Совещания-семинара классных руководителей от года
Повестка:
- Взаимодействие классного руководителя и семьи как фактор профилактики девиантного поведения у детей. Задачи, классного руководителя в работе с проблемными семьями (зам. директора по ВР ).
- Основные направлениями работы классного руководителя
- Занятость учащихся класса в творческих объединениях района (Приложение 3).
- Организация индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями и детьми “группы риска”. Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения (Приложение 2).
МОУ СОШ с УИОП пгт. Ленинское с "трудными" учащимися: изучение проблемных детей, составление индивидуального плана работы с этими детьми, организация помощи педагогически запущенным детям (Приложение 2).
Выступали:
Заслушали зам. директора по ВР, которая заметила, что девиантное поведение, по мнению психологов, характеризуется поступками, которые противоречат принятым в обществе нормам. Эти поступки проявляются в виде несбалансированности психических процессов, уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Различают несколько типов проблемных семей (Приложение 1):
- семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей,
- семьи, где господствует безнадзорность,
- семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью,
- семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью,
- семьи, в которых трудные родители.
Чаще всего девиантное поведение – это проблема родителей, так как дисбаланс детско-родительских отношений ведёт к формированию стойких психологических проблем и комплексов. Так, например, “семья– санаторий”, где мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. Результат – перегрузка нервной системы, чреватая нервными срывами, усиление реакции протеста. “Семья крепость” – родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышению неуверенности в себе, безинициативности ребёнка. “Семья– третий лишний”– преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, внимание ребёнка родители фиксируют на его недостатках. У таких детей часто возникает опасение за жизнь и здоровья родителей, они с трудом переносят разлуку и с трудом находят контакт с окружающими. Всё это должны понимать родители и знать о последствиях. Пусть об этом им напомнит классный руководитель.
Не секрет, что неблагополучная семья, где ребёнок, к примеру, становится заложником пьяного отца и вечно раздражённой матери–среда формирования личности с отклонениями от общепринятых норм поведения. Здесь классный руководитель должен действовать в союзе со школьным социальным педагогом, проводить методическую работу в двух направлениях – в направлении родителей, а также ребёнка. Но не следует забывать, что какой бы неблагополучной не была семья, именно она – среда обитания ребёнка, именно в ней он проводит основную часть времени, и никто не в праве посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, если они не лишены родительских прав.
Классный руководитель здесь должен выступить в роли доброго, компетентного, советчика, проявить своё небезразличие и попытаться изменить ситуацию в пользу ребёнка. Но не всегда органы опеки и попечительства располагают достаточной информацией, которая позволила бы вмешаться и защитить права ребёнка. Классный руководитель не должен остаться в стороне, если ситуация ему знакома, хотя её и пытаются скрыть родители.
Здесь необходимо принять к сведению и то, что распространённые до последнего времени меры общественного воздействия на родителей могут не дать желаемого результата, более того – навредить. Например, на работу отцу сообщают, что он пьянствует и не занимается воспитанием своего ребёнка, вследствие чего его увольняют и материальные проблемы в семье усугубляют проблемы воспитательные. Кто, как не классный руководитель должен не допустить огульных решений.
Зам. директора по ВР организовала дискуссию с присутствующими классными руководителями о задачах воспитательной работы классного руководителя с семьёй учётом типа проблемной семьи.
В результате обсуждения темы педагоги сделали вывод, что принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку. Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я – положительное и Я — отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание прощение, щадящий подход, помощь.
Классные руководители проинформировали о занятости учащихся в творческих объединениях района. Зам.директора по ВР проанализировала деятельность классных руководителей школы и отметила, что все классы приняли участие в общешкольных и классных мероприятиях в течение 2008 года . Отметила, что 80 % учащихся классов коррекционного обучения V11 вида 7в( .),5в( .), 9б( .) посещают кружки, секции района.
А наиболее активными учащимися стали: 6в( .), 3в( .),2в ( .) – занято 100% детей. Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения строится по-разному (таблица).
Итак, педагогическая грамотность, психологическая компетентность, толерантность, тактичность, искреннее желание помочь, активная жизненная позиция, коммуникабельность, умение владеть собой в любой ситуации, чувство юмора, наконец – вот то, что поможет классному руководителю совместно со школьным психологом и родителями выправить аномальное поведение ребёнка, сохранив тем самым полноценного члена общества.
Решение:
- Классным руководителям школы продумать мероприятия по профилактике ДТП с участием обучающихся.нарушения обмена веществ и заболеваний органов пищеварения с учащимися школы(до 8.03).Провести инструктаж с детьми О правилах поведения на дороге, о правилах поведения в чрезвычайной ситуации.
- Руководителям творческих объединений и классным руководителям привлекать в деятельность творческих объединений детей с проблемами в поведении и развитии создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка, опираясь на положительные качества ребёнка.
- Классным руководителям записывать и анализировать темы индивидуальных бесед с ребёнком и привлекать специалистов школы для разрешения проблем детей.
Методические рекомендации разработаны на основании инструктивных писем “О мерах по совершенствованию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” Московской и Кировской областей.