство с деревом,
  • изучение кроны, листьев,
  • изучение коры, ствола
  • изучение плодов, семян,
  • изучение животных, связанных с деревом

Учащиеся поэтапно выполняют исследовательские задачи проекта: проводят исследования, наблюдения.

Группы осуществляют поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты. Самостоятельно планируют работу.

Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми сочинений, сказок о дереве, проведения праздника «День дерева»,составление рекламы своего дерева, выполнения ряда рисунков, проведение подвижных игр, музыкальных занятий, чтение литературы по теме.

Презентация.

  1. Каждая группа докладывает учителю о результатах работы.
  2. Презентация - выступления с докладами от групп (1-2 человека от группы представляет работу ( газету, альбом, сочинения.)
  3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы Результаты исследований групп получили высокую оценку и одобрение.

.Правила поведения на природе:

  • Отправляясь отдыхать на природу, оставь магнитофон дома, чтобы громкой музыкой не испугать животных;
  • Понаблюдай за жизнью муравейника, не разрушай его;
  • Выбирай в лесу протоптанные дорожки, не мни свежую траву;
  • Послушай пение птиц, отгадай, какие звуки какой птице принадлежат, не разрушай их гнёзд и не бери в руки их яйца или птенцов, иначе твой запах отпугнёт птицу – мать от гнезда.

Права растений:

  • Получать из природы всё необходимое для жизни: свет, тепло, воздух;
  • Заселять территории с разными условиями окружающей среды;
  • Распространять свои семена разными способами: по воздуху, по воде, «выстреливанием», с помощью животных и человека;
  • Иметь разные свойства: быть колючими, жгучими, ядовитыми;
  • Требовать сохранения и восстановления «краснокнижных» редких и исчезающих видов.

Обязанности растений:

  • Украшать природу и дарить человеку радость;
  • Вырабатывать кислород и очищать воздух от углекислого газа, задерживать пыль и шум;
  • Обеспечивать укрытие и питание животных;
  • Предоставлять лекарственное сырьё для человека и животных;
  • Служить человеку в качестве продуктов питания, материалов для изготовления одежды, мебели и других вещей.

Словарь:

  • Природное сообщество – участок природы, где живые организмы связаны друг с другом и с условиями среды.
  • Окружающая среда – всё, что окружает живой организм.
  • Пищевая цепь – связь, которая показывает, кто чем (кем) питается.
  • Экологическая катастрофа – бедствие, несущее гибель животным организмам, возникшее в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.
  • Экологический прогноз – предсказание последствий вмешательства человека в законы природы.
  • Заказник – территория, где разводят какие – либо виды растений и животных по заказу государства с разрешением частичного сбора или охоты, а также занимаются акклиматизацией животных, завезённых из других стран или регионов нашей страны.

Изучение ствола коры проводится по таким заданиям:

  1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
  2. Погладь кору дерева. Какая она: тёплая, холодная, шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто – нибудь жить в этих трещинах?
  3. Понюхай кору. Что напоминает тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
  4. Есть ли дупла на дереве? Может ли кто – нибудь в них жить?
  5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать их в альбоме.
  6. Есть ли на стволе грибы?
  7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа. Как вы считаете, смогло ли дерево залечить эти раны?