Отличительной особенностью современного этапа развития дошкольной образовательной системы является концентрация на использовании национально-регионального компонента в образовании дошкольников. Учет социально-культурной структуры региона, его традиций, исторических и национальных особенностей позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс во всех типах учреждений дошкольного образования, обеспечивает формирование патриотических качеств личности. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.
Среди множества форм фольклорных жанров особое место занимает русский народный танец. Занятия танцем учат не только понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Свою работу мы проводили на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 104 “Росточек” города Архангельска в старшей и подготовительной группе. В эксперименте участвовали 12 детей от пяти до семи лет. Именно этот период врачи и физиологи называют “возрастом двигательной расточительности”. О роли движений в психическом и физическом развитии ребенка говорится почти во всех книгах, брошюрах, и статьях о воспитании детей. “…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции!” (Змановский Ю.)
К пяти годам развитие опорно-двигательной системы еще не закончено, позвоночник гибок и податлив. Значит, педагогу нужно быть особенно бережным по отношению к своим воспитанникам и особое внимание уделить укреплению скелетной мускулатуры. Например, резкие движения рук могут привести к вывиху. Однако, неторопливые, спокойные северные танцы можно считать укрепляющими упражнениями, а, следовательно, они полезны. У детей 5–7 лет наблюдается незавершенность строения стопы, а именно танцевальной искусство обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу.
Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп.
Уже в пять лет дети обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно заинтересовало и взволновало. Он может адекватно реагировать на слово или слово, сочетающееся с показом. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели.
Все приведенные выше аргументы оказались для нас убедительными, чтобы определить возраст пяти лет как наиболее оптимальный для начала развития музыкально-двигательных способностей средствами танцевального фольклора.
Занятия состояли из заданий на развитие слухового внимания, звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкально-ритмических движений, творческих и исполнительских навыков. Они призваны развивать координацию движений, формировать красивую походку и правильную осанку, выразительность исполнительных навыков в танце. Занятия проводились в доступной и понятной для детей игровой форме.
Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор следующих методических приемов, которые вызывали у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, импровизационный, игровой, концентрический и метод иллюстративной наглядности.
Конечно не все дети в течении занятия были одинаково активны и эмоциональны, но мы обязательно добивались. Чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь любые методы хороши, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия в приподнятом настроении и ждал новой встречи с музыкой и танцем.
Работа осуществлялась на всех занятиях на основе музыкального фольклора.
В данной системе работы мы выделили 3 этапа.
1 этап – обучающий, был направлен на накопление навыков развития музыкально-двигательных способностей. Опираясь на подражание взрослому, ребенок осваивал разные виды движений, создавая, тем самым запас навыков и умений.
2 этап – развивающий, способствовал развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, отдельные движения и танцевальные композиции. Тем самым ребенок закреплял полученные знания, умения и навыки.
3 этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку. У детей формировалось умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные движения и танцевальные композиции.
К каждому этапу мы подходили последовательно, иногда сочетая их, но используя разный репертуар.
Программа развития музыкально-двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами танцевального фольклора.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю, продолжительностью 25–30 минут. Мальчики и девочки занимаются вместе.
Первый год обучения – 5–6 лет.
На первом году обучения преобладают элементы музыкально-ритмического воспитания, несложные элементы народных танцев, простейшие танцевальные и хороводные композиции.
Задачи развития музыкально-двигательных способностей детей в данной возрастной группе:
- воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию;
- развитие умения передавать в движении характер музыки, динамику, темп, отмечать в движении сильную долю, метрическую пульсацию и ритм;
- различать двух- и трехчастную форму произведений и их жанры;
- развитие способности передавать в движении музыкальный образ, согласовывать с музыкой движения рук и ног;
- развивать умения самостоятельно перестраиваться в круг, пары, друг за другом, выдерживать расстояние в построениях;
- развивать умение сочинять несложные танцевальные комбинации и образы, развивать воображение, умение находить свои образы и адекватно оценивать их;
- тренировать умение выражать свои эмоции в мимике;
- учить детей сочувствовать и сопереживать другим людям, воспитывать чувство такта, культурные привычки, умения вести себя в коллективе.
Учебный материал включает следующие разделы.
1. Музыкально-ритмические движения (содержит виды ходьбы и отработку элементов русского народного танца):
– Спокойная ходьба (на полупальцах, на носках, “с каблучка”), Хороводный шаг, “Пружинки”, “Пружинки с выставлением ноги” (на пятку или носок), “Дробный шаг”, “Ковырялочка” (2 вида: перед собой и сбоку), “Приставной шаг” (вперед и в стороны). Основы народного танца: Положения рук, ног и головы в парных и одиночных хороводах и плясках. Отработка движений с платочком.
2. Элементы композиций и перестроений народного танца:
круг (“шина” Арх. обл.), колонна (“шествие” Арх. обл.) по одному или по два человека, цепочка, змейка, звездочка.
3. Составление целостных композиций народных танцев и хороводов.
(Примерный музыкальный репертуар Архангельской области).
Игровые хороводы: “Шел Ванюша по угору”, “Чинчики – резинчики”, “У дедушки Трифона”, “Ах ты, мишка-медведь”, “Где был, Иванушка?”, “Сахаринка”.
Орнаментальные хороводы, “Ой вы, ветры-ветерочки”, “Ходичи” (“Уж я улком шла”, “Пошли наши девки”), “Вдоль по морю”.
Плясовые: “Эх, береза”, “У Гурьевых, у новых ворот”, “Мой миленок”, “Топотуха”.
4. Упражнения для релаксации мышечного тонуса.
Второй год обучения 6–7 лет.
Особенностью содержания работы в этом возрасте является активное включение репертуара в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность. В связи с этим репертуар усложняется и больше внимания уделяется работе над выразительным самостоятельным исполнением.
Задачи развития музыкально-двигательных способностей в данной возрастной группе.
- Воспитание интереса и любви к народной музыке, потребности знакомства с новыми фольклорными произведениями, обогащение слушательского опыта;
- развитие умения передавать в движении контрасты музыки (грусть, безмятежность и др.), уверенно передавать основные средства музыкальной выразительности;
- развивать способность различать 2–3 частную форму произведений, а также структуру сочинений;
- развивать способность передавать в пластике музыкальный образ;
- развивать умение самостоятельно находить свободное место в зале, выполнять различные перестроения, уметь моделировать их на плоскости (бумаге, фланелеграфе, доске);
- развивать умение описывать словами музыкальный образ и содержание собственных сочинений;
- формировать умение исполнять знакомые и импровизированные движения под незнакомую музыку в соответствии с ее характером и образом;
- развивать волю, произвольное внимание и двигательную реакцию в соответствии с нюансами музыки;
- тренировать подвижность нервных процессов: умения быстро менять движения и их характер в связи со сменой музыки;
- развитие способности к эмпатии – умения сочувствовать, сопереживать;
- воспитание культурных привычек и формирование чувства такта.
1. Музыкально-ритмические движения (содержат виды ходьбы и отработку элементов, характерных для танцевального творчества Севера).
Спокойная ходьба (на носках, на полупальцах, с “каблучка”), хороводный шаг (вперед и назад), приставной шаг (с полуприседанием вперед и в сторону), переменный шаг, шаг с притопом, “гармошка”, “елочка”, шаг с припаданием, “моталочка”, “ковырялочка” с подскоком, пружинящий шаг, перекрещенный шаг в сторону. Основные положения рук, ног, головы, обращение с платочком (в парах и по одному), поклоны ( см. приложение № 4).
2. Элементы композиций и перестроений народного танца.
Круг – полукруг; колонна по одному, по два, по три, по четыре; круг – два круга; шеренга – колонна; цепочка – “змейка”; круг – “звездочка”; шахматное перестроение колонны; круг в круге – “корзиночка”, “воротца”, “карусель”; круг – “улитка”.
3. Составление целостных композиций народных танцев и хороводов. (Примерный музыкальный репертуар Архангельской области).
Игровые хороводы: “У медведя во бору”, “Ванечка, где бывал?”, “Летел голубь”, “На дощечку, на площечку”, “Рыбка-окунечек”, “Лень”, “Заинька”, “Вербушка”, “Мак-маковистый”, “Покойник” (святочная игра).
Орнаментальные хороводы: “Ходичи” (“Кума ходит по двору”, “Пошли наши гусли”, “Уж мы вьем, вьем капусточку”), “Земляниченька”, “Пороща”, “Я капустицу полола”, “Цветики”, “Лебедушки”.
Плясовые: “Частушки с переплясом”, “Было у матушки 12 дочерей”, “Пасхальная кадриль”, “Ты береза”, “Прялица – кокорица”, “Тетушка – деленка”, “Как задумал, да пошел”, “С потолку сажа кипит на голик”.
4. Творческие задания по составлению танцевальных композиций и их элементов. Для самостоятельного составления композиций детям предлагались карточки и схемы на выбор (см. приложение).
5. Упражнения для релаксации мышечного тонуса.
Изучение программы начинается с несложных движений и заданий на первом году занятий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году.
Распределение материала и целесообразность его использования определяется педагогом индивидуально, в зависимости от способностей и подготовленности учеников.
При составлении плана занятий нужно помнить, что последовательность изучаемых движений не может быть случайной. Следует учитывать их полезность, возможность сочетания одних с другими, сезонность композиций, равномерное распределение нагрузки (если преподаватель сочтет необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение нужно сократить).
Разработка построения педагогического процесса, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции игровой, театрализованной, концертной музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
Дети различают характер музыки, эмоционально откликаются на нее в движениях, отмечают в движении законченность мелодии хлопком или притопом.
Имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных фольклорных произведений. Узнают их по мелодии, могут исполнить с музыкальным сопровождением и без него.
Дети хорошо воспринимают и передают ритмический рисунок в разных видах движений, двигаются под музыку в соответствии с ее ритмом.
Дети без труда определяют жанры танцевального фольклора, говорят о средствах музыкальной выразительности. Знают характерные для танцевального фольклора термины. Называют наиболее известные коллективы исполнителей фольклорной музыки.
При выполнении различных заданий у детей наблюдается пластичность, выразительность движений, умение двигаться под музыку в соответствии с ее характером и образом.
Задания на творчество не вызывают у детей затруднений. В их сочинениях присутствует разнообразие характеров и образов, созданных на основе самостоятельного подбора адекватных характерных движений. Наблюдается своеобразие в построениях танцевальных композиций.
Как показал эксперимент, у детей, занимавшихся танцевальным фольклором, образовался достаточно прочный запас двигательных умений и навыков. Ребята обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность и интерес к познанию. Все это помогает старшим дошкольникам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной деятельности.
Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью танцевального фольклора, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
От региональной культуры – к многонациональной культуре человечества – таков путь, по нашему мнению, воспитания человека-гражданина. Русский Север имеет для этого уникальные образовательно-воспитательные возможности.
И закончить мне бы хотелось словами нашего гениального земляка М.В. Ломоносова, большого знатока и любителя народной музыки, который заметил, что “… сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают”.